Ситуационный подход к менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 08:19, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю. Знание и умелое применение ситуационных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………………....3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ…………..……......7
История возникновения ситуационного подхода в менеджменте………………7
Основные положения ситуационного подхода в управлении……………..……...9
Ситуационные теории и модели управления……………………………………...11
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ…………………...………..20
Условия эффективного применения ситуационного подхода…………………...20
Ограничения в применении ситуационного подхода………………..…………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..26
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное  управление»

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Теория управления»

 

СИТУАЦИОННЫЙ  ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

группа 131

 

подпись

 


дата

С.П. Галашова

   

Научный руководитель

к. соц. н., доцент

 

Подпись

И.М. Воронина

 

 

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………………………....3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ…………..……......7
    1. История возникновения ситуационного подхода в менеджменте………………7
    2. Основные положения ситуационного подхода в управлении……………..……...9
    3. Ситуационные теории и модели управления……………………………………...11
  2. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ…………………...………..20
    1. Условия эффективного применения ситуационного подхода…………………...20
    2. Ограничения в применении ситуационного подхода………………..…………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...25

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..…..26

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности, предприятие должно быть гибким, динамичным и постоянно вносить изменения в свою деятельность. Преодолевать внутренние барьеры персонала, сражаться с консервативными взглядами менеджеров и менять индивидуалистический подход к работе сотрудников – задача, решение которой под силу не каждому руководителю.

Знание и умелое применение ситуационных подходов к управлению поможет менеджеру коренным образом изменить ситуацию в компании и добиться мотивированной вовлеченности каждого в процесс работы: конструктивное принятие и исполнение решений, а также последующей ответственности.

Актуальность темы. Важным моментом в успешной деятельности менеджера является учет такого весьма существенного факта, который заключается в том, что нет двух совершенно одинаковых организаций. Попытки руководить на основании каких-то общих принципов, игнорируя все, что делает учреждения или фирмы непохожими друг на друга, неизбежно оборачиваются серьезными проблемами. Ситуационный подход возник как помощь управленцам, ищущим ответ на вопрос о том, какая стратегия будет наиболее эффективной в тех уникальных условиях, в которых находится их организация.

В связи с  этим, особую актуальность представляется изучение ситуационного подхода  к менеджменту, т. к. он интегрирует  в себе различные школы и подходы, позволяя руководителю выбирать из управленческого  арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации. Теория управления в современной России должна идти по пути решения конкретных ситуаций, возникших на данном этапе развития, а не искать общий выход.

Анализ  теоретической базы. Существующие ситуационные подходы являются простыми для понимания, как учеными, так и практиками, и хотя были использованы многими авторами в научных работах по проблемам организаций, вопрос о возможности их применения в повседневной деятельности предприятий по-прежнему остается открытым. Деминг У.Э. в своей книге «Новая экономика» предлагает уйти от сложившихся в современном обществе стереотипов управления – тирания господствующего стиля управления, постоянное оценивание людей и организаций, конкуренция. Он предлагал совершенно иную модель совершенствования своей деятельности, модель «14 пунктов», настоящая сила которой в преобразовании культурной среды организации, в их целостном, взаимосвязанном восприятии. В книге Глущенко В.В. «Менеджмент» автор отмечает, что менеджмент, его объекты являются динамическими структурами, необходимо время на подготовку, принятие и исполнение решений. В книге структурированы, излагаются известные и синтезированы новые методы и модели разработки управленческих решений, прогнозирования и планирования, теории проектирования экспериментов. При этом учитываются различия в типах менеджмента и организаций. В учебнике Вачугова В.В. рассматриваются основные положения "менеджмента" применительно к российским условиям. Важное место отведено анализу развития теории и практики управления в процессе развития рыночной экономики в стране, даны современные западные концепции управления, освещены психологические аспекты управления личностью и коллективом, руководства организацией в целом.  Виханский О.С. и Шаш Н.Н в своих работах отмечают значимость их методик в ситуационном подходе. В книгах авторы утверждают о применении теорий и концепций к решению проблем в организации, применении моделей и управленческих технологий для проявления индивидуального, группового и организационного творчества, об умении  ситуационно отличать проблемы от симптомов, выявлять причины, лежащие в основе возникшей ситуации и т.д.

Проблема данной работы заключается в том, что многие подходы не дают ответа на вопрос о том, почему относительно одинаковые предприятия значительно отличаются в отношении результата функционирования. Проблема решается посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятий.

Цель данной работы – рассмотреть ситуационный подход к менеджменту.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • описать историю возникновения ситуационного подхода в менеджменте;
  • раскрыть основные положения ситуационного подхода к управлению;
  • проанализировать ситуационные теории и модели управления;
  • изучить условия эффективного применения ситуационного подхода в управлении;
  • рассмотреть ограничения в применении ситуационного подхода.

