Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 18:09, реферат

Краткое описание

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интересы — это одна из важных движущих сил деятельности любого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность материальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность.

Вложенные файлы: 1 файл

тема2.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

1СОЦИАЛЬНЫЕИНТЕРЕСЫ 
 
Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интересы — это одна из важных движущих сил деятельности любого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность материальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.). 
 
Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Набор специфических социальных интересов наряду с совокупностью определенных прав и обязанностей — непременный атрибут каждого социального статуса. В первую очередь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, социальные нормы, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, относится к проявлениям социальной дифференциации. 
 
Социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Привычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким образом статус законных интересов. Например, в многонациональных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, открываются культурно-национальные общества. Любая попытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль- 
 
ных групп, общностей, государств. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение примерами.) 
 
Современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных социальных интересов. Возросла взаимозависимость всех народов и государств. На первый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации. 
 
^ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 
 
К основным формам социальных взаимодействий относят сотрудничество и соперничество. (Вспомните, что вы знаете о кооперации или конкуренции.) 
 
Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки. 
 
Какие черты характеризуют этот тип социального взаимодействия? Прежде всего, наличие общих социальных интересов и деятельность в их защиту. Так, стремление удовлетворить свои интересы, завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении приводит к образованию общественных и общественно-политических движений, политических партий. При таком взаимодействии обе стороны, которые заинтересованы в выгодном характере своей совместной деятельности, имеют некую общую цель, определяющую характер и содержание этой деятельности. Сотрудничество часто предполагает компромисс. Каждая из сторон самостоятельно определяет, на какие уступки она готова пойти во имя общего интереса. 
 
Пересечение и несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти и т. п.), нередко приводят к соперничеству участников социального взаимодействия. Как это проявляется в поведении людей? Они, как правило, стремятся превзойти друг друга, добиться определенного успеха в реализации своих социальных интересов. Каждая сторона рассматривает другую, ее социальные позиции, действия как препятствие на пути достижения своей цели. Не 
 
исключено, что между ними могут возникать отношения зависти, неприязни, озлобления, сила проявления которых зависит от формы соперничества. 
 
Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкуренция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предоставляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воздействие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию перед третьим своих возможностей. 
 
Но в ряде случаев конкуренты могут пренебречь правилами и прибегнуть к прямому воздействию на другую сторону, чтобы оттеснить ее. В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. Соперники стремятся заставить друг друга отказаться от притязаний, навязать свою волю, изменить поведение другого и т. п. 
 
Конфликты давно стали неотъемлемой частью социальной жизни общества, поэтому рассмотрим подробно такие вопросы, как причины возникновения социального конфликта, его основные стадии, типы и методы разрешения.

 

 

 

 

2 Функциональное представительство в государственном управлении

Виды социальных интересов - система представительства интересов - политическое представительство - функциональное представительство - способы представительства  интересов - лоббизм - корпоративизм - группы интересов - клиентелы. 
В процессе государственного управления происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп многих людей. 
С точки зрения институциализации, представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самым условия для их нормального сосуществования. 
Во взаимодействии государства и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности: 
• общественные; 
• государственные; 
• региональные; 
• национальные; 
• профессиональные; 
• корпоративные; 
• частные (индивидуальные). 
 
Основными объектами воздействия института представительства в системе государственного управления являются органы государственной власти. Оказывая влияние на процесс выработки и принятия решений, субъекты представительства обеспечивают более тесную связь между обществом и государством, что делает последнее способным откликаться на импульсы, исходящие от социально влиятельных структур. Этим общество оберегает государственную власть от стагнации и дает ей возможность исправлять свои решения законным образом, не прибегая к насилию. 
При определении субъектов представительства в современном обществе следует иметь в виду, что в демократическом государстве первичным субъектом права и политики, а также отношений собственности является гражданин. Государственное управление, т.е. деятельностное выражение публичной власти, непосредственно взаимодействует с политикой, исходит из права и опирается на собственность. С этой точки зрения гражданин должен быть субъектом государственного управления, имеющим в нем свои политические, экономические и прочие интересы, отстаивать которые ему приходится в политико-правовых формах. Свои интересы гражданин - субъект государственного управления может отстаивать в любых законных формах непосредственной и представительной демократии. Следовательно, участвуя в управленческих процессах, граждане являются не просто отдельными индивидами со свойственными им разнообразными намерениями и чертами характера, а выступают носителями институционально оформленных ролей. 
Субъектом государственного управления может выступать как отдельный человек, так и общности людей, такие как властно-политическая элита и бюрократия, непосредственно представляющие в управленческих отношениях различные группы и организации. Их социальный статус, различия ролей и соответствующих интересов связаны с занимаемым ими положением в системе политических институтов и отношений, которое определяет способы и степень их влияния на позицию государственных органов. 
В процессе осуществления государственного управления происходит реализация интересов прежде всего тех сил, которые: 
а) принимают решения; 
б) влияют на них; 
в) выполняют их. 
Через систему представительства институционально происходит согласование обществом насущной повестки злободневных проблем, требующих государственного решения. 
Система социального представительства в процессе государственного управления выполняет две важнейшие функции: 
1) посредничество между государством и гражданами (членами общества), выражая и защищая их конкретные интересы; 
2) коррекцию государственных решений, причем как на этапе их подготовки, так и при назревшей необходимости последующих изменений. 
 
