Современные теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Послевоенное производство в начале в большой мере ориентировалось на удовлетворение массовых потребностей, а по мере их насыщения – на специализированные запросы и небольшие по ёмкости рынки. Это вызвало грандиозный рост предпринимательских структур, образование большого числа средних и малых организаций, усложнение системы связей между ними. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям окружающей среды. С нашей точки зрения, именно этот аспект и определил актуальность рассматриваемого вопроса.

Содержание

1. Основные аспекты теорий управления 3
2. Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента 3
2. 1. Управление по целям 3
2.2. Концепция “Бережливого производства” 3
2.3. Управление качеством 3
2.4. Стратегический менеджмент 3
2.5. Реинжиниринг 3
2.6. Концепция внутренних рынков корпораций 3
2.7. Теория альянсов 3
Заключение 3
Список используемой литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya_-_teoria_upravlenia.docx

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ «РАНХиГС»

Кафедра государственного и  муниципального управления

Контрольная работа на тему:

«Современные теории управления»

 

Выполнил:

Студент группы 11311

Проверил:

Доцент кафедры, 
к. пол. н., доцент, 
декан факультета ГМУ Савинов Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 

Оглавление

1. Основные  аспекты теорий управления 3

2.  Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента 3

2. 1. Управление  по целям 3

2.2. Концепция  “Бережливого производства” 3

2.3. Управление  качеством 3

2.4. Стратегический  менеджмент 3

2.5. Реинжиниринг 3

2.6. Концепция  внутренних рынков корпораций 3

2.7. Теория  альянсов 3

Заключение 3

Список используемой литературы 3

 

 

Введение

Чтобы все граждане жили согласно, надо внушать им, что  все они — братья, но не все равно способны к одним и тем же обязанностям, потому что люди по своим способностям весьма различны: одни рождены для управления, другие — для вспомоществования, а иные — для земледелия и ремесленничества.

Платон

Система взглядов на управление во второй половине 20 столетия сформировалась под воздействием объективных изменений  в мировом общественном развитии. Страны-лидеры выявили признаки начала перехода к эре постиндустриального, информационного развития. 

 Послевоенное производство  в начале в большой мере  ориентировалось на удовлетворение  массовых потребностей, а по мере  их насыщения – на специализированные  запросы и небольшие по ёмкости  рынки. Это вызвало грандиозный  рост предпринимательских структур, образование большого числа средних  и малых организаций, усложнение  системы связей между ними. Жизнеспособность бизнеса стала определяться его гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям окружающей среды. С нашей точки зрения, именно этот аспект и определил актуальность рассматриваемого вопроса.

Целью настоящей работы является изучить теоретическую базовую  составляющую современных теорий управления. Для реализации поставленной задачи необходимо решить следующие задачи: проанализировать основные понятия теорий управления, рассмотреть виды теорий, которые получили широкое применений в современных условиях.

Объектом исследования является теория управления персоналом. Предметом исследования являются теоретико-методологические, организационно-системные и методические основы функционирования в рамках современных теорий управления.

Настоящая работа состоит из введения, двух частей, заключений и списка используемой литературы.

 1. Основные аспекты теорий управления

 

Разработка научных подходов к управлению школой за рубежом началась в 20-х годах. За рубежом поиск способов повышения эффективности управления школой основывался на достижениях общей теории социального управления.

Первая теория «научного  управления» была разработана в  начале ХХ века Ф. Тейлором (1911г. «Принципы научного управления»). Критикуя современную в то время практику управления, он утверждал, что для того, чтобы быть эффективным, управление должно осуществляться на основе определенных законов, правил и принципов1

 С периода формирования  теорий управления, самыми значимыми,  на наш взгляд являются следующие  теории:

- теория принятия решений  и количественного подхода –  начало разработок 1950 – 1960-е годы;

- ситуационный подход  – 1960-е;

- теории стратегии –  1960-е;

- инноваций и лидерства  – 1980 – 1990-е. 