Объектом  работы менеджмент.

Предметом исследования будет являться ситуационный подход.

При проведении исследования ситуационного подхода в менеджменте были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения);
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Гипотеза исследования основана на том, что ситуационный подход имеет высокую организационную значимость в процессе развития организации в той или иной ситуации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.

Практическая  значимость курсовой работы -  ситуационный подход в управлении помогает подстроить организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и подставлять их наиболее рационально и безболезненно. Также материалы курсовой работы могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по  предметам государственное управление, муниципальное управление, теория управления, психология управления, теория организации, а также в последующей научно-исследовательской разработке данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА К МЕНЕДЖМЕНТУ
    1. История возникновения ситуационного подхода в менеджменте

Понятие «ситуационная  теория управления» впервые было введено в оборот Р. Моклером. Хотя, как он сам признает это, сущность этого подхода, который постепенно начинает проявляться в самых различных школах и направлениях, не является чем-то принципиально новым. К примеру, Питер Дракер в своей книге «Практика управления» (1954 г.) в основных чертах формулирует основы ситуационного подхода к управлению. Наряду с Дракером необходимость конкретного анализа ситуаций для принятия правильных управленческих решений отстаивалась многими теоретиками управления. Появление ситуационного подхода к вопросам организации и управления Моклер и другие американские специалисты объясняют не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переделать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности [11].

Р. Моклер считает, что «в самом лучшем случае можно разработать условные или ситуационные принципы, которые являются полезными в определенных конкретных деловых ситуациях» [8]. Этот вывод становится сегодня наиболее распространенным в американских исследованиях в области организации и управления. Он начинает также постепенно доминировать в системе подготовки и переподготовки менеджеров.

Однако превращение  ситуационного подхода во влиятельную  теоретическую позицию началось лишь в конце 1950-х, в немалой степени  благодаря результатам эмпирических исследований Джоан Вудворд. Именно тогда был осуществлен синтез существовавших ранее концепций на основании теории систем. В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной структуры спецификой ее адаптации к внутренней и внешней окружающей среде.

Наибольшую  же последовательную разработку ситуационный подход к организационным структурам получил в работе П. Лоуренса и Дж. Лорша «Организация и среда». Основное содержание книги Лоуренса и Лорша составляет анализ различных типов организационных ситуаций, потребностей, определяемых различными ступенями роста компании, ее взаимодействия со средой. На этой основе, полагают авторы книги, становится возможным выбор организационной структуры, отвечающей действительным нуждам фирмы. Такой подход послужил толчком и для специалистов, занимающихся изучением организационных структур, которые стали отказываться от разработок формальных схем и традиционных иерархических структур с тем, чтобы разрабатывать индивидуализированные, специфические организационные структуры, отвечающие конкретным потребностям тех или иных промышленных фирм. Характерно, что ситуационный подход затрагивает сегодня почти все основные школы и направления теории организации и управления. Он не ограничивается областью организационных структур, но все более определенно проявляется и при изучении всех других элементов управления. Например, ситуационный подход к проблеме руководства разрабатывается Ф. Фидлером в его работе «Теория эффективности руководства». Фидлер пытается определить различные типы и ситуации группового поведения людей и тип эффективного руководства в определенной ситуации. Аналогичный подход характерен и для У. Уайта, который в работе «Организационное поведение: теория и ее применение» стремится определить типы группового поведения в организации и исследует влияние различных методов руководства на групповое поведение и поведение индивидов. Эти  и другие исследователи свидетельствуют об отходе от традиционного стремления в теории управления формировать универсальные подходы в руководстве [9].

Как видно из вышеизложенного, ситуационный подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Он развился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода, и что различные проблемы и ситуации требуют разных подходов. Конкретный подход к изучению любого явления, в том числе и проблем организации и управления, является непременным условием научности.

    1. Основные положения ситуационного подхода в управлении.

Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация. Ситуация – совокупность условий, возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий. Возникающие ситуации являются результатом различных взаимодействий, происходящих в механизме, структуре и процессе управления, и связаны со статикой и динамикой внешней и внутренней среды организации. Ситуации могут иметь как внешний, так и внутренний источник, то есть являться результатом нарушения взаимодействия подсистем организации между собой и с внешней средой.

Ситуационный  подход, разработанный в конце 60-х  годов, не считает, что концепция  традиционной теории управления, бихевиористской  школы и школы науки управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы. В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует лучшего единого способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкурентной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписывающих руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать [11].

Информация о работе Ситуационный подход к менеджменту