Совершенствования организационной структуры управления ООО «Фармтрейд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются исследование теоретических вопросов построения и выбора организационных структур управления предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Фармтрейд».
Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:
– изучение теоретических основ формирования организационных структур управления: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
– анализ организационно-управленческой структуры предприятия;
– разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.
Объектом исследования является фармацевтическая компания ООО «Фармтрейд»

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 31.12 Кб (Скачать файл)

Введение.

  Формирование рыночного механизма хозяйствования обусловило глубокие социально-экономические и организационные преобразования, требующие решения принципиально новых задач управления деятельностью предприятий и организаций. К таким задачам относится проблема исследования систем управления. В центр внимания управления ставятся процессы адаптации и самоорганизации в изменяющейся внешней среде. При этом меняется характер самого процесса управления. Оно приобретает все более творческий, креативный характер.

  В этих условиях развитие и совершенствование деятельности предприятия должно базироваться на глубоком знании его деятельности, что требует проведения всестороннего исследования процесса и системы управления. Исследование представляет собой важную составную часть менеджмента, без него невозможно эффективное управление предприятием. Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

Важное место в исследовании систем управления занимает исследование организационной структуры управления.

  Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.

  Организационная структура управления представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.

Организационная структура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью выпускаемой продукции, производимых услуг.

  В первую очередь организационная структура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она оказывает существенное влияние на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних производственных единиц, цехов, участков и служб.

  Организационная структура органа управления представляет собой единство подразделений, каждый из которых предназначен для выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности с другими подразделениями.

Необходимость совершенствования организационной структуры любого, даже эффективно работающего предприятия в настоящее время определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Среди внутренних можно назвать оптимизацию численности управленческого и рядового персонала, его функций; необходимость внедрения автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения. К внешним факторам можно отнести научно-технический прогресс, развитие конкурентного рынка, а также экономическую ситуацию в нашей стране и во всем мире. Следовательно, проблема совершенствования организационных структур управления являлось актуальным вопросом как в период становления рыночной экономики, так и в период экономического роста 2000-х годов. На современном этапе исследование данной темы приобретает все большее значение в связи с нестабильностью мировой экономики. Очевидно, что в условиях финансового кризиса перед большинством предприятий возникла проблема нехватки денежных ресурсов, и, соответственно, минимизации издержек, в том числе на персонал.

  В данной курсовой работе речь пойдет о фармацевтической компании ООО «Фармтрейд», на примере которого можно показать необходимость совершенствования структуры управления в сложившейся экономической обстановке.

  Целью данной работы являются исследование теоретических вопросов построения и выбора организационных структур управления предприятия, а также разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Фармтрейд».

  Для реализации этой цели можно выделить следующие задачи:

– изучение теоретических основ формирования организационных структур управления: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;

– анализ организационно-управленческой структуры предприятия;

– разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры предприятия.

  Объектом исследования является фармацевтическая компания ООО «Фармтрейд»

  Предметом исследования является совершенствование организационной структуры управления предприятия.

  Работа содержит три раздела.

   В теоритическом разделе даны понятия организационных структур управления; понятие и виды управленческих звеньев и связей в структурах управления; этапы проектирования организационных структур управления; основные принципы организационного проектирования; основные типы организационных структур управления, их достоинства, недостатки и сферы применения; новые подходы к формированию организационных структур управления на современном этапе.

  В аналитической части рассмотрены основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, принципы ее создания и факторы воздействия на организационную структуру управления.

  В проектном разделе освещены направления реорганизации предприятия, предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.

При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи, посвященные организационным структурам управления предприятий и информация по хозяйственной деятельности ООО «Фармтрейд».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические основы построения организационных структур управления.

