Социология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализа-ции и «онаучивания».О проблеме управления говорят следующие цифры: сейчас в США специалистов по управлению выпускают 1100 учебных заведений, из 650 школ бизнеса 1/3 дает дипломы «магистра деловой администрации» (высший управленческий титул), в 1986 году в США была выдано 71 тысяча дипломов по управлению (для сравнения, в том же году в Великобритании эта цифра равнялась 1,5 тысячи).

Содержание

Управление и социальная информация.
Общество и проблема управления…………………………………….3
Понятие социальной информации…………………………………….4
Понятие социального управления……………………………………..4
Субъект и объект управления…………………………………………7

Типы управления и влияние на социальное развитие.
Типы социального управления………………………………………..9
Управление как фактор социального развития……………………..11

III. Социально-психологические аспекты управления.
Руководство персоналом и мотивация труда……………………….14
Социальная система управления…………………………………….16
Социально-экономическая политика: разработка и реализация…..18

IV. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в социологии управления.
à Зарубежная социология управления.
Модели организаций……………………………………………..21
Эволюция методологии западной социологии…………………23
à Отечественная социология управления.
Организационная наука в СССР…………………………………24
Постсоветский период……………………………………………28

V. Список литературы…………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 75.15 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Химический факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Социология
управления”

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

студентки 405-ой группы

Прониной Екатерины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

1999

 

Содержание.

 

  1. Управление и социальная  информация.

Общество и проблема управления…………………………………….3

Понятие социальной информации…………………………………….4

Понятие социального управления……………………………………..4

Субъект и объект управления…………………………………………7

 

  1. Типы управления и влияние на социальное развитие.

Типы социального управления………………………………………..9

Управление как фактор социального развития……………………..11

 

III.  Социально-психологические  аспекты  управления.

Руководство персоналом и мотивация труда……………………….14

Социальная система управления…………………………………….16

Социально-экономическая политика: разработка и реализация…..18

 

IV. Сравнение отечественного и зарубежного опыта в социологии управления.

à Зарубежная социология управления.

Модели организаций……………………………………………..21

Эволюция методологии западной социологии…………………23

à Отечественная социология управления.

Организационная наука в СССР…………………………………24

Постсоветский период……………………………………………28

 

V. Список литературы…………………………………………………30

 

I. Управление и социальная  информация.

 

Общество и

проблема

управления.

 

Управление – одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной жизни. Его значение постоянно возрастает. В течение всего ХХ века мы сталкиваемся с попытками его рационализа-ции и «онаучивания».О проблеме управления говорят следующие цифры: сейчас в США специалистов по управлению выпускают 1100 учебных заведений, из 650 школ бизнеса 1/3 дает дипломы «магистра деловой администрации» (высший управленческий титул), в 1986 году  в США была выдано 71 тысяча дипломов по управлению (для сравнения, в том же году в Великобритании эта цифра равнялась 1,5 тысячи). Тем не менее по опросам 500 руководителей крупнейших американских корпораций, 80 % недовольны подготовкой специалистов по управлению.

Управление  внутренне  необходимо  как  для  общества  в  целом,  так  и  для  каждой  из  его  частей,  поэтому  степень  организации  механизмов  управления  может  рассматриваться  в  качестве  одного  из  существенных  показателей  уровня  развития  и  самого  общества,  каждой   из  его  сфер.  Прежде всего, трудовая  деятельность,  разделение  труда,  совместный  труд  предполагают  в  большей   или  в меньшей  степени  управление.  И  там,  где  процесс  производства  приобретает  характер  общественно  организованного,  с  необходимостью  возникает  особый  вид  труда -  управление.

В обществе исторически сложились два принципа действия  механизма управления: стихийный и сознательный. Стихийное управление выражает  такое  взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного, это усредненный результат, складывающийся из массы  целенаправленных  сознательных действий, в которых нельзя учесть все  их  последствия.  Его  моделью может выступать рынок.

