Типизация торговых предприятий. Характеристика современных типов магазинов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для широкого распространения. Типизация торговой сети как бы закрепляет разделение труда между отдельными магазинами, которые доводят до покупателей определенные группы товаров.
На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечиваются возможности внедрять прогрессивные технологические решения, более полно увязывать технологические и архитектурно-строительные требования на стадии проектирования, стандартизации оборудования, применять типовые решения по формированию ассортимента товаров, определению штатов магазинов, упорядочению товароснабжения, организации труда.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 45.55 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 5. Типизация торговых предприятий. Характеристика современных типов магазинов

 

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для широкого распространения. Типизация торговой сети как бы закрепляет разделение труда между отдельными магазинами, которые доводят до покупателей определенные группы товаров.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечиваются возможности внедрять прогрессивные технологические решения, более полно увязывать технологические и архитектурно-строительные требования на стадии проектирования, стандартизации оборудования, применять типовые решения по формированию ассортимента товаров, определению штатов магазинов, упорядочению товароснабжения, организации труда.

В процессе типизации устраняется  излишнее многообразие магазинов, создаются  условия для рационального построения сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, применения индустриальных методов строительства.

Типы торговых предприятий не являются постоянными. Они совершенствуются под влиянием социально-экономических факторов.

Тип торгового предприятия определяется его профилем, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

Характеристика  основных типов магазинов:

"Универмаг  - крупное розничное предприятие, торговой площадью более 600 м2, с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее обособленные специализированные секции (отделы), оказывающее широкий спектр дополнительных услуг населению, работающее на полном или внутреннем хозрасчете. Возможно наличие секции (отдела) по реализации продовольственных товаров, кулинарных, кондитерских изделий, кафетерия и др. К универмагам относятся крупные магазины по торговле товарами для детей и молодежи (табл. 7.1).

Супермаркет - розничное торговое предприятие, торговой площадью более 250 м2, с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30%. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия.

Мини-маркет - небольшое розничное предприятие, торговой площадью

30-150 м2,- с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами, в зависимости от категории, составляет примерно 40-50%.

Продтовары - розничное предприятие по реализации продуктов питания, торговой площадью 70-200 м2. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.

Специализированные  магазины - по продаже отдельных групп*' продовольственных товаров =- небольшие розничные предприятия торговой площадью 30-100 м2, реализующие отдельное группы продовольственных товаров.

Промтовары - розничные предприятия торговой площадью 100-400 м2 по продаже промышленных товаров, преимущественно массового спроса.

Специализированные магазины - по торговле отдельными группами промышленных товаров. Данный тип включает, как правило, две группы предприятий: крупные, торговой площадью более 150-400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные материалы, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т.п.; мелкие, торговой площадью до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею-парфюмерию, подарки, посуду и т.п.

Дом торговли - комплексное предприятие общей торговой" площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, размещенных в одном здании, с единым руководством и работающее на полном хозяйственном расчете. В состав дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия общественного питания, а также мелкооптовый магазин-склад. Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций. В частности, дом торговли, наряду с продажей товаров населению, общественным питанием, оказывает разнообразные услуги, осуществляет маркетинговое обслуживание производителей товаров и других предприятий, реализует через магазин-склад товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.

Фирменный магазин - небольшое предприятие, торговой площадью до 150 м2, с ограниченным ассортиментом промышленных или продовольственных товаров, находящееся в подчинении промышленного, сельскохозяйственного или другого предприятия (объединения, фирмы, специализированной оптовой базы и т.п.)- Предприятие данного типа должно изучать спрос населения на товары, оказывать разнообразные услуги и проводить активную маркетинговую политику.

Удобный (дискантный) магазин - небольшое розничное предприятие, торговой площадью до 100 м2, с ассортиментом продовольственных и промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Отличительной особенностью данного типа предприятия является создание в нем дополнительных удобств или преимуществ по сравнению с другими предприятиями: удлиненный или круглосуточный режим работы; более низкие цены; совмещение функций розничной торговли, бытового обслуживания, закупок сельскохозяйственной продукции; месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, в зонах отдыха и т.д.

См. Таблица 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Основные типы магазинов потребительской кооперации

 

Номер п/п

Тип магазина

Варианты текста вывески

Примерная торговая площадь, м2

1.

Универмаг

Универмаг. Детский мир. Молодежный

600, 800, 1000, 1200 и более

2.

Супермаркет

Супермаркет. Универсам

250, 400, 550 и более

3.

Минимаркет

Минимаркет. Товары повседневного спроса. Магазин

30, 50, 70, 100, 150

4.

Продтовары

Продтовары. Продукты. Продовольственные  товары. Гастроном

70, 100, 150, 200

5.

Специализированный магазин по продаже  отдельных групп продовольственных  товаров

Хлеб. Сельхозпродукты. Овощи и фрукты. Колбасы. Мясо и молоко. Кондитерские изделия. Кулинария. Вино и водка  и т. п.

30, 50, 70, 100

6.

Промтовары

Промтовары. Промышленные товары

100, 150, 250, 400

7.

Специализированный магазин по продаже  отдельных групп непродовольственных  товаров

Хозтовары. Строительные материалы. Товары для дома. Культтовары. Техника. Товары для приусадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйство. Одежда. Обувь. Трикотаж. Галантерея и парфюмерия. Подарки. Книги и т. д.

70, 100, 150, 250, 400 и более

8.

