Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа
Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
В теории управления вопрос о методах управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и другое.
Введение…………......................................................................................3
Глава 1. Методология управления и её компоненты…………………….6
Глава 2. Сущность и содержание методов управления………….………9
Глава 3. Классификация методов управления………………………...…12
3.1 Экономические методы управления……………………………….….15
3.2 Административные методы управления……………………….…..…19
3.3 Социально - психологические методы управления…………….........23
Заключение…………………………………………………….…………….28
Список используемой литературы………………………………………...30
Собеседование является распространенным
методом при деловых
Зная
особенности поведения, характер каждого
отдельного человека, можно прогнозировать
его поведение в нужном для коллектива
направлении. Поэтому в работе с персоналом
необходимо учитывать следующие социологические
методы: мораль, партнерство, соревнование,
общение, переговоры, конфликт.
Психологические
методы играют важную роль в работе с персоналом,
так как направлены на конкретную личность
рабочего или служащего и, как правило,
строго персонифицированы и индивидуальны.
Главной их особенностью является обращение
к внутреннему миру человека, его личности,
интеллекту, образам и поведению с тем,
чтобы направить внутренний потенциал
человека на решение конкретных целей
и задач организации.[7]
Способы
психологического воздействия являются
важнейшими составляющими психологических
методов управления. Они координируют
действия сотрудников в процессе совместной
производственной деятельности. Дадим
способам психологического воздействия
подробную характеристику:
Внушение представляет собой целенаправленное
психологическое воздействие на личность
подчиненного со стороны руководителя
при помощи обращения к групповым ожиданиям
и мотивам побуждения к труду;
Убеждение основано на аргументированном
и логическом воздействии на психику сотрудника
для достижения поставленных целей, снятия
психологических барьеров, устранения
конфликтов в коллективе;
Подражание является способом воздействия
на отдельного сотрудника или социальную
группу путем личного примера руководителя
или иного лидера, образцы поведения которого
являются примером для других;
Вовлечение является психологическим приемом,
посредством которого сотрудники становятся
соучастниками трудового или общественного
процесса (принятие согласованных решений,
соревнование);
Побуждение представляет собой позитивную
форму морального воздействия на сотрудника,
повышающую социальную значимость сотрудника
в коллективе, когда подчеркиваются положительные
качества сотрудника, его опыт и квалификация,
мотивация к успешному выполнению порученной
работы;
Принуждение – это крайняя форма психологического
воздействия при отсутствии результатов
иных форм воздействия, когда сотрудника
заставляют выполнять определенную работу
против его воли и желания;
Осуждение является приемом психологического
воздействия на сотрудника, который допускает
большие отклонения от моральных норм
коллектива или результаты труда которого
крайне неудовлетворительные (но, такой
прием не может применяться в отношении
сотрудников со слабой психикой);
Требование имеет силу распоряжения и может
быть эффективным только в том случае,
когда руководитель обладает большой
полнотой власти или пользуется непререкаемым
авторитетом. Во многих отношениях категорическое
требование аналогично запрещению, выступающему
в виде легкой формы принуждения;
Запрещение обеспечивает тормозящее воздействие
на личность и по сути является вариантом
внушения, а также ограничения недозволенного
поведения (бездеятельность, попытки хищения
и тому подобное ).
Порицание обладает убеждающей силой
только в тех условиях, когда сотрудник
считает себя последователем и психологически
неразрывно связан с руководителем, иначе
порицание воспринимается как менторское
назидание;
Командование применяется тогда, когда требуется
точное и быстрое исполнение поручений
без обсуждений и критических замечаний;
Социально-психологические
методы выражаются в создании коллектива,
воспитания в нем благоприятной атмосферы,
планировании социального развития, в
постоянном совершенствовании стиля руководства.
Базируются на способах мотивации и морального
воздействия на людей.