Наше общество находится на таком этапе развития, когда научное  управление им на основе познания социальных закономерностей все больше  становится сознательным процессом, что требует всестороннего изучения  и  совершенствования  механизмов  управления. 

Социальное управление исследуется в настоящее время в трех аспектах: хозяйственном (управление экономикой), социально-политичес-ком и социально-психологическом. Необходимо иметь в виду, что управление, действуя в целостном общественном организме, представляет собой единый и неделимый  на  отдельные элементы  процесс. Управление относится к такой деятельности, которая должна быть максимально деперсонифицирована, к которой применимы общие клише, стандартные методы, организационные методы и инструкции.

Наиболее интенсивно проблема управления разрабатывается в связи с развитием общетеоретических дисциплин, в частности, кибернетики, два основополагающих понятия которой  -  информация  и  управление.

 

 

 

Понятие

социальной  информации

 

Социальная информация - это смысловая информация, то есть, которая перерабатывается человеческим сознанием и  реализуется  в  деятельности  людей; она обусловлена потребностями индивидов иинтересами социальных групп, находящихся в постоянном общении между собой в  процессе производства и всей общественной жизни.  Социальная  информация  специфична  не  только  с  точки  зрения  своей  природы,  но  и  своего  циркулирования в обществе. Здесь взаимодействует  бесчисленное множество информационных потоков, движущихся по  разнообразным  каналам:  это  и  «память»  прошлого,  живущая  в  настоящем,  и  общепланетарные  формы общения  (международные,  межгосударственные  и  др.), и внутригосударственные (между  различными  классами, партиями,  социальными  группами, между народом и государственными органами,  осуществляющиеся  в  виде  обмена  общественного  мнения,  с  одной  стороны,  и официальных государственных решений - с другой, а также в форме  воспитания,  обучения,  общения  в  процессе  трудовой  деятельности,  досуга  и  т.д.). Таким образом, социальная информация движется как бы в двух  плоскостях:  горизонтальной  и  вертикальной.

Следовательно, под социальной понимается та информация, которая  циркулирует в обществе как совокупность знаний, сведений, сообщений, идей  об  окружающем  мире,  прежде  всего  об  обществе,  служащих целям  управления общественными процессами. Оптимальное управление, преследующее разумные цели, предполагает объективную, истинную, полную  информацию.

 

Понятие

социального  управления.

Там, где есть информация,  действует  и  управление,  а  там, где осуществляется  управление, непременно  наличествует и  информация.

Исходный пункт любого управленческого  процесса (главным  среди  которых является выработка и принятие  управленческого  решения, а  также  его  исполнение) - получение и обработка информации. Управление - это функция любой организованной системы, направленная на сохранение ее качественной определенности, на поддержание динамического равновесия  со  средой и  на ее развитие. Управление есть своеобразный  отклик  на  всю  сумму  информационных  взаимодействий системы, направленный на придание  ей  такого поведения  и состояния, такой структурной организации и тенденции развития, которые соответствовали бы всей накопленной этой системой информации и учитывали бы ее объективные  потребности. Оно ориентировано  не  только  на  информационное прошлое системы, но  на  ее  будущее.

Управление  обществом  принципиально отличается  от  управления  в  живых  организмах  и  технических  устройствах. Будучи  сложной  структурой,  включающей  в  себя  материальные  и  духовные  процессы,  оно  выступает  как  специфический  вид  человеческой  деятельности. Особенность ее заключается в том, что управляющее воздействие присутствует во всех сферах жизни  общества, то есть, представляет собой особый  вид  общественных отношений. А это значит, что управленческие отношения образуют необходимый момент социальной среды. В управленческих отношениях можно выделить несколько аспектов - политический, экономический, этический -  каждому из которых присущи две взаимосвязанные стороны - информационная  и  организационная.  Поскольку  управление  всегда  является  функцией  общественной  власти,  то в классовом  обществе оно есть функция политической, государственной власти, и, следовательно, управленческие решения в  классовом  обществе  всегда  носят  классовый  характер.