Дом торговли

Дом торговли. Торговый центр

1000, 1500 и более

9.

Фирменный магазин

Фирменный магазин. Кооператор. Дары природы. Коммунарка. Неман. Горизонт и т. д.

100, 150

10.

Удобный (дискаунтный) магазин

Удобный магазин. Комфорт. Комиссионный магазин. Товары по сниженным ценам. Пайщик. Ветеран. Магазин - заготпункт и др.

50, 70, 100


 

 

 

 

 

 

Вопрос № 25. Централизованная и децентрализованная доставка товаров, их характеристика.

 

Для организации торговли и обслуживания покупателей важное значение имеют методы товароснабжения. Снабжение розничных торговых предприятий может осуществляться с непосредственным участием работников этих предприятий или без них. Первый метод товароснабжения получил название децентрализованного. В этом случае работники розничных торговых' предприятий получают товары непосредственно со склада поставщика. При организации завоза товаров своими силами и средствами работники магазинов отвлекаются от выполнения своих основных обязанностей, связанных с продажей товаров нерационально используются транспортные средства, что приводит к увеличению издержек обращения.

Децентрализованный завоз товаров  не подвергается планированию и рациональной организации операций, связанных с отборкой товаров, оформлением документов, погрузочно-разгрузочными работами. Для получения товаров от поставщиков работник магазина, выезжающий за товаром, должен иметь надлежаще оформленную доверенность на право получения товаров и составленную заявку, в которой должны быть указаны ассортимент и количество товаров, необходимых получателю. На основании этих документов поставщик оформляет счет-фактуру и производит отпуск товаров. К поставщикам, как правило, приезжает одновременно много получателей товаров, поэтому работники розничных торговых предприятий тратят много времени на получение товаров.

Достоинством децентрализованного завоза товаров является то, что работники магазинов имеют возможность на месте ознакомиться с ассортиментом товаров и принять те, которые необходимы для удовлетворения спроса населения. Отгрузка товаров производится в день отборки.

Централизованная доставка товаров - это завоз товаров силами и средствами поставщика или транспортных предприятий по заявкам магазинов. При этом методе завоза товаров их отборка производится работниками магазинов и по заявкам (письменным или телефонным).

Централизованная доставка товаров  является прогрессивной формой завоза и необходимым условием внедрения рациональной технологии товароснабжения магазинов. Преимущество централизованной доставки товаров в сравнении с децентрализованной проявляется в следующем:

• планомерно организуется завоз  товаров в розничную торговую сеть в соответствии с утвержденными графиками и маршрутами;

• ответственность за доставку товаров  возлагается на поставщиков или транспортные предприятия;

• работники розничных торговых предприятий не отвлекаются для поиска транспорта, поездок к поставщикам, организации загрузки транспорта, экспедирования товаров и все рабочее время посвящают выполнению своих прямых обязанностей по обслуживанию покупателей;

• более ритмично организуется завоз  товаров, что способствует нормализации товарных запасов, обеспечению широкого и устойчивого ассортимента товаров в розничной торговой сети; v

• уменьшаются потребности в  складской площади;

• внедряется комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, широко используется тара-оборудование, сокращаются простои транспорта, повышается эффективность его использования;

• упрощается и ускоряется документооборот  и расчеты между поставщиками и получателями товаров.

Для успешной организации централизованной доставки товаров в розничную  торговую сеть в договорах поставки, заключаемых кооперативными предприятиями с поставщиками, необходимо предусмотреть: перечень магазинов, снабжаемых в централизованном порядке; порядок составления, предоставления и исполнения заявок на завоз товаров; порядок личной отборки товаров сложного ассортимента на оптово-розничных торговых предприятиях; условия о таре и упаковке; организацию погрузочно-разгрузочных работ; порядок согласования и выполнения графиков завоза товаров в магазины; оформление сопроводительных документов и приемки товаров; имущественную ответственность сторон за нарушение условий договора но централизованной доставке товаров и другие вопросы.

Вопрос № 28.Содержание технологического процесса в магазине и принципы его организации.

 

Технологический процесс в  магазине  представляет  собой  совокупность

взаимосвязанных  и  последовательных  операций,   обеспечивающих   доведение

товаров до конечных потребителей с полным качества при наименьших  затратах

труда и высоком уровне торгового обслуживания.  Операцией называется  часть

технологического  процесса, выполняемая работниками с помощью совокупности

способов  и приемов.

      Технологические операции магазина  включают разгрузку,  транспортировку

товаров, приемку  их  по  количеству  и  качеству,  хранение,  подготовку  к

продаже, продажу.

      Все технологические операции  магазина условно  можно   подразделить  на

основные  и вспомогательные.

      К  основным  относятся  операции,  связанные  с  продажей  товаров   и

обслуживанием покупателей, отбор, отмеривание, расчет за товары и т.д.

      Вспомогательные операции включают  приемку  товаров  по  количеству  и

качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку  к  продаже,

доставку  в торговый зал, размещение и  выкладку  товаров  в  торговом  зале,

организацию хранения и сдачу тары.

      На технологический процесс магазина  влияет ряд факторов. Важнейшими  из

них являются уровень развития торговли, объем и структура товаров  народного

потребления,  степень  их  подготовленности  к  продаже,   методы   продажи,

состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип,  размер  торгового

Информация о работе Типизация торговых предприятий. Характеристика современных типов магазинов