Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Управленческие отношения - это система взаимосвязей между субъектом и объектом управления. Когда реализуется управленческое взаимодействие, то между субъектом и объектом существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТУ.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)
  1. Отношения централизма и самостоятельности

 

Функционирование и развитие общественного организма осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно как общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

 

Обе стороны этих отношений органически присущи деятельности субъектов управления, существуют неразрывно, в диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма и самостоятельности находят в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого процесса.

 

Отношения централизма — это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления. При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости от выполнения общих или частных функций управления. Такого рода отношения существуют, например, между общегосударственным аппаратом и отраслями, отраслями и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.

 

Две стороны отношений — централизм и самостоятельность— в деятельности субъектов управления взаимно дополняют друг друга. Чем больше прав и обязанностей у одних, тем меньше их у других. Работа механизма социального управления требует определенного соответствия между централизмом и самостоятельностью. Централизм в управленческих отношениях оправдан лишь в той мере, в которой он необходим для обеспечения движения объекта управления к общей цели. Наиболее успешно решение этой задачи в деятельности центральных органов управления достигается на основе принципа — разрешено все, что не запрещено.

 

Данный принцип вытекает из специфики социального управления, его общих законов. Достижение общих интересов осуществляется тем эффективнее, чем более око осуществляется через реализацию особых интересов. Чрезмерная централизация сужает сферу такой реализации, возможности для раскрытия творческих способностей, учета всей специфики положения объекта социального управления, без которой невозможно принять правильное управленческое решение и которую нельзя в необходимой мере учесть из тигра. При этом, как показывает практика, резко возрастает загруженность центральных органов управления частными задачами, падает способность видеть стратегическую перспективу, повышается вероятность необоснованных решений, снижается творческая инициатива исполнителей.

 

Единство централизма и самостоятельности в деятельности субъекта управления диалектично, имеет противоречивый характер. Определенные противоречия между интересами нижестоящих и вышестоящих участников управленческого процесса возникают в силу отличия их положения в системе управленческих отношений, наличия особых интересов у каждого из них. Превалирование особых интересов вышестоящих органов управления приводит к стремлению расширить свои права, усилить централизацию, а у нижестоящих — как можно полнее освободиться от нее.

 

Преодоление негативной тенденции к чрезмерной централизации в социальном управлении требует перераспределения прав и обязанностей между вышестоящими и нижестоящими органами управления в пользу последних, ограничения прав и обязанностей вышестоящих органов теми, которые необходимы для обеспечения общей цели управления. Особенно, важно создание условий, определение гарантий невмешательства в деятельность нижестоящих участников управленческого процесса со стороны вышестоящих вне рамок их установленных полномочий. В свою очередь, должна быть обеспечена способность вышестоящих органов воздействовать на нижестоящие для приведения их деятельности в соответствие с общественно необходимыми требованиями. Отсутствие такой способности приводит к развитию группового эгоизма, дезорганизующего жизнь общества, о чем свидетельствует практика первых лет осуществления перестройки экономической системы в нашей стране.

 

В основе системы распределения прав и обязанностей должны лежать рассмотренные выше законы взаимодействия, единства и независимости особых интересов субъектов управленческих отношений. Реализация данных законов на практике означает определение соответствующих связей, взаимного положения, границ деятельности для участников процесса управлении. Эти связи устанавливаются с помощью нормативных документов, где характеризуются управленческие функции субъектов, их права и обязанности, процедуры их осуществления. Именно таким способом создаются рамки реализации всеобщего интереса, возможности для самовыражения особых интересов, их тесного взаимодействия.

 

Принципом, на базе которого происходит распределение функций, полномочий, прав и обязанностей между субъектами управления, является сбалансированный приоритет. Он предполагает создание в сфере взаимодействия субъектов нескольких зон. Первая — зона приоритета одного субъекта управления, включающая совокупность функций, решающая роль (права и обязанности) в осуществлении которых принадлежит данному субъекту. Вторая — зона приоритета другого субъекта управления. Третья—зона паритета, где оба субъекта равноправны, решения принимаются на основе общего согласия сторон, консенсуса.