В механизме социального управления фундаментальная роль  принадлежит принципу обратной  связи: там, где этот принцип нарушается  или  вообще  отсутствует, там  отсутствуют  или  искажаются результаты  социального  управления. В общей форме данный  принцип  гласит:  в  любом  взаимодействии  источник  (субъект  информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами. Следовательно, и в процессе социального управления  происходит  обратное  влияние объекта управления  на  его субъект. Далее, принцип обратной связи предполагает в качестве  необходимого  момента  обмен информацией. Значит, социальное управление - это  информационный  процесс с обратной  связью. В принципе обратной  связи  осуществляется  информационное воздействие  объекта  управления  на его субъект. В обществе этот принцип действует непрерывно, поскольку  ответные действия управляемой системы влияют на динамику управленческих актов управляющей системы, постоянно учитывающей вновь поступающую информацию. При этом важно  помнить  о  том,  что  здесь  субъект  и  объект управления  на какое-то  время как бы меняются ролями. Полководец, командуя армией, является субъектом  управления, но он действует на основе информации, получаемой от подчиненных - разведки  и  т.д. И  в  этом  случае он  уже  выступает  не  только как  субъект,  но  и  объект  управления.  В свою очередь  объект  управления, например, офицер, получая то или иное управленческое решение полководца, в процессе его исполнения действует как субъект  управления. Таким образом, субъект и объект управления выполняют двойную -  субъектно-объектную  функцию.

Основное  звено  в  структуре  управления - выработка и исполнение  управленческих решений. И здесь важным принципом является принцип  оптимальности, означающий, что при выработке управленческого решения  необходимо учитывать максимум  возможных вариантов его  исполнения  и  выбирать те из них, которые наиболее  полно обеспечивали  бы  достижение  поставленных  целей.  Следовательно,  управленческое  решение  вырабатывается  субъектом  с  ориентацией  на  объект  управления,  на  учет  его  потребностей  и  интересов,  а  также  его  реальных  возможностей  и  условий  превращения  этих  возможностей в действительное исполнение  решения. В сфере  государственного  управления без достаточного научно обоснованного знания потребностей  народа  принцип  оптимальности  теряет  свою  эффективность.

Характер социального управления в современных условиях  предъявляет к субъекту управления требование повышенной ответствен-ности за принятие управленческих решений, что обуславливается как масштабностью управленческих воздействий, так и сложностью структурной организации  объекта  управления.

Итак,  социальное  управление  - это  основанное  на  принципе  обратной  связи  целенаправленное  или  стихийное  воздействие  на  элементы  общества  как целостной системы для ее оптимально организованного  функционирования  и  развития.

Принципы социально-политического управления обществом  изменяются  в  зависимости  от  характера  общественного  строя,  от  форм  государственной власти. Они, например, могут быть жестко  детерминированными, когда управляющее воздействие стремится однозначно  «программировать»  поведение  «адресата», и, так сказать,  мягко детерминированными, когда управленческая программа  предполагает  относительно  широкий  спектр  возможных  видов  и  форм  поведения  объектов  управления.  Однако  в  истории  редко  встречаются  жесткие  и  мягкие  принципы  в  «чистом»  виде:  управление  в  социальных  системах,  как  правило,  так  или  иначе, сочетает  в  себе  оба эти  принципа.  Наиболее  парадоксально  они  сочетаются в системах, в которых  осуществляется  механизм  стихийного  управления,  что  очень  четко  видно  на  примере  рынка,  где  действует  «невидимая  рука», о которой  писал  А. Смит. С одной  стороны,  эта  «рука»  направляет  свободную  игру  стихийных  сил,  допуская  гибкость,  податливость конкурирующих сторон, а с другой - диктует  жесткие  и  безжалостные  правила  игры,  неумолимые,  как  судьба.

