Сущность методов управления и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
В теории управления вопрос о методах управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и другое.

Содержание

Введение…………......................................................................................3
Глава 1. Методология управления и её компоненты…………………….6
Глава 2. Сущность и содержание методов управления………….………9
Глава 3. Классификация методов управления………………………...…12
3.1 Экономические методы управления……………………………….….15
3.2 Административные методы управления……………………….…..…19
3.3 Социально - психологические методы управления…………….........23
Заключение…………………………………………………….…………….28
Список используемой литературы………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

КР ТУ.docx

— 149.73 Кб (Скачать файл)

Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи. 
            Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Поэтому в работе с персоналом необходимо учитывать следующие социологические методы:  мораль, партнерство, соревнование, общение, переговоры, конфликт. 
            Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных целей и задач организации.[7] 
            Способы психологического воздействия являются важнейшими составляющими психологических методов управления. Они координируют действия сотрудников в процессе совместной производственной деятельности. Дадим способам психологического воздействия подробную характеристику: 
            Внушение  представляет собой целенаправленное психологическое воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи обращения к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду; 
           Убеждение основано на аргументированном и логическом  воздействии на психику сотрудника для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе; 
            Подражание является способом воздействия на отдельного сотрудника или социальную группу путем личного примера руководителя или иного лидера, образцы поведения которого являются примером для других; 
            Вовлечение является психологическим приемом, посредством которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса (принятие согласованных решений, соревнование); 
            Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его опыт и квалификация, мотивация к успешному выполнению порученной работы; 
            Принуждение – это крайняя форма психологического воздействия при отсутствии результатов иных форм воздействия, когда сотрудника заставляют выполнять определенную работу против его воли и желания; 
            Осуждение  является приемом психологического воздействия на сотрудника, который допускает большие отклонения от моральных норм коллектива или результаты труда которого крайне неудовлетворительные (но, такой прием не может применяться в отношении сотрудников со слабой психикой); 
            Требование имеет силу распоряжения и может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой полнотой власти или пользуется непререкаемым авторитетом. Во многих отношениях категорическое требование аналогично запрещению, выступающему в виде легкой формы принуждения; 
            Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие на личность и по сути является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения и тому подобное ). 
            Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда сотрудник считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем, иначе порицание воспринимается как менторское назидание; 
            Командование применяется тогда, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без обсуждений и критических замечаний; 
           Социально-психологические методы выражаются в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства. Базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей. 
            Таким образом, можно сказать о том, что административные методы имеют прямой характер воздействия, они обязательны  для выполнения, не допускают свободы выбора сотрудников и предполагают санкции за невыполнение распоряжений. Экономическим и социально-психологическим методам присущи косвенный характер воздействия, отсутствие четко определенного времени и обязательности этого воздействия. Однако в целом данные способы управления, особенно экономические, занимают ведущее место в управлении персоналом, выступая как бы фундаментом управленческого воздействия. Все методы управления взаимосвязаны и используются в комплексе .

Достоинства метода:

    • включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
    • практически не требуются материальные затраты.

Недостатки:

    • не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
    • трудно прогнозировать результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги проделанной  работы можно сделать следующие  основные выводы.

Подводя итог, можно сказать  о том, что поставленные перед  нами задачи были выполнены, т.е. изучена сущность методов управления и проанализированы основные методы. На основании этого можно сделать следующие основные выводы, которые будут приведены ниже. 
          Реализацию целей и задач организации руководитель осуществляет путем применения  различных методов. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления. Имеется множество подходов к определению понятия «методы управления».

Методы управления – это  способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

Различают экономические, административно-правовые и социально-психологические методы управления, которые отличаются способами  и результативностью воздействия на персонал.

Экономические методы управления являются способами воздействия  на персонал на основе использования  экономических законов.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.

Важными для воздействия  на персонал являются социально-психологические  методы управления, составляющими его  социально-психологическую основу. Социально-психологические методы – это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.

Менеджер должен владеть  всеми методами управления, так как  они позволяют ему сформировать свою систему правил и приемов, повышающих эффективность работы организации. 
          Еще один вывод, к которому мы пришли, заключается в том, что руководитель – главное лицо по выработке управленческих решений. Основная задача руководителя – добиться реальных конечных результатов деятельности. Он определяет, ставит персоналу цели, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и разумно, правильно и эффективно их использовать. 
          Качество управления как деятельности проявляется в его направляющей, активизирующей, мотивирующей силе, что определяется правильным выбором средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации. 
           Главная цель управления – обеспечение устойчивого и долговременного развития методов управления, а эффективное управление возможно лишь при взаимодействии административных, экономических и социально-психологических методов управления.

Таким образом, методы управления – это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления. В зависимости от того, насколько глубоко руководитель знаком с конкретными методами и как широко использует в своей управленческой деятельности, можно рассчитывать на успех фирмы или организации на рынке или в системе государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 2008. – 504 с.

2.  Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 364 с.

3. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2009.- 383 с.

4. Гапоненко А.Л. Теория  управления. – М.: РАГС, 2007. – 558 с. 
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. -  М.: ЮНИТИ, 2009. – 478 с. 
6. Гольдштейн Г. Я.Основы менеджмента: Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2007. - 267 с. 
7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2007. – 432 с. 
8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Н-Новгород: НИМБ, 2008. – 100 с. 
9. Емельянов А.А. Уровни профессионализма в управленческой деятельности// Менеджмент в России и за рубежом. 2010. – 98с. 
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2010. – 336 с. 
11. Кнышева Е.Н. Менеджмент. – М.: Изд. «Форум», 2007. – 126с. 
12. Крылова Т. Б. Что такое финансовый менеджмент?//Финансовая газета. 2008. – 351с. 
13. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. – М.: Изд. ОЛБИС, 2009. - 409 с.  
14. Макренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. - М.: Приор, 2007. – 279с.

15.  http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/29.htm

16. www.inventech.ru/lib/sociolog/sociolog0004/


Информация о работе Сущность методов управления и их типология