 Все эти теории рассматривают  организации как открытые системы  с характерными чертами:

- организация – это  открытая система, рассматриваемая  в единстве факторов внутренней  и внешней среды;

- предприятие ориентируется  не на объём выпуска, а на  качество продукции и услуг,  на удовлетворение потребителей;

- ситуационный подход  к управлению, признание важности  быстроты и адекватности реакции,  обеспечивающих адаптацию к условиям  существования фирмы, при которых  рационализация производства становится  второстепенной;

- главный источник прибыли  – люди, обладающие знаниями, и  условия для реализации их  потенциала;

- система управления ориентируется  на повышение роли организационной  культуры и нововведений, на мотивацию  работников и новый стиль руководства.  

 Для первых лет второй  половины 20 века было характерно  стремление к росту управленческого  контроля за всеми переменными  бизнеса, и это привело к  разработке количественных подходов  к принятию управленческих решений.    Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрения организаций в единстве их составных частей, неразрывно связанных с внешним миром. А это усилило значение ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. В ситуационном подходе принятие решений ставится в прямую зависимость от анализа внешней среды. Позднее на первый план вышли проблемы успешного позиционирования предприятий на рынке, и это привело к развитию теории и методов стратегического планирования, повлёкших за собой необходимость разработки таких направлений науки, как организационная культура, инновационный менеджмент и лидерство2

 В центре современных  взглядов на менеджмент находится  проблема гибкости и адаптивности  к постоянным изменениям внешней  среды, которые не редко диктуют  стратегию и тактику организаций.  

 Важный элемент современной  парадигмы управления – признание  социальной ответственности менеджмента  как перед обществом в целом,  так и перед людьми, работающими  в организации. 

 Новой парадигме соответствуют  сформулированные в 1990-е годы  принципы управления. Главное внимание  обращается на человека, как ключевой  ресурс организации, и на создание  условий для реализации его  потенциала и способности к  совместной эффективной работе. Как следствие – внимание к  организационной культуре, демократизации  управления, честности и доверию  людям, коммуникациям, стилю руководства.  

  

  

2.  Основные положения, принципы и идеи современных направлений менеджмента

Одним из самых выдающихся теоретиков современности в области  управления несомненно является Питер  Друкер. Центром идей Друкера об управлении является учение о менеджменте  как о профессиональной деятельности и о менеджере как о профессии. Друкер приписывал себе первенство в  создании систематизированного учения об управлении и соответственно учебной  дисциплины, что дало возможность  начать изучение менеджмента в учебных  заведениях3

2. 1. Управление по целям  

 Концепция управление  по целям впервые упомянута  ее автором Питером Друкером, в 1954 году. Им описываются общие  принципы управления по целям  и рекомендации по постановке  и контролю исполнения целей. 

 Система управления  по целям (по результатам) получила  широкое распространение среди  руководителей и менеджеров-практиков,  так как она обеспечивает неплохие  результаты по достижению запланированных  показателей и способствует эффективной  совместной деятельности аппарата  управления организации. 

 Принципы управления  по целям исходят из следующих  предпосылок:

- система управления должна  обеспечивать достижение всех  целей и задач организации;

- каждый руководитель, на  всех уровнях, должен иметь  чёткие цели в рамках возложенных  на него обязанностей;

- цели и задачи всех  менеджеров согласуются, и в  соответствии с этим организуется  работа по их выполнению;

- управляющие и исполнители  совместно формируют функции  и добиваются их выполнения  путём взаимных консультаций; формируется  иерархия целей, конкретизируемых  на каждом последующем уровне  при движении сверху вниз. 

 Этапы процесса управления  по целям:

- на первом уточняется  круг полномочий и обязанностей  руководителей всех уровней;

- на втором разрабатываются  и согласовываются цели и задачи  управления в рамках установленных  полномочий и обязанностей;

- на третьем составляются  реальные планы достижения поставленных  целей;

- на четвёртом производятся  контроль, измерение, оценка работы  и достигнутых каждым руководителем  результатов, и по каналам обратной  связи осуществляется корректировка  заданий, после чего может потребоваться  новое согласование целей. 

