Специфические законы социальной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:17, доклад

Краткое описание

Новые информационные технологии, сетевые коммуникации, автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов организации и совершенствованию принципов управления.

Вложенные файлы: 1 файл

to.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

Специфические законы социальной организации

Новые информационные технологии, сетевые  коммуникации, автоматизация управленческого  труда способствуют усилению позитивного  действия объективных законов организации  и совершенствованию принципов  управления.

Кроме основополагающих законов, обеспечивающих функционирование социальных организаций с учетом условий внешней и внутренней среды, не менее существенное влияние на их деятельность оказывают специфические законы, определяющие управленческую деятельность внутри организации. К специфическим законам, отражающим принципы организации управленческого труда, относятся: закон своеобразия; закон социальной гармонии; закон социальной загрузки; закон эффективного восприятия и запоминания информации; закон эффективного осмысления; закон установки; закон устойчивости информации; закон доходчивости информации.

Закон своеобразия: для каждой организации  существует наилучшая и только ей присущая структура производства и  управления. Любое предприятие имеет  некоторые особенности в использовании технологического оборудования, профессионализма и личностных качеств персонала, особенности организационной культуры и характера взаимоотношений (климата). Эти особенности определяют организацию как некое социальное общество со своим населением, территорией, иерархией.

Задача  менеджмента состоит в использовании  предоставленных ей ресурсов в целях  достижения главных стратегических функций. Для достижения оптимальности  результата менеджмент должен:

1) получить  достоверную информацию о деятельности данной организации;

2) выявить  имеющиеся факторы влияния, воздействия;

3) определить  способы управления имеющимися  ресурсами и в частности социальными;

4) осуществлять  процессы управленческого воздействия  в режиме мониторинга данных  факторов.

Закон социальной гармонии: в каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уровня и активизации трудовой деятельности. 

Основные  механизмы данного закона:

1) снижение  конфликтности в организации;

2) соотношение  уровня удовлетворенности трудом (работников);

3) повышение  трудовой активности;

4) участие  работников в управлении

5) совершенствование  информационных (коммуникативных) связей  как по вертикальной, так и  по горизонтальной системе построения организации;

6) повышение  совокупного потенциала организации  за счет более высокого уровня  маркетингового соответствия.

Закон социальной загрузки: для каждого  человека существует оптимальный объем  загрузки работой, при котором в  полной мере раскрываются его способности и возможности.

Закон эффективного восприятия и запоминания  информации: процессы восприятия и  запоминания информации реализуются  наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления.

Закон эффективного осмысления: эффективное осмысление нового возможно только при наличии у человека большого объема знаний или информации по данной тематике.

Закон установки: любой человек  воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой  приготовился.

Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повторная информация о том же событии.

Закон доходчивости информации: доходчивость сообщения выше при одновременном  использовании нескольких форм подачи одной и той же информации.

Специфические законы способствуют установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей  и управляемой частями системы. Они являются составной частью теории организации и определяют правила  организации управленческого труда.

 

 

 

 

 

Законы организации второго уровня включают в себя следующие законы:

- Закон информированности - упорядоченности

Все коммуникации  в  организации  основаны  на  получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные - это сообщения, результаты  мыслительной деятельности,   сведения   любого  происхождения,   вида   и    назначения.

Управленческая информация - это данные, несущие в себе новизну и  полезность для работника, принимающего решение. Информация  здесь  рассматривается  как часть данных.

Обычно  информацию  разделяют  на  2   больших   класса:  объективную (например о работнике  -   диплом  об  образовании, трудовая книжка) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь  тогда,  когда есть  источник (информатор) и ее получатель (информант).

Информация обладает такими характеристиками, как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация  управления  вносит  коррективы  в существующие  формы управленческого труда и  расширяет  их состав.  Она  способствует  усилению позитивного действия законов  и  принципов  управления,  в  первую  очередь законов, свойственных управлению в целом.

К таким  законам  относятся: 

- закон  единства  систем  управления, 

- закон    соотносительности    управляющей   и управляемой систем, 

- закон  пропорциональности  производства  и  управления,

- закон  экономии  времени, 

- закон  экономии  интеллектуальной  энергии, 

- закон  перехода от административных  к организационным методам управления.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами  и  т  п. Информационная   среда  управления подчиняется закону информированности - упорядоченности.

Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней  и внешней   среде,   тем   она   имеет   большую   вероятность    устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие:   информированность   работника   после   достижения    ею критического уровня переходит в его компетентность.

Поэтому руководитель должен создать работникам условия для  получения информации.

Самым  важным  приложением  закона   информированности - упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама - это информация о  потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

- Закон единства анализа и синтеза.

Суть анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в  виде  простых  составляющих.  Суть  синтеза  -   в  соединении   простых составляющих  объекта  в  единое  целое. Анализ  и  синтез  в  человеческом мышлении сильно переплетаются  и  не  могут  существовать  друг  без  друга, поэтому,  говоря  об  единстве  анализа  и  синтеза,  мы подразумеваем   их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Закон: каждая материальная система (живой организм,социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим  функционирования  в результате постоянного изменения своей структуры или функций.

Эти  изменения идут в следующем цикле: скорость и результат преобразования  зависят  от  диапазона  изменения внешней и внутренней среды.

Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

1. предварительный  анализ с позиций стороннего наблюдателя

2. проведение  «мозговой  атаки»   на   совещании   основных  специалистов организации

3. создание  группы  развития  организации  и  формирование ее   стратегии развития

4.  постоянная  работа  группы  развития  в   рамках   нового  структурного подразделения организации.

- Закон композиции и пропорциональности.

В   окружающем   нас   мире   все   приспособлено   для   совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит,  а  недостаточное постепенно  развивается,  достигая некоторого   временного   равновесия   - гармонии.

Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий  на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей,  организаций,  семьи и  даже  одного  человека. Гармония   предполагает   наличие   совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Закон:  каждая  материальная  система  стремится  сохранить в   своей структуре все необходимые  элементы  (композицию), находящиеся  в  заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот закон рассматривается на уровне организации и на уровне  внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации  требует  обязательного использования набора принципов:

- Принцип планирования: Каждая организация должна  иметь обоснованный  план деятельности и развития.

-   Принцип   координации:    Каждая   организация   должна   следить    за стратегическими,  тактическими  и   оперативными  изменениями   и   вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.

- Принцип  полноты: каждая организация должна  выполнять весь  набор  функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими  силами, либо с помощью привлеченных организаций.

Практика  использования  закона    состоит   в  обоснованном   выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

- Специфические законы социальной организации.

Каждая организация представляет собой  маленькое общество  со  своими населением  и  территорией,  экономикой  и целями,  материал  ценностями  и финансами, коммуникациями и иерархией. Она  имеет  свою  историю,  культуру, технологию   и  персонал.   Существуют   формализованные   коммуникации   и неформальные отношения человека с  другими  людьми,  их соотношение  должно заранее определяться руководителем.

Среди  элементов,   влияющих   на   формализованные  коммуникации   и неформальные  отношения  можно  выделить общее  и   особенное.    Общее   в отношениях  людей  в организации  можно  прогнозировать  и  на  этой   базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное - это колорит отношений, который в отдельных  случаях  может  иметь решающее  значение  в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в  отношениях  людей существенно влияет на общее и  особенное  в  деятельности  самой  социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.


Информация о работе Специфические законы социальной организации