Сущность методов управления и их типология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Методы управления – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.
В теории управления вопрос о методах управления – один из центральных, поскольку касается сущности и содержания управленческой деятельности. Анализ методов, их четкая, обоснованная классификация имеют важное значение для разработки научных основ построения аппарата управления, определения его структуры, установления круга прав и обязанностей структурных звеньев (отделов, секторов, групп), каждого управленческого работника и другое.

Содержание

Введение…………......................................................................................3
Глава 1. Методология управления и её компоненты…………………….6
Глава 2. Сущность и содержание методов управления………….………9
Глава 3. Классификация методов управления………………………...…12
3.1 Экономические методы управления……………………………….….15
3.2 Административные методы управления……………………….…..…19
3.3 Социально - психологические методы управления…………….........23
Заключение…………………………………………………….…………….28
Список используемой литературы………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

КР ТУ.docx

— 149.73 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, в теории и практике менеджмента существует огромное количество подходов к определению понятия «методы управления». Менеджер должен владеть всеми методами управления, так как они позволяют ему сформировать систему правил, приемов и подходов, повышающих эффективность деятельности организации.

 

 

 

Глава 3. Классификация методов управления

Методы  управления - способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив.

Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы.

Методы  управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых (приказ, стимул) предполагается непосредственный результат воздействия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов (качество трудовой жизни).

Можно выделить два основных методы воздействия: формального и неформального. Соотношение их в практике управления отражает характерные черты стиля управления. Методы неформального воздействия включают воспитательную работу руководителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и тому подобное.

Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Они формируют экономические и социальные интересы, взаимоотношения между людьми и их правовые отношения. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.                          
          Для  управления важна классификация методов процесса управления. Методы процесса управления – способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления. К методам процесса управления относятся:

  •   метод управления по целям
  •   методы разработки и оптимизации управленческих решений
  •   методы прогнозирования и планирования

 Метод управления по целям является наиболее эффективным и популярным на Западе. Метод управления – это метод воздействия субъекта управления  на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. [2]

Управление по целям является методом повышения эффективности  организации, а также представляет собой метод объединения планирования, контроля и мотивации, который успешно применяют многие организации для уменьшения числа конфликтов и снижения  отрицательной реакции людей на контроль путем участия их в этом процессе. Данный метод помогает реализовать стратегию путем улучшения связи между целями подчиненных, целями их начальников и целями всей организации.

          Методы прогнозирования и планирования. На практике применяется несколько методов прогнозирования. Самые известные из них, это метод экстраполяции тенденций, метод математического моделирования и метод экспертных оценок . Эти методы позволяют обосновать, сопоставить различные варианты развития потенциала фирмы, рынков и определить возможные стратегии в различных сферах. Методы планирования представлены в схеме.[1] 

 
 





 
                     
Схема 1 – «Методы планирования» 
           Существует достаточное количество классификаций методов управления, но наибольшее значение имеет классификация на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют следую

 




щие методы управления, которые  приведены в схеме.

Схема 2 – «Методы управления»

           Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга [13].

Таким образом, наибольшее значение имеет классификация методов  управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. По этому признаку выделяют методы:

• Административные (в том числе организационные);

• Экономические;

• Социально-психологические.

Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых  они базируются. Успешное использование  методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления (онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы). В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов.

  Рассмотрим более  подробно каждый метод в отдельности.

 

3.1 Экономические  методы управления

Экономические методы управления - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью  конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена).

В качестве основных методов  управления здесь выступает система  заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.[6]

Важнейшими достоинствами  этих методов являются их гибкость и воздействие на людей через их непосредственные интересы. Экономические методы управления представляют собой разновидность воздействия на ход производства, конкретные формы которого преломляются через широкое развитие товарно-денежных отношений и действие экономических рычагов управления. К таким рычагам относятся производственные задания, лимиты использования ресурсов и хозрасчетные нормативы.

