Совершенствования существующей организационной структуры фирмы ООО «Мегатур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки существующей организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Мегатур».
Из данной цели вытекают следующие задачи работы: наиболее полно охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами, рассказать об особенностях управления современными туристическими фирмами в современных условиях, произвести анализ действующей организационной структуры управления, произвести анализ эффективности данной системы управления, выявить явные преимущества и недостатки данной организационной структуры, описать кадровою составляющую.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретические основы организации структуры управления в туризме……..5
Понятие структуры управления организацией………………………………...5
1.2 Типы организационных структур…………………………………………………...7
1.3. Организационные структуры управления туризмом……………………………...9
1.4 Разделение труда в туристской организации……………………………………..13
1.5. Формальная и неформальная структуры организации…………………………..14
1.6. Проектирование организационных структур управления туризмом…………...16
2. Анализ действующей организационной структуры управления…………….20
2.1. Краткая характеристика турфирмы ООО «Мегатур»…………..……………….20
2.2. Aнализ эффективности системы управления туристической фирмы…………..21
2.3.SWOT-анализ турфирмы ООО «Мегатур.………………………………...………22
3. Возможности усовершенствования существующей организационной структуры фирмы ООО «Мегатур»………………………………….……………..25
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ организационной структуры турфирмы Мегатур.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы помогают понять, на что необходимо обратить внимание при разработке стратегии  фирмы.

Так, рассматривая слабые стороны, следует обратить внимание на то, что многие факторы не зависят  от самой туристической фирмы, к  таким факторам относятся, политическая, социально-экономическая ситуация в стране, регионе, мире, а также климатические и погодные условия, изменения в законодательстве и др. Тем не менее, эти факторы оказывают очень сильное влияние на деятельность любой туристической фирмы. Это объясняется спецификой туристических услуг. Поэтому, чтобы снизить зависимость от этих внешних факторов, при разработке стратегии необходима дифференциация турпродуктов, то есть фирмы в своей деятельности должны ориентироваться не на какое-то одно или два направления, а на несколько направлений, чтобы была возможность быстро переориентироваться в случае возникновения неблагоприятных внешних факторов.

Далее, слабой стороной фирмы ООО «Мегатур» является то, что не сформирована четкая стратегия продвижения турпродуктов. В условиях сильной конкуренции, фирме просто необходимо заниматься рекламой своих услуг. Фирма ООО «Мегатур» публикует рекламу своих услуг в газетах «Спутник Череповца», «Раз в неделю», «Голос Череповца», кроме того данные о фирме можно найти в телефонном справочнике «Вологда-Череповец». Однако в условиях, когда на череповецкий рынок туристических услуг выходят все новые и новые фирмы», этого недостаточно. Необходимы не только рекламные мероприятия, но и мероприятия паблик рилейшенз. Поэтому  предлагается в штат фирмы ввести должность маркетолога, в функции которого будет входит изучение и прогнозирование рынка, разработка маркетинговой стратегии и разработка долгосрочной рекламной кампании.

 

3. Возможности усовершенствования существующей организационной структуры фирмы «Мегатур»

 

Организационная структура управления туристической фирмой «Мегатур» функционирует слаженно и четко, но она не является идеальной. Можно внести некоторые изменения в ее работу. Например, можно добавить маркетинговую службу, бухгалтера-кассира и представителя в Москве тогда структура организации будет выглядеть следующим образом:

 

Рис. 3. Предлагаемая организационная  структура управления  туристической  фирмой ООО «Мегатур»

Внедрение маркетинговой службы значительно улучшит работу туристического агентства. Это связано с тем, что маркетинг - это деятельность, связанная с анализом и прогнозированием рыночной ситуации. Турфирма должна разработать четкую маркетинговую политику, план дальнейшего развития свой организации в соответствии со своей маркетинговой стратегией. Благодаря своей маркетинговой деятельности фирма обрела бы большую известность среди широких слоев населения, люди обратили бы большее внимание на данное предприятие, что способствовало бы еще более быстрому и динамичному развитию фирмы, увеличению роста числа продаж и доли значимости «Мегатур» в туристической сфере Вологодской области.