В  качестве  примера  действия  исключительно жесткого  принципа  социального  управления  можно сослаться  на  деспотические  режимы, крайней формой выражения которых стал фашизм. Отличительной особенностью последнего  по  сравнению, скажем,  с  режимом  военной  диктатуры является,  с  одной стороны, привлечение на свою сторону населения с помощью  всевозможных  мифов, антинаучных, утопических идей, лозунгов, сулящих  «рай  в  грядущем», а  с  другой - применение  утонченных  и  изощренных  форм  насилия, борьбы с инакомыслящими, массового террора, возведенного в ранг  государственной  политики.  Вся  система управления фашистского государства ориентирована на использование людей для блага правящей элиты или даже  одного человека - фюрера, служение которому возведено, по существу, на уровень религиозного культа. Апологеты  фашизма утверждали, что в государстве не  существует больше свободного состояния мысли: имеются лишь мысли  правильные и мысли,  подлежащие  истреблению.

 

Субъект  и  объект управления.

Вся совокупность социальных взаимодействий может рассматриваться как взаимодействие субъекта  и  объекта управления.

Как субъект, так и объект  управления  имеют сложную, многоуровневую  структуру. В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (в том числе общественные), производственные коллективы и личности. В  конечном  счете,  управленческие  решения  фактически  принимают  реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполага-ющей высокую меру ответственности. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного)  склада  ума,  который,  с  одной  стороны,  готовится  всей  системой  воспитательных и образовательных  средств, а  с другой - предполагает и природную одаренность. Необходимым условием принятия субъектом  эффективного управленческого решения и осуществления  разумного  контроля  за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также  переработки. Все это предполагает  глубокие и  всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего  органа  или  лица. Объектом управления, в  какой  бы  форме  и  на  каком бы  уровне он не выступал  (будь  то  предприятие, организация, учреждение или  даже общество  в  целом),  реально  и  фактически  являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами - умом, волей, талантом, а потому способны принимать соответствующие решения и выполнять их. В этом отражается фундаментальная закономерность всех социальных процессов: чтобы быть реализованным, любой из них должен «очеловечиться», то есть  воплотиться в действиях конкретных людей. В обществе осуществляется  управление  не только коллективами людей, но и природными процессами, например  экологическими, а также  технологией  производства, размещением  хозяйственных зон и т.д. Однако управление последними также всегда опосредствовано управленческими взаимо-действиями  между  людьми.  Субъект и объект  управления,  как  отмечалось,  -  понятия  относительные.  То,  что  в  одном взаимодействии выступает как субъект, в другом - как объект  управления,  и  наоборот. И даже в пределах одного и того же взаимодействия субъект также  управляется со стороны  объекта,  который  в этом случае выступает уже в качестве субъекта управления. Поэтому эффективное управление  возможно только при условии разумного контроля и за самим  решением,  и  за его использованием не только сверху, но  и  снизу:  бесконтрольный  работник, как правило, морально разлагается, то же самое, впрочем,  происходит  и  с  руководителем. Принцип обратной связи применительно к социальному управлению выражается не только в исполнении и систематическом контроле, но, что самое важное, предполагает широкую инициативу, активное понимание, сотворчество и даже настоящее творчество  тех,  кто  выступает в данной  ситуации  в  качестве объекта  управления.  Управленческий  замысел  не  только  исполняется «от и до», а творчески конкретизируется и развивается,  превращается  в  нечто  большее,  чем  первоначальный  замысел,  влияя  на  корректировку исходной управленческой позиции на других ступенях  управленческих решений. Обратная инициатива предполагает наличие в объекте  управления  не  только  некоторой  суммы  психологических  начал,  но  и  высокого чувства гражданственности,  ответственности  за  свое  дело,  полного  единения  воли  и действий руководителя  и  руководимого.  В  сущности, в этом раскрывается смысл и содержание демократизации управления, столь необходимой для его эффективного осуществления,  особенно в экономической сфере жизни общества, реализующейся в работе каждого конкретного  предприятия и трудового коллектива. Свое высшее выражение социальное управление находит в форме социального  самоуправления,  которое  невозможно без высокой культуры  как  объекта, так и субъекта управления, выражающейся в таких нравственно-психологических качествах, как честность, добросовестность, бескорыстие, критичность и самокритичность в оценке  работы.

Информация о работе Социология управления