Глава 1.1. Понятие организационных структур управления. Понятие и виды управленческих звеньев и связей в структурах управления

  Организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом   управления, работой    менеджеров    и распределением между ними полномочий.  В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации   и   принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

  Под структурой управления  понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование   и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура   управления   представляется   в  виде   системы    оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

  Ключевыми понятиями  структур управления являются  элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

  Есть два направления  специализации элементов ОСУ:

  а) в зависимости от состава структурных подразделений   организации   вычленяются   звенья   структуры   управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент   производства, научно-технического прогресса и т.п.;

  б) исходя из  характера  общих  функций,  выполняемых  в процессе  управления, формируются   органы,   занимающиеся   планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы  в организации.

  Отношения между элементами  структуры   управления   поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять   на   горизонтальные   и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые -  это отношения подчинения.  Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

  При двухуровневой  структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией   в   целом) и   низовые   звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

  В структуре   управления   организацией   различаются   линейные   и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации   между   так   называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью   отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.  Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать   или   помогать, но   не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику   управленческого   аппарата   предоставляется   право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые   линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

  Между всеми названными  выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел?  Кому он будет непосредственно подчинен?  Какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? На каких иерархических уровнях будет представлена новая   служба? Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

  Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием   этого нередко   является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

 

 

Глава 1.2. Основные типы организационных структур управления, их достоинства, недостатки и сферы применения.

  В зависимости от  характера связей между подразделениями  организации различают следующие  типы организационных структур: линейную, функциональную, линейно-функциональную  и матричную.

 Линейная организационная  структура управления – это  одна простейших организационных  структур управления. При линейной  структуре во главе стоит производственного  звена любого уровня стоит  руководитель – единоначальник, который осуществляет все функции  управления и подчиняется по  всем вопросам вышестоящему начальнику.  Так складывается подчиненность  руководителей различных уровней  по вертикали (линия), которые осуществляют  административное и функциональное  управление одновременно.

  Линейная организационная  структура управления имеет свои  преимущества и недостатки. Таблица 1.

Преимущества

Недостатки

  1. Единство и четкость распорядительства;
  2. Согласованность действий исполнителей;
  3. Простота управления;
  4. Оперативность в принятии решения;
  5. Четко выраженная ответственность;
  6. Личная ответственность руководителя.
  1. Высокие требования к руководителю;
  2. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
  3. Затруднительные связи инстанциями;
  4. Концентрация власти в управляющей верхушки.

  Эта структура характерна  для малых предприятий, где круг  решаемых вопросов незначителен  и производственных связей немного. Когда же масштабы производства  больше, а круг решаемых проблем  все возрастает, повышается технический и организационный уровень, линейная структура оказывается неэффективной, так как руководитель не может знать все и поэтому не может управлять хорошо.

  Серьезные недостатки  линейной структуры в определенной  мере могут быть устранены  функциональной структурой.

   Функциональная организационная  структура управления организаций. Идея в том, что выполнение  отдельных функций по конкретным  вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо  исполнитель) специализирован на  выполнении отдельных видов деятельности.

  Исполнители находятся  в двойном подчинении.  Так, рабочий  обязан выполнять одновременно  указания своего линейного начальника  и функционального специалиста. При функциональной структуре  управления линейный руководитель  имеет возможность больше заниматься  вопросами оперативного управления, так как функциональные специалисты  высвобождают его от решения  специальных вопросов. Но команды  управления поступают от многих  функциональных служб в одно  производственное подразделение  или одному исполнителю, и поэтому  возникает проблема взаимного  согласования этих команд, что  создает определенные трудности. Кроме того, снижается ответственность  исполнителей за выполнение своих  обязанностей.

  Как и линейная, функциональная  имеет свои преимущества и  недостатки. Таблица 2.        

Преимущества

Недостатки

  1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
  2. Освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;
  3. Стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;
  4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
  5. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
  1. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений;
  2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
  3. Появление тенденций чрезмерной централизации;
  4. Длительная процедура принятия решения;
  5. Относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

Информация о работе Совершенствования организационной структуры управления ООО «Фармтрейд»