Система социальной организации досуга в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления социально-культурной организацией.
Актуальность проблематики культурно-досуговой деятельности продиктована заинтересованностью как государства, так и его граждан в обеспечении условий для полноценного отдыха, просвещения, творчества, нравственно-эстетического развития личности в процессе досуга.
А. Д. Жарков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУ культуры и искусств предлагает понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм знаний, а также значений и символов. Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две:

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Воробьёв.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Как же работать культурно-досуговым  учреждениям в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой деятельности?

Сама по себе культурно-досуговая  деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе. Речь, в сущности, идет о вполне понятных взаимосвязях, однако именно недооценка последних на практике приводила и теперь еще приводит к весьма неутешительным результатам в работе культурно-досуговых учреждений.

В технологии культурно-досуговой  деятельности принято выделять несколько  подсистем:

1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное  расписание, сложившаяся система  распределения полномочий между  сотрудниками и др.);

2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки  и осуществления отдельно взятых  культурно-досуговых акций, включая  сценарную разработку, режиссуру,  степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся  практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);

3. Социально-психологическая  подсистема (система формальных  и неформальных отношений внутри  организаций, отношения с внешней  средой, сложившаяся практика подготовки и проведения, внутриорганизационных мероприятий);

4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).

Если признать за культурно-досуговой деятельностью ее педагогический характер, а это исторически так и сложилось, то правомерно говорить и о разработке системы целей или, как теперь принято говорить, дерева целей. Проблема целеполагания появилась не сегодня, но именно в наши дни она актуальна как никогда. Никому сейчас не дано права "пускать деньги на ветер", не важно, являются ли эти средства госбюджетными или предоставлены каким-либо инвестором, меценатом или спонсором. А кроме того, за четко сформулированной целью всегда стоит последующая хорошо организованная работа. Достижение поставленных целей - это эффективный педагогический результат. Размытость и неопределенность целей - свидетельство некомпетентности и низкой профессиональной квалификации.

3.2. Организационно-методические формы культурно-досуговой деятельности

Далее надо поставить  вопрос о поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности, прежде всего организационных, массовых, групповых, коллективных и индивидуальных. Только дифференциацией аудитории успех не достигается, но именно с нее начинается предметный и конструктивный подход к отдельным потребителям услуг культуры, их группам и целым коллективам - производственным, учебным, воинским и т.п. Быть может, имеет смысл вернуться к уже известным нам формам: университетам, школам, курсам, лекториям? В конце концов, в самих этих формах ничего плохого нет, дело, скорее, в другом - зачем, с какой целью они организованы, каково содержание совместной работы людей, на что она направлена.

В концептуальных подходах к культурно-досуговой деятельности можно выделить две большие области  – это концепция досуга (менее  специальная) и концепция его  организации в учреждениях культурно-досугового типа.

Отдельная проблема - поиск методических форм культурно-досуговой деятельности.

Первое, над чем здесь  следует подумать, это оптимальное сочетание традиционных (устных, печатно-наглядных, театрализованных и т.д.) и инновационных форм.

Многообразие форм культурно-досуговой  деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму в том или ином случае предпочесть. Аксиоматическое утверждение "форма должна соответствовать содержанию" не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе. Методологический характер данного феномена достаточно часто рассматривали ученые Московского и Санкт-Петербургского университетов культуры и искусств через анализ проблем досуга различных групп населения, культуры и общества, культуры и досуга, культуры и рынка, культуры личности, досуга в различных общественных формациях и др. Методологический характер указанных проблем свидетельствует об интенсивном развертывании и многообразии работ фундаментального моделирования индикаторов культурно-досуговой деятельности. С методологической точки зрения существуют научные разработки, включающие достаточно широкий спектр видов деятельности в условиях досуга. Традиции отечественной педагогики рассматривают «взаимосвязанную совокупность функций и целой более широкой системы»,выведенной «в результате исследования, удовлетворяющего всем нормативам научного анализа». Кроме того, используется метод «последовательных приближений», который в подобных случаях дает выход из методологически сложной ситуации. Культурно-досуговая деятельность осуществляет воспитание на двух основаниях: формирующей и формируемой деятельности. Специализированная культурно-досуговая деятельность носит воспитательно-формирующий, педагогический характер. Педагогическая деятельность является составной частью воспитательно-формирующей деятельности, которая выполняется специалистами. Поэтому систему культурно-досуговой деятельности как самостоятельной отрасль науки схематично можно представить следующим образом:

- иерархичность: потребности,  цели, ценности всегда выстраиваются  (или могут быть выстроены)  в определенную иерархию, имеют устойчивый (пусть в определенных временных границах) порядок предпочтений;

- последовательность: на  смену удовлетворенной потребности  или достигнутой цели приходит  другая; более «высокие» потребности  возникают на базе удовлетворения  более «низких» и т.п.;

- дискретность: всегда  можно объективно зафиксировать  границы определенных этапов  в процессе удовлетворения потребностей  или достижения целей и ценностей;

- логичность: предыдущий  этап удовлетворения или достижения  должен логически не противоречить настоящему;

- сравнимость: всегда  можно сказать, какая из двух  потребностей  (целей и др.) «сильнее»,  «выше» и т.п.