 

В зонах приоритета деятельность каждого из субъектов может развиваться самостоятельно. Они являются независимыми и полноправными в рамках установленных полномочий. Исключается вмешательство в дела друг друга. Зона паритета является зоной, где пересекаются общие и особые интересы субъектов управления. Здесь создаются возможности для отыскания взаимоприемлемых, согласованных решений, что позволяет учесть многообразие интересов на пути совместного достижения поставленной цели. Реализация принципа сбалансированного приоритета особенно важна при организации взаимодействия соподчиненных субъектов управления. Установление зоны юридически и реально гарантированной независимости нижестоящего субъекта дает возможность активно включать его интересы, развивать самодеятельность, сводить до минимума произвольные вмешательство вышестоящего субъекта управления, не допускать бюрократизации. Конкретная совокупность функций, прав и обязанностей, составляющая содержание зон приоритета и паритета, зависит от особенностей управленческой деятельности, характера выполняемых задач. С их изменением меняется и содержание зон, сохраняется при этом общий принцип организации. Достижение и поддержание единства централизма и самостоятельности имеет огромное значение для обеспечения жизнедеятельности общества, каждой его сферы. Практическая реализация этого принципа предусматривает четкое разграничение функций центра и мест, прав и сфер их деятельности, выработку механизма согласования общесоюзных, республиканских и местных интересов.

 

 

  1. Отношения субординации и координации

 

 

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации — это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне — между руководителями и исполнителями.

 

Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса. Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

 

Для ведения субординационных отношений субъекту управленческой деятельности придаются функции распорядительства, осуществление которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе управления, устранения стихийности в деятельности участников управленческого процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

 

Сложность и многообразие объекта социального управления, его целей и задач, видов деятельности обусловливает необходимость наряду с вертикальными горизонтальных связей между отдельными его социальными элементами в процессе жизнедеятельности общества. Это предполагает наличие соответствующих отношений между субъектами управленческой деятельности, реализующими такие связи, — отношений координации. Данные отношения характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации есть проявление самостоятельности субъектов управленческих отношений.

 

Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные, специфические функции и входящими в различные линии субординации. В качестве таких звеньев выступают, например, органы управления смежных отраслей, предприятий, цехов — в экономической сфере; общественных организаций — в политической сфере и т. п.

 

Отношения координации предоставляют участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Происходит адаптация, их взаимное приспособление на основе достижения единой цели, что позволяет найти наилучшие пути движения к но;;, Цель выступает объективным организующим, координирующим началом, связывает особые интересы субъектов управленческих отношений и общим интерес, который придает их действиям единую направленность. Исключительную роль приобретают демократические методы выработки единой цели, социально-экономические и организационные методы формирования отношений координации при её реализации. К числу таких методов можно отнести методы обсуждения, изучения общественного мнения, программно-целевой метод и т. п.

 

 

  1. Отношения ответственности

 

 

Одним из важнейших элементов системы управленческих отношений, обеспечивающих во взаимодействии с другими ее элементами функционирование и развитие механизма социального управления, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели. По существу, ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления в том случае, если деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого (например, неправильные управленческие решения, некачественно выполненные работы).

 

Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма и самостоятельности, субординации и координации. Обеспечивая действие механизма выполнения прав и обязанностей, ответственность является необходимой основой существования всей структуры управленческих отношений.

 

Объективной основой установления отношений ответственности в социальном управлении являются интересы субъектов управленческой деятельности. Отношения ответственности между ними реально существуют, если они устанавливаются посредством и взаимодействия особых интересов субъектов управления, когда от выполнения принятых взаимных прав и обязанностей зависит реализация собственных интересов этих субъектов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение прав и обязанностей влечет нанесение ущерба собственным интересам, и наоборот, Права и обязанности субъектов управленческой деятельности определяются потребностями общества, отдельных общностей. Поэтому отношения ответственности, воздействуя на собственные интересы участников управленческого процесса, создавая их заинтересованность в достижении общей цели, служат важным цементом механизма соединения, гармонизации индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

 

Ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые предъявляют друг другу субъекты управленческих отношений – индивиды, социальные группы, коллективы — по выполнению взаимных прав и обязанностей. Эти связи, образующие объективную основу отношений ответственности, устанавливаются путем закрепления соответствующих экономических, правовых и нравственных норм, плановых заданий, системы материального и морального поощрения, санкций, которые воздействуют на субъектов ответственности в целях придания их действиям необходимой направленности. В этом смысле ответственность является важнейшей предпосылкой успешного осуществления социальным управлением своих функций.

Информация о работе Управленческие отношения: понятие, сущность, классификация