Система экономических рычагов  на различных уровнях управления используется по-разному. Она конкретизируется и видоизменяется в зависимости от содержания задач управления. На общегосударственном уровне управление экономической системой осуществляется на базе разработанных показателей межотраслевого баланса. В этом случае рычаги экономического управления определяются на основании укрупненных показателей. На уровне объединения предприятий характер действия рычагов управления экономической системой осуществляется через производственные ресурсы и результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К производственным ресурсам относится управление использованием трудовых, энергетических, природных и денежных ресурсов, средств и предметов труда. 
          Экономические методы управления – совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются: планирование,

    • хозяйственный расчет,
    • ценообразование,  
    • финансирование,
    • материальное стимулирование   
    • ценные бумаги.

Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Процедура планирования как одного из экономических методов руководства представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования и включает в себя: фиксацию текущего состояния данного объекта планирования: фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желательное его состояние в будущем с позиций менеджера; перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования. Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности, затратам и реальности. После этого данное действие должно включать перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий. Главное в планировании, как в экономическом методе, выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий. [3] 
            Хозяйственный расчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Получает все большее распространение внутрипроизводственный хозрасчет, при котором руководство предприятия использует данный метод для повышения эффективности управления отдельными его подразделениями. При этом хозрасчетное подразделение само распределяет получаемые ресурсы. Основными инструментами хозяйственного расчета являются: самостоятельность подразделения, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды оплаты труда. Создается своего рода экономический механизм хозяйственных отношений в организации [3]. 
            Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинаций: увеличение цены на реализуемый товар. Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли; совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара. 
            Финансирование. Данный метод  весьма эффективен. Он подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано. Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т.е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяют судить о том, нужную ли для общества работу выполняет предприятие, и экономно ли производство. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и прием работы.[12].  
            Материальное стимулирование. Осуществляется путем установления уровня материального вознаграждения (заработная плата, премии), компенсаций и льгот. В рыночных отношениях  оплата труда выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей. 
            Ценные бумаги. Как один из экономических методов управления персоналом, являются главным инструментом фондового рынка, неденежным эквивалентом права на собственность, реализация которого осуществляется путем предъявления их к оплате или продаже. Акции свидетельствуют о внесении пая в уставной капитал организации и дают право на получение части прибыли. 
            Таким образом, экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов, и каждый конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. По способам воздействия экономические методы известны как «методы пряника».

          Достоинства метода: стимулируется проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

 

 

3.2 Административные  методы управления 

Административные методы - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении, подчинении, влиянии. 
          Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях. 
          Административные методы ориентируются на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. 
          Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. 
         Различают пять основных способов административного воздействия:

    • организационные воздействия,
    • распорядительные воздействия,
    • материальная ответственность и взыскания,
    • дисциплинарная ответственность и взыскания,
  • административная ответственность.

Основные виды  административного  воздействия на персонал показанные в схеме 3.

 

Схема 3 – «Виды административного воздействия»

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся: устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.  
          Распорядительные воздействия направлены на  достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования. При распорядительных воздействиях указываются конкретные исполнители и сроки выполнения [6]. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. 
          Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчиненных точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения. 
          Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все вышеперечисленные части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нем подчиненными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия. 
          Указания и инструкции являются  локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются  в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный». Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений. 
         Инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. 
          Наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается, аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа подчиненного повторная попытка нецелесообразна, так как приведет к потере авторитета руководителя. 
          Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием предприятию, на котором они работают. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной. 
          Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов. 
          Таким образом, административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута».

Основные достоинства  метода:

  • обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
  • не требует крупных материальных затрат;
  • в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:

  • подавляется инициатива, творческая работа;
  • отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
  • в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).

 

 

3.3 Социально-психологические  методы управления

Социально-психологические  методы управления - осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работника

Социально-психологические  методы играют важную роль в управлении персоналом, они основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда , поэтому для того, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным необходимо знать психологические и моральные особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, для этих целей и используются социально-психологические методы управления.[15] 
            Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По способу воздействия эти методы можно разделить на две основные группы:

  • социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности
  •     психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека, социологические методы исследования предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения. Например:
  • Анкетирование,  позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специально подобранных анкет;
  • Интервьюирование,  предполагает получение необходимой информации;
  • Социометрический метод,  незаменим при анализе деловых и взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе;
  • Метод наблюдения, позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях;

Информация о работе Сущность методов управления и их типология