мммПотребности и интересы общественной системы сочетаются в государственном управлении посредством двух основных каналов: политического представительства, преимущественно по партийной линии, и функционального представительства - по линии субъектов социально-экономической деятельности. 
Поэтому в теории различают два взаимообусловленных, но все же различных пути представительства интересов: 
1) представительство в рамках избирательных систем и электорального процесса, где ведущую роль играют политические партии, и 
2) прямое, или функциональное, представительство, где основными движущими силами выступают организованные группы. 
Оба эти вида представительства носят общественный характер и выводят на принятие наиболее значимых государственных решений, имеющих, как правило, форму законодательных актов. Это побуждает рассматривать парламентское представительство в более широком контексте, подразумевая систему законодательно-представительной власти и законотворческий процесс в целом.

4

Человек как существо общественное постоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Во всех областях, где происходит коммуникация, можно столкнуться с явлением манипуляции, в том числе и в сфере политической жизни. Политика – один из важных элементов функционирования современного общества, который призван обеспечивать устойчивость социальных процессов, регулируя взаимоотношения людей в социуме. Однако в процессе этого регулирования большое место занимают технологии манипуляции.

С возникновением необходимости властвовать  и управлять неизбежно возникает  потребность навязывать свою волю подданным, так считает большинство исследователей, занимающихся проблемой политического манипулирования. «политические манипуляции – один из способов осуществления власти и борьбы за нее» Во все времена политические манипуляции широко использовались в управлении подданными или гражданами..

Манипуляторы действуют, с одной стороны, открыто, часто, прикрываясь лозунгами об общем благе, но в большинстве случаев в их действиях присутствует скрытый механизм, цель, идея, которые не видны окружающим. В.П. Пугачев делит управление человеком на два основных типа: открытое (явное) и скрытое (тайное). Если управление имеет явный характер, цели ставятся и осуществляются открыто, при тайном – замалчиваются. Преобладание того или иного типа, по мнению исследователя, зависят от нескольких причин: «…прежде всего от степени несовпадения интересов управляемых и управляющих; цивилизованности общества (меры приемлемости использования силы, прямого принуждения в общественном сознании); возможностей и умения правящей элиты использовать различные способы скрытого влияния на массы» [Пугачев, 2003, 66]. При этом В.П. Пугачев отмечает, что масштабы применения манипулятивных технологий увеличиваются быстрыми темпами по мере развития человечества. Причину этого исследователь видит, во-первых, в возросшем конфликтном потенциале общества как результате увеличения уровня социального неравенства, что порождает потребность в обмане, во-вторых, в осознании обществом этого неравенства. На развитие политического манипулирования влияет и тип политической системы того или иного общества, а также способ, с помощью которого в условиях данной системы разрешаются конфликты и предотвращается политический протест.

Одной из причин широкого применения технологий манипуляции считается  стереотипность мышления современного человека, это позволяет манипулятору на основе существующих в сознании стереотипов конструировать ложную картину мира при помощи создания новых или модификации старых систем стереотипов в массовом сознании. Основой существования и распространения стереотипов считается явный недостаток надежных, проверенных знаний из соответствующих областей жизни. Внедрение сообщения в сознание происходит либо с опорой на уже существующие стереотипы с их одновременным усилением или корректировкой с помощью смещения акцентов в сообщении, либо путем их замещения другими, более эмоционально окрашенными. Стереотипы глубоко затрагивают весь процесс восприятия, участвуют в создании устойчивых взглядов, при этом нередко они искажают реальность, создают иллюзорную картину мира, в рамках которой человек начинает действовать. Схематичность мышления задает определенные реакции на стандартизированный посыл. Стоит отметить, что стереотипы представляют собой систему убеждений и установок, они не зависят от социального опыта человека, поэтому «внедрив в сознание людей те или иные убеждения и установки, манипулятор получает возможность изменить отношение индивида к реальности независимо от его социального опыта!» [Цуладзе, 2000, 38].

Стереотипы внедряются в  подсознание с помощью эмоций. При этом используются базовые человеческие потребности и страхи: потребность в любви и защите, одобрении, страх перед неопределенностью, сексуальные инстинкты, чувство долга, справедливости, вины и т.д. Эмоции избирателей вырастают из неудовлетворенных потребностей и нерешенных проблем, которые перерастают в требования к представителям власти. Несовпадение потребностей элиты у власти и народа ведет к росту манипулирования общественным сознанием (пропаганда, формирование имиджа власти, создания мишеней для народного неудовольствия). Власть делает людей максимально зависимыми от себя.

При определении феномена манипуляции большинство исследователей исходят из того, что это явление, во-первых, представляет собой вид  психологического воздействия (в противоположность  физическому воздействию и угрозам), во-вторых, производится чаще всего скрыто, не заметно для объекта манипуляции, в-третьих, требует определенных навыков и мастерства, в-четвертых, как отмечает С.Г. Кара-Мурза, человек, на которого направлено манипулятивное воздействие воспринимается как объект, а не как полноправный участник коммуникативного диалога. А.Ю. Горчева так определяет это явление: «Манипуляция – вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у него в данный момент» [Горчева, 2002, 91]. В.П. Пугачев также видит в процессе манипуляции скрытое воздействие, призванное побудить человека к действиям, которые не удовлетворяют его интересам: «манипуляция в узком, собственном значении этого слова представляет собой скрытое управление психикой и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам и, главное, актуальным желаниям. При этом характер желательного поведения объекта воздействия явно не определяется» [Пугачев, 2005, 93]. Стоит отметить, что, по мнению В.П. Пугачева, манипуляция не исчерпывается воздействием на психику человека только посредством психологических приемов и тактик. Исследователь выделяет психологическую манипуляцию (влияние на психику людей в процессе непосредственного личностного воздействия) и экологическую или ситуационную (влияние через окружающую среду, ситуацию). В политике широко применяется ситуационное манипулирование, так как оно позволяет действовать более незаметно, при этом коммуникация осуществляется через других людей, обстоятельства, обладает длительным воздействием, оказывает глубокое влияние на сознание, подсознание и поведение человека. В.П. Пугачев определяет ситуацию как «…систему отношений или обстоятельства, в которых находится субъект» [Пугачев, 2005, 94]. Большое значение при этом имеет характер восприятия ситуации человеком, основанный на наличии у него определенных ценностей, убеждений, установок и способа ее получения.

А. Цуладзе выделяет три  уровня воздействия в контексте  политической манипуляции: межличностный, групповой и массовый. На межличностном  уровне манипулятор использует свои личностные ресурсы, психологическое  преимущество над соперником в момент общения. Его цель – создать условия для того, чтобы человек действовал в интересах манипулятора, даже если это противоречит его собственным установкам. Для этого применяются различные психологические приемы и уловки. Примером могут служить встречи лидеров государств, когда в ход пускается их личное обаяние, дипломатия как искусство находить уязвимые места противника и манипулировать им.

На групповом уровне манипулятор  взаимодействует уже с группой, умело используя в своих целях особенности поведения человека в коллективе. Подчинив группу своей воле, манипулятор присваивает себе ее возможности, действует от имени этой группы, реализуя при этом свои собственные цели и задачи, в то же время он имеет возможность снять с себя лично ответственность в случае неудачи и переложить ее на группу. Часто трудно отделить фигуру манипулятора от лидера группы, так как они могут и совпадать в одном лице, но лидер всегда действует в интересах группы, манипулятор же - в своих собственных. При этом манипулятор тратит усилия на поддержание своего престижа в группе, приближая одних, отдаляя других, сталкивая их интересы.

Коммуникация на массовом уровне осуществляется часто через  посредников, на современном этапе  таким посредником выступают  СМИ. В начале ХХ века основная ставка в политической борьбе делалась на массы, которые представлялись политикам творцами истории. Для манипуляции их сознанием использовались лозунги, позволяющие выразить в краткой доступной форме емкий смысл, несущие яркий эмоциональный заряд. Затем появился кинематограф, и воздействие стало осуществляться с помощью зрительных образов. Возникновение телевидения расширяет возможности манипуляции: информация, поступающая по нескольким каналам (в данном случае по зрительному и слуховому) имеет большую силу воздействия, в то же время увеличивается эффект правдоподобия, создается иллюзия присутствия на месте событий, дикторы воспринимаются как старые знакомые, возникает эффект доверия. В настоящее время активно развивается новый канал воздействия – Интернет.

5

 

УПРАВЛЕНИЕ И МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Вообще, управление – прекрасная, нужная и этичная способность.  Оно не имеет отношения к обязанности, принуждению, вообще к ограничению свободы. Управлять – значит понимать и уметь.  И - всё.  Управление основано на хорошем общении, понимании, добровольном партнёрстве и симпатии.  Вы умеете хорошо общаться? Значит, вы управляете общением. Вы можете помирить драчунов? Значит, вы управляете отношениями. Вы ещё не в кювете? Значит, вы управляете автомобилем. А если в кювете –  он управляет вами. Управление – это когда дети или коллектив поддерживают нужный порядок и делают всё сами, по доброй воле, и будут продолжать делать это, даже если вас нет. Управление всегда служит улучшению жизни.  Если вы нормально живёте, то только потому, что управляете кучей вещей вокруг себя – включая и людей. 
Однако, принимая всерьёз свои  страхи и сомнения, мы привыкли подменять управление насилием, принуждением, подавлением, хитростью – то есть манипулированием.   Мы часто верим, что слушается только тот, кто боится.  Мы верим, что бесстрашный человек опасен, потому что неуправляем.  Поэтому мы чаще всего пытаемся манипулировать друг другом – вместо того, чтобы создать взаимопонимание и управлять.  Мы странным образом путаем эти вещи.   
Плывя по течению  привычной морали,  мы и сами охотно позволяем собой манипулировать. Мы слушаемся кого-то, боимся или стыдимся чего-то, верим в вину и обязанность; чего-то слишком желаем, а что-то ненавидим; мы покупаемся на добрые слова, на родственные связи, на долг и верность, на слёзы, на сочувствие.  А когда жизнь идёт куда-то совсем не в ту степь, ломаем голову: ну почему!?  
Да потому, что ты позволил решать за тебя.  Ты отдал свою жизнь другим людям.  Не важно, кто они, и какие они.  Даже если они очень хорошие, даже если – ангелы, они не могут сделать с твоей жизнью то, что ты сам хочешь – у них ведь свои, а не твои представления об этом!  А ведь есть и такие, для которых страшна твоя свобода, опасен твой рост или успех. В любом случае, если у руля не ты, жизнь не станет такой, о которой ты мечтаешь.   Наоборот, она может вообще превратиться в кошмар.  Это  происходит прямо вокруг нас.  Посмотрите на ваших несчастных знакомых.  У всех  одна беда: они не могут решать за себя.  
До тех пор, пока Рон Хаббард не нашёл способ убрать страхи из человеческого ума, разницу между манипулированием и управлением очень трудно было заметить.  Манипулирование так древне и естественно для нас, что большинство моральных норм созданы под него.   Можно сказать, что львиная доля морали работает на манипуляторов. Неуверенность, стеснительность, неспособность общаться, долг, вина, стыд, наказание, «надо верить людям», послушание и прочие атрибуты манипулирования давно стали частью морали.  И мы перестали думать о внутренней свободе. 
Дейл Карнеги, возможно, был первым, кто показал нормальные, этичные способы управления поведением других людей: приветливость, внимание к собеседнику, способность слушать,  способность принять чужую точку зрения, умение понятно выражать мысли,  искренность и открытость, хорошее общение. Эти способы  оказались непривычно, пугающе эффективными.   Если вы умеете заводить друзей, значит, вы этим процессом и управляете!     
Через несколько лет на учение Карнеги бурно отреагировал Шостром (США). Со слов моего знакомого психолога, он счёл Карнеги манипулятором.  Чтобы уберечь от воздействия свободную волю наивных граждан, он создал своё учение:   рассмотрел и описал типы манипуляторов,  разработал свод ассертивных прав и теорию ассертивного поведения.  
В итоге этой «дискуссии» оба  описали и манипулирование, и управление в пользу свободы и самоопределённости.  Спасибо им! 

Информация о работе Социология управления