С помощью формальных, модельных процедур можно вывести  цели глобальной системы и ее подсистем, оценить возможные альтернативные пути их развития, сформулировать приоритеты в теории культурно-досуговой деятельности, выдвинуть критерии оптимизации системы и т.д. Поэтому именно этот методологический подход наиболее оптимален в современный период.

Этот подход может  быть реализован в весьма простой форме. Если говорить о самих моделях, а не об их воспитательном обрамлении, которое не получает воплощения ни в сценариях, ни в управляющих воздействиях, ни во внутримодельных переменных, то можно утверждать, что человек как цель системы культурно-досуговой деятельности задается как некоторый набор «естественных», «минимальных» или  «основных» потребностей («выживание», «удовлетворительные условия жизни», потребности в питании, образовании, жилье и медицинском обслуживании, «минимальное благополучие» и т. д.). Несмотря на признаваемую «минимальность» этих потребностей (как по содержанию, так и по задаваемому уровню удовлетворения), этот набор считается достаточным для описания целей модели, с помощью которой исследуются не частные проблемы культуры, образования, а стратегия развития личности.

Определение показателей  и классификация любительской деятельности имеют немаловажное значение для  совершенствования структуры и содержания досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения  молодых людей к разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора различных видов досуговой деятельности, свобода выбора различных видов досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.

Другими не менее важным социально значимым показателем  молодежного досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.

Сегодня наиболее остро  ощущается потребность в выработки  интегральных показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е. социальных стандартов, признанных в конкретном социокультурной среде, позволит выйти на уровни социализации. Люди зачастую придерживаются норм, принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности (общении, признания), а удовлетворить их можно через ближайшее окружение. На основе понимания характерных особенностей, культурных, нравственных, эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит как уже было сказано выше ее социализация, приобщение к определенном микро социализации.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культурно-досуговая  деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения  содержЕеания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость, как для отдельной  личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института.  Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных  социально-культурных задач.

Совершенствования деятельности культурно-досугового центра по организации  досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии клубного работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуг.

Таким образом, современный этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.М. Брун. Внутрифирменный маркетинг как элемент ориентации на клиента // Проблемы теории и практики управления. —  2005. — №6.

2.Т.Г. Бутова. Маркетинговые исследования культурного досуга // Маркетинг в России и зарубежом. — 2007. — №3. , стр. 36-44

3. Н.А.Михеева., Галенская Л. Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. — СПб., 2008. — 170 с.

4. В.Е.Новаторов. "Современные технологии культурно-досуговой деятельности..." Вестник Омского университета, 2001, Вып. 3. С. 109-114 с. Омский государственный университет, 2001УДК 379.8

5. Е.Л.Шекова.   Маркетинговое исследование рынка культурных услуг в России и за рубежом //"Маркетинг в России и за рубежом", № 6, 2006, 325 с.

6. Е.Л.Шекова.  Особенности маркетинга в сфере культуры //""Маркетинг в России и за рубежом", № 3, 2008, 452 с.

7. Г.Л. Тульчинский. Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. 287 с.

8. А. Я. Кибанова. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие - М.: , 2008. - 365 с.

9. О.Н.Истомина. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-мен. 2007. – 251с.

10. Х.Т.Грэхем, Р. Беннетт. Управление человеческими ресурсами. 2008.

- 408 с.

11. В.Р.Веснин. Управление  персоналом: теория и практика.2007. – 378с.

12. Е.В.Померанцева. Модели управления персоналом.2006.- 256с.

13. Д.А. Аширов. Организационное поведение.2006. – 306 с.

14. А.П.Егоршин.Управление персоналом. Издательство: "НИМБ" Нижний Новгород Год: 2003 Страниц: 720

15. Ю.А.Шибалкин. Основы управления поведением персонала предприятия. Издательство:МГИУ.2005 – 458 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Система социальной организации досуга в стране