Система