Несмотря на то, что на предприятии  отсутствует единая служба маркетинга, маркетинговые функции выполняются разными подразделениями, поскольку их выполнение является насущной необходимостью для любого коммерческого и некоммерческого предприятия. Это положение следует из самого определения маркетинга как такового: маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредствам обмена.

Первым шагом на пути создания службы маркетинга на предприятии  является определение должностных  обязанностей специалиста маркетолога.

Основные принципы, которые  предлагается заложить при создании службы маркетинга:

    1. Служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения;
    2. Служба маркетинга имеет в своем составе специалиста, который планирует, организует и контролирует выполнение определенных маркетинговых функций предприятия.

Менеджер по маркетингу отвечает за стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности компании. Этот сотрудник осуществляет контроль выполнения маркетинговых функций подразделениями фирмы, которые структурно не входят в состав службы маркетинга. На него же возложена задача периодической ревизии организации системы маркетинговой деятельности на предприятии.

Менеджер по маркетингу осуществляет анализ экономических  показателей деятельности предприятия. При этом в задачу этого сотрудника не входят задачи финансового анализа и планирования деятельности. Этот специалист определяет ценовую политику фирмы, политику скидок, и т.д. Так же его задача – это планирование, организация и контроль рекламной деятельности фирмы, деятельности в области стимулирования сбыта и обязанности по поддержанию общественных связей фирмы.

Не исключено, что в  процессе внедрения данного предложения, понадобится пересматривать функции  определенных подразделений или  вводить дополнительных сотрудников  в саму службу маркетинга. Начальные затраты на создание службы маркетинга и затраты на поддержание деятельности службы в течение 2011 года приведены в таблице 2.

 

Таблица 2-Расчет бюджета затрат на создание и поддержание службы маркетинга в туристической фирме

 

Статьи затрат

Сумма, руб.

Разовые затраты при  оформлении департамента

 

Мебель

12000,00

Вычислительная и офисная  техника

45000,00

Средства связи

5000,00

Всего

62000,00

Годовые затраты операционной деятельности

 

Затраты на персонал (зарплата, страхование, командировки, обучение)

80000,00

Хозтовары

500,00

Всего

80500,00

Итого

140500,00


Определим степень готовности ООО «Мегатур» к стратегическому управлению, к реализации маркетинговой стратегии. Для этого выявим некоторые признаки организации, произведем оценку проявления этих признаков и сделаем некоторые выводы по полученным данным (табл. 3).

 

Таблица 3-Готовность ООО «Мегатур» к реализации маркетинговой стратегии

 

1

2

3

№ пп.

Проявляющиеся признаки

Оценка степени проявления признака

1.

Определенность миссии

Проявляется

2.

Определенность цели и стратегии предприятия

Проявляется не полностью

3.

Наличие отлаженного  механизма сбора, анализа и обработки  маркетинговой информации

Проявляется слабо

4.

Работа по повышению  конкурентоспособности предприятия

Появляется не полностью

5.

Адаптируемость предприятия  к открывающимся возможностям

Проявляется слабо

6.

Ориентируемость текущего управления на выполнение стратегических задач предприятия

Не проявляется

7.

Организационное разделение задач стратегического управления от задач оперативного управления

Не проявляется


 

 

 

 

Продолжение таблицы 3

8.

Наличие штабных подразделений, осуществляющих внутрифирменное консультирование по вопросам стратегического развития

Не проявляется

9.

Приглашение сторонних  консультантов для решения неспецифических задач

Проявляется слабо

10.

Информирование персонала  о целях и планах

Проявляется не полностью

11.

Высокий уровень корпоративной  культуры

Проявляется почти в  полной мере

12

Наличие на предприятии  эффективно работающего маркетингового подразделения

Проявляется очень слабо

 

Итоговый рейтинг

Около 0,320


 

По данным таблицы можно сказать, что предприятие находится на умеренной (итоговый рейтинг от 0,275 до 0,35) ступени готовности к реализации маркетинговой стратегии. Это средняя  готовность, после нее еще есть высокая (итоговый рейтинг от 0,35 до 0,425) и очень высокая готовности (выше 0,425). ООО «Мегатур» находится на верном пути своего развития, он постепенно становится все ближе и ближе к усовершенствованию. Отдельная маркетинговая служба способствовала бы еще более быстрому развитию фирмы, приобретению фирмой новых клиентов, новых союзников, компаньонов. Повышению прибыльности, рентабельности, конкурентоспособности и других жизненно важных для организации показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основные направления  организационного развития являются важными  этапами развития любого предприятия. От рационального состава подразделений  органов управления, их связи между  собой и взаимодействия с подчиненными в значительной степени зависит  эффективность работы системы управления и функционирования всей компании в целом.