 Концепция управления  по результатам. 

 Сущность концепции  – целостная система управления, ориентированная на результаты  и основанная на использовании  творческого потенциала трудового  коллектива, новых методов и техники  управления. 

 Принципы концепции  – целью деятельности являются  получение запланированных результатов.  Цели и приоритеты не являются  постоянными величинами, их пересмотр  связан с изменениями внешних  и внутренних условий, с достижением  ранее поставленных целей или  с признанием их ошибочными. 

Цели – это ключевые результаты, к которым организация  стремится на протяжении длительного  периода времени. Нормативное число  ключевых результатов – от четырёх  до шести. Три типа ключевых результатов: по коммерческой деятельности (оборот, издержки, переменные и постоянные затраты, доля на рынке, рентабельность, платёжеспособность и т.п.), по функциональным подсистемам (например, по производству – количество, ассортимент и качество производимой продукции, ритмичность  производства, использование производственных мощностей и т.д.), по некоммерческой деятельности (атмосфера взаимоотношений, сотрудничество с другими организациями, престиж и имидж предприятия, творчество). Критерии отбора задач: согласованность, гибкость, измеримость, привлекательность  для исполнителей. 

 Стадии процесса управления:

1. Составление автопортрета  трудового коллектива.

2. Планирование результатов,  включающее разработку долгосрочных, стратегических, годовых и индивидуальных  планов.

3. Достижение результатов  на основе ситуационного руководства,  использующего передовые стиль,  методы и технику, а также  такие черты менеджеров, как настойчивость,  творческий подход, знание людей  и дела.

4. Контроль с целью  оценки достигнутых результатов,  способов их получения и использования  сложившихся ситуаций. Выводы по  результатам оценки учитываются  в повседневной работе, в планах  отчётного периода и при стратегическом  планировании. 

 Развитие, выступающее  как процесс изменений, которым  можно управлять в соответствии  с общими принципами менеджмента  организации4.

2.2. Концепция “Бережливого производства” 

 Другие названия данного  направления – это “рачительное”  и “щадящее” производство. Данная  концепция полностью меняет саму  цель трудового процесса и  заключается в замене изготовления  большого числа однотипных изделий  на производство именно того  продукта, который нужен каждому  отдельному потребителю, и именно  в необходимом ему количестве. У такого подхода масса преимуществ. Во-первых, происходит сокращение затрат труда и производственных площадей по сравнению с массовым производством. Во-вторых, новая парадигма требует гораздо меньше инвестиций для достижения лучшего эффекта. В-третьих, у бережливого производства явная ресурсосберегающая направленность. И наконец, из всех этих преимуществ, следует явный плюс для страны, в которой функционирует компания. В концепции бережливого производства происходит отказ от командно-административной структуры, базирующейся на взаимодействии “начальник-подчиненный”, и переход к системе сотрудничества – “мы делаем одно дело”. Соответственно, организационная структура приобретает гибкость, становится горизонтальной. Именно за счет вовлечения персонала в процесс управления реализуется большая часть возможностей бережливого производства. Работники цехов являются экспертами своего дела, поэтому если поставить перед ними соответствующие задачи, они способны найти способы сократить потери. И наконец, сложные подходы к производственному процессу требуют постоянного обучения сотрудников через использование “трех китов”: теории, отраслевого опыта и опыта, накапливаемого лично в процессе производства. Это объясняется тем, что даже мотивированный сотрудник, если он не сведущ в вопросах деятельности организации, может быть опаснее, чем полностью безразличный, но проинформированный сотрудник. 

 Таким образом, принципы  бережливого производства, согласно  теории, включают в себя:

- эффективное использование  всех видов ресурсов и исключение  отходов и потерь;

- командную работу и  сотрудничество;

- непрерывный обмен информацией,  из чего логически следует  высокая значимость средств коммуникации  внутри фирмы;

Информация о работе Современные теории управления