Управление как система знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Наука управления систематизирует знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Данная наука находится на стыке как гуманитарных, так и математических областей знания. С точки зрения совокупности знаний, управление – это объект системы гуманитарных и математических наук. Такими науками являются: экономика, математика, социология, психология, педагогика, кибернетика, и др.
Для грамотной организации управленческой деятельности необходимы знания о закономерностях связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ, в свою очередь для результативного производства которых необходимы знания психологии, которая помогает созданию правильной мотивации и побуждения, знание социологии –для проведения оценочной деятельности для грамотного распределения материальных и нематериальных благ и т.д. Таким образом наука управления объединяет эти знания в единую систему.

Содержание

Управление как объект системы наук
Целевой образ: структура, динамика, нормы и правила управления
Понятие связи в управлении
Решения в системах управления
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теория управления 1.docx

— 50.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки

Томский государственный университет систем управления и

радиоэлектроники

 

Контрольная работа №1

по дисциплине «Теория управления»

учебное пособие Е.С.Пивнев

«Управление как система знаний»

 

Выполнила студентка второго курса

 факультета дистанционного  обучения

специальности 081100.62

 

 

Лобанова  Елена Александровна

27.03.2013

 

 

 

 

 

г. Сургут 2013

 

Оглавление:

  1. Управление как объект системы наук
  2. Целевой образ: структура, динамика, нормы и правила управления
  3. Понятие связи в управлении
  4. Решения в системах управления
  5. Выводы
  6. Список литературы

 

  1. Управление как объект системы наук

Наука управления систематизирует знания о том, как  осуществлять управленческую деятельность. Данная наука находится на стыке  как гуманитарных, так и математических областей знания. С точки зрения совокупности знаний, управление – это объект системы гуманитарных и математических наук. Такими науками являются: экономика, математика, социология, психология, педагогика, кибернетика, и др.

Для грамотной  организации управленческой деятельности необходимы знания о закономерностях связанных с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ, в свою очередь для результативного производства которых необходимы знания психологии, которая помогает созданию правильной мотивации и побуждения, знание социологии –для проведения оценочной деятельности для грамотного распределения материальных и нематериальных благ и т.д. Таким образом наука управления объединяет эти знания в единую систему.

В качестве объектов управленческого воздействия  выступают отдельные индивиды, группы или коллективы, осуществляющие трудовую деятельность. С этой точки зрения управление является направленным воздействие  на индивида или группу людей для  достижения определенной цели.

Как наука, теория управления зародилась в конце 19 века с созданием школы научного управления, родоначальником которой выступил Ф. У. Тейлор, впервые применивший научный подход к практике управления. Кроме этого основными вкладами данной школы в теорию управления стало выделение функции планирования в самостоятельную деятельность руководителя, разработка концепций «достигающего руководителя» и «достигающего работника».

Не менее  важную роль в становлении теории управления сыграла школа административного управления А. Файоля, впервые выделившей основные функции и принципы управления. Именно А. Файоль дал первое научное определение понятию управление.

Большой вклад в науку управления внесла школа психологического направления  «Доктрина человеческих отношений» Э. Мейо. Главной ее заслугой стало перенесение акцента управления с бизнес-процессов на людей. В основе научного наблюдения данной школы лежат человеческие взаимоотношения внутри организации.

Стоит отметить, что в теории управления сочетают теоретические знания и проектные знания (добываемые путем эмпирического опыта).

Теория  деятельности – это создание теоретических  моделей на основе научного подхода, которые помогают учесть всевозможные внутренние и внешние факторы в управленческой деятельности и используются для создания проектов и проектных знаний.

Проектные знания – это знания полученные от итоговой работы в реальных условиях того или иного проекта.

Проектные знания позволяют добывать новые  теоретические знания, которые в  дальнейшем используются для получения  новых проектных знаний, таким  образом устанавливается взаимосвязь  между теорией деятельности и  проектным знанием.

Особенно  важными в управлении являются оценочные  и методологические знания.

Оценочные знания - это знания позволяющие определить значимость или ценность объекта, проекта или процесса, относительно их цели и назначения.