Функция организации  является важной функцией управления. Она заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Под организационной структурой фирмы  понимается ее организация из отдельных  подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Проблема совершенствования организационной  структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений).

Если говорить об организации как  о функции в туризме, то сюда можно отнести построение организационных структур, распределение функциональных и должностных обязанностей, а так же организацию самой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. -  М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
    2. Артемова Е.Н.,   Козлова В.А. Исследование конкурентных позиций турфирм в Вологодской области //Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - № 3. – С.63-75.
    3. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. - 176 с.
    4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. – М.: Академия, 2005. – 224 с.
    5. Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практическое пособие. — М.: Новое знание, 2002. — 348 с.
    6. Ефремова М.В. Изучение услуг на нижегородском туристическом рынке //Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - № 1. – С. 114-128.
    7. Жихарева Ю. Потребительские предпочтения москвичей   в отношении туристических поездок за рубеж //Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - № 1. – С. 129-133.
    8. Зайцева Т.М. Менеджмент в социально- культурном сервисе и туризме: Учеб. пособие. М.: Академия, 2006. - 240 с.
    9. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие. Минск: Новое знание, 2001. - 432 с.
    10. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления / Квартальнов В.А.; Рос. международная академия туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. - 495 с.
    11. Маслова Е.В., Широкова Г.В. Управление туристической фирмой: Учебное пособие. СПб.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2003. - 152 с.
    12. Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник для студентов вузов туристического профиля; Рос. международная академия туризма. М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.
    13. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 302 с.
    14. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник для вузов туристического профиля; Рос. международная академия туризма. М.: Финансы и статистика, 2007. - 313 с.
    15. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2008. - 208 с.
    16. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
    17. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2003. — 192 с.
    18. Организация туризма: Учеб. пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко, Т.М. Сергеева. Мн.: Новое знание, 2006. - 640 с.
    19. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.Ф. Андреев, Н.В. Гришина, С.Г. Лопатина и др.; Под общей ред. С.Г. Лопатина. М.: Юрайт, 1999. -  85 с.
    20. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. М.: Экономика, 2000. - 205 с.
    21. Попов Л.А. Методы прогнозирования в индустрии гостеприимства. М.: РосЭк, 2000. - 226 с.
    22. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. - 248 с.
    23. Соболева Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы / Соболева Е.А., Соболев И.И.; Рос. международная акад. туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. - 128 с.
    24. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. – М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2003. – 352 с.
    25. Туризм как вид деятельности: Учебник для студентов вузов туристского профиля; Гл. ред. В.А. Квартальнов; Науч. ред. И.В. Зорин; Рос. международная академия туризма. М.: Финансы и статистика, 2006. - 288 с.
    26. Туризм как объект управления: Учебник для студентов вузов туристического профиля; Рос. международная Академия туризма; Н.И. Волошин, Н.В. Исаева, Е.Н. Ильина. и др.; Гл. ред. В.А. Квартальнов; Науч. ред. И.В. Зорин; М-во РФ по физической культуре, спорту и туризму. М.: Финансы и статистика, 2007. - 302 с.
    27. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник; Авт.-сост.: Г.А. Аванесова, Л.П. Воронкова, В.И. Маслов, А.И. Фролов; Под ред. Л.П. Воронковой. М.: Аспект Пресс, 2002. - 368 с.
    28. Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство. М.: Юнити, 2001. - 460 с.
    29. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 288 с.
    30. Юрик Р.А. Анализ современного состояния российского рынка туристических услуг //Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - № 2. – С.67-76.

Информация о работе Совершенствования существующей организационной структуры фирмы ООО «Мегатур»