Таким
образом, можно сказать о том, что административные
методы имеют прямой характер воздействия,
они обязательны для выполнения, не допускают
свободы выбора сотрудников и предполагают
санкции за невыполнение распоряжений.
Экономическим и социально-психологическим
методам присущи косвенный характер воздействия,
отсутствие четко определенного времени
и обязательности этого воздействия. Однако
в целом данные способы управления, особенно
экономические, занимают ведущее место
в управлении персоналом, выступая как
бы фундаментом управленческого воздействия.
Все методы управления взаимосвязаны
и используются в комплексе .
Достоинства метода:
Недостатки:
Заключение
Подводя итоги проделанной работы можно сделать следующие основные выводы.
Подводя итог, можно сказать
о том, что поставленные перед
нами задачи были выполнены, т.е. изучена
сущность методов управления и проанализированы
основные методы. На основании этого можно
сделать следующие основные выводы, которые
будут приведены ниже.
Реализацию
целей и задач организации руководитель
осуществляет путем применения различных методов. Качество
и эффективность управленческой деятельности
во многом зависят от применяемых методов
управления. Имеется множество подходов
к определению понятия «методы управления».
Методы управления – это
способы осуществления
Различают экономические, административно-правовые
и социально-психологические
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий.
Важными для воздействия
на персонал являются социально-психологические
методы управления, составляющими его
социально-психологическую
Менеджер должен владеть
всеми методами управления, так как
они позволяют ему сформировать свою
систему правил и приемов, повышающих
эффективность работы организации.
Еще один
вывод, к которому мы пришли, заключается
в том, что руководитель – главное лицо
по выработке управленческих решений.
Основная задача руководителя – добиться
реальных конечных результатов деятельности.
Он определяет, ставит персоналу цели,
чтобы определить и уточнить исходные
данные, выяснить сильные и слабые стороны
системы и разумно, правильно и эффективно
их использовать.
Качество
управления как деятельности проявляется
в его направляющей, активизирующей, мотивирующей
силе, что определяется правильным выбором
средств и методов воздействия, правильной
процедурой их реализации.
Главная
цель управления – обеспечение устойчивого
и долговременного развития методов управления,
а эффективное управление возможно лишь
при взаимодействии административных,
экономических и социально-психологических
методов управления.
Таким образом, методы управления – это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления. В зависимости от того, насколько глубоко руководитель знаком с конкретными методами и как широко использует в своей управленческой деятельности, можно рассчитывать на успех фирмы или организации на рынке или в системе государственного управления.
Список использованной литературы
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ИМПЭ, 2008. – 504 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 364 с.
3. Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Дело, 2009.- 383 с.
4. Гапоненко А.Л. Теория
управления. – М.: РАГС, 2007. – 558 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.:
ЮНИТИ, 2009. – 478 с.
6. Гольдштейн Г. Я.Основы менеджмента:
Учебное пособие. – Таганрог: ТРТУ, 2007.
- 267 с.
7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента.
– М.: Изд. Дом «Вильямс», 2007. – 432 с.
8. Егоршин А.П. Основы менеджмента: Учебное
пособие. – Н-Новгород: НИМБ, 2008. – 100 с.
9. Емельянов А.А. Уровни профессионализма
в управленческой деятельности// Менеджмент
в России и за рубежом. 2010. – 98с.
10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное
пособие. – М.: Новое знание, 2010. – 336 с.
11. Кнышева Е.Н. Менеджмент. – М.: Изд. «Форум»,
2007. – 126с.
12. Крылова Т. Б. Что такое финансовый менеджмент?//Финансовая
газета. 2008. – 351с.
13. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы
менеджмента. – М.: Изд. ОЛБИС, 2009. - 409 с.
14. Макренко М.В., Махалина О.М. Производственный
менеджмент. - М.: Приор, 2007. – 279с.
15. http://www.bibliotekar.ru/
16. www.inventech.ru/lib/sociolog/
Информация о работе Сущность методов управления и их типология