Методологические  знания – это подробное описание какого либо процесса, позволяющие  правильно выполнить данный процесс.

Существуют  различия между методологическим и  проектным знанием, которые заключаются  в том, что если методология дает знание о какой либо деятельности и объекте этой деятельности, то проектное знание позволяет привести к деятельности и созданию чего-то нового, на основании полученного опыта.

Соотношение проектных и традиционных знаний можно рассмотреть в доктринах неолиберализма в работах австрийского экономиста и социолога Ф.Хайека, согласно его доктрине неолиберализм – это направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации, имеющее высокую ценность принципов экономического либерализма, которые ограничивают вмешательство государства в экономические процессы, что позволит развивать и реализовывать творческие знания, как пример может служить Америка, ее способность впитывать лучшие таланты. Самые светлые умы из Китая, Индии, России, Бразилии и других стран стекаются в США, потому, что США позволяет реализовывать эти самые знания и идеи, что служит примером детермизма.

Детерминизм - это координация деятельности индивидов, которая осуществляется путем соблюдения универсальных правил поведения с одновременным представлением индивиду определенной сферы автономии, благодаря детермизму природные явления различной сложности становятся познаваемыми, и на этой основе становится возможным развитие науки и современное промышленное производство во всей его сложности.

В свою очередь  на территории России в условиях сложившегося экономического кризиса Государство  пытается монополизировать мощнейшие  экономические структуры, что ограничивает индивидуализм, который согласно работе Ф.Хайека «Индивидуализм: истинный и ложный», лежит в основе цивилизации. Данный пример может служить примером идетермизма, в котором Государство стремясь к общественному благу, вопреки своим намерениям ущемляет интересы индивида.

Индетерминизм - это жесткая иерархия часто определяемых целей, установление которых требует недостижимой в реальности степени общественного согласия, сопровождающимися применением мер принудительного характера.

Таким образом  можно сделать вывод о большой роли новой управленческой парадигмы (системы взглядов вытекающих из основополагающих идей, определяющих их сущность и главные направления в тот или иной период).

Новая парадигма  управления отказывается от управленческого  рационализма классических школ менеджмента. Она применяет правильность воздействий  на внутренние факторы организации, гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Использовании в управлении теории систем, ситуационный подход к управлению, признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организации.

А также  выделить такую особенность в  управлении в обществе, как природа  управленческого воздействия.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должно выполнять данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. 

Руководитель  воплощает свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивирования. 

Мотивация – процесс пробуждения себя и  других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Основывается на идентификации тех  внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать  так, а не иначе. 

Побуждение  – ощущение недостатка в чем –  либо, имеющее определенную направленность. 

 Задача функции мотивации состоит в том, что бы члены организации действительно выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом. Для этого необходимо, во-первых, определить, каковы же на самом деле потребности, через которые можно мотивировать работников и обеспечить выполнение работы; во-вторых, обеспечить для работников возможность удовлетворять свои потребности через хорошую работу.

Потребности делятся на первичные (физиологические, врожденные) и вторичные (психологические), например, потребность в успехе, уважении, привязанности, во власти и потребность в принадлежности кому-либо или чему- либо. 

 

  1. Целевой образ: структура, динамика, нормы и правила управления

Цели как факторы  управленческой деятельности. Виды целей

Ни одна компания не может развиваться  без четко сформулированной цели, поскольку цель – это своего рода ориентир, направление движения и  приложения усилий. Целевое начало в деятельности организации задается в первую очередь тем, что ее деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких групп или совокупностей людей, как собственники организации, сотрудники организации, покупатели, деловые партнеры, местное сообщество и общество в целом1.

Существует несколько классификаций целей. В данной контрольной работе рассмотрим 2 из них: с точки зрения периода достижения цели и в зависимости от их измеряемости.

По периоду достижения цели делятся  на краткосрочные и долгосрочные (иногда еще выделяют оперативные  цели). В основе такого разделения находится  временной период достижения цели. Обычно к краткосрочным целям  относят цели, достигаемые в течение  одного производственного цикла. На практике, это цели, поставленные на временной период до года. Соответственно, к долгосрочным относятся цели на 2-3 года. Если выделять отдельно оперативные  цели, то это цели с очень маленьким  временным периодом их достижения. Обычно их формулируют в виде подцелей или задач.

В зависимости от измеряемости, цели делятся на количественные и качественные. Количественные цели могут быть охарактеризованы в математическом выражении. Например, установленный уровень прибыли является количественной целью. Качественные цели имеют косвенное измерение и характеризуют некое состояние объекта, установленное целью. Например, определенная степень удовлетворенности покупателей товаром – это качественная цель.

В независимости от отрасли, в которой  работает организация, существуют 4 основные области, в отношении которых  обязательно должна быть установлена  цель. Это:

- уровень доходов организации

- работа с клиентами

- работа с персоналом

- социальная ответственность

Уровень доходов организации показывает, насколько эффективно работает данная организация в определенных условиях. По ней организация ориентируется  на дальнейшее развитие. Цели работы с  персоналом должны включать в себя количество и качество нанятого персонала, их мотивацию, обучение, управление их карьерным ростом и т.д.

Целевая аудитория

Цели  работы с клиентом помимо всего прочего  включают такое понятие как целевая аудитория организации.  Каждая компания имеет определенный охват потенциальных покупателей, заинтересованных в приобретении товара или услуг, предоставляемых данной компанией. Т. о., целевая аудитория – это те потенциальные клиенты, которым интересен данный вид товара или услуги. Сама компания устанавливает для себя определенный уровень и область охвата потенциальных клиентов в зависимости от размеров компании, ее географического положения, ее эффективности и пр.

Методы работы с целевым  образом

Грамотному  выстраиванию иерархии целей обязательно  предшествует формирование целевого образа, как отдельного элемента целевой  аудитории, на основе миссии организации. Он требует определенного описания: пол, возраст, профессия, материальное положение, увлечения и пр.

К методам работы с целевым образом  относят постановку главной цели, созданию дерева целей, описание ее характеристики и условий достижения, нахождение организаций или людей, с помощью  которых можно достичь и воздействовать на целевой образ. Причем при формулировании цели нужно учитывать основные требовании к постановке целей:

- цели должны быть достижимыми (невозможно ставить нереальные, заведомо невыполнимые цели)

- цели должны быть гибкими (при изменении внешних или внутренних условий должна быть возможность корректировки целей)

- цели должны быть измеримыми (чтобы понять, получилось ли достичь данную цель, должны быть конкретные параметры ее измерения, на основе которых делаются выводы)

- цели должны быть конкретными (цель должна быть максимально четкой и понятной)

- цели должны быть совместными (цели не должны перекрывать друг друга, иначе действия по ним так же будут противоречить друг другу)

- цели должны быть приемлемыми (при установки целей необходимо учитывать интересы общества, моральны и другие нормы и т.д.)

Нормы в составе  управленческого проекта

Выше  упоминалось, что при работе с  целями необходимо учитывать нормы  общества, организации и отдельных  людей. Социальная норма – это  общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов  и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены2.

Нормативы должны быть установлены во всех подсистемах  организации, а также и в постановке целей, поскольку любая организация  функционирует в обществе и не может быть отрезана от него. Организации  необходимо строго соблюдать набор  принятых нормативов, особенно экономических  и юридических. Нормативы упорядочивают  процессы в организации, определяют в какой-то мере ее структуру и  корректируют ее функционирование в  соответствии со средой организации. Необходимо также учитывать, что с течением времени изменяются условия функционирования организации, меняется ее окружающая среда, соответственно меняются и нормативы. Причем, стоит отметить, что нормы  могут устанавливаться как на сами процессы управления, структуру  организации, общие системы ее функционирования, так и на продукцию и услуги, которые она производит. Например, известный стандарт качества ISO, имеющий множество объектов нормирования. Таким образом, можно выделить основные функции норм в организации:

Информация о работе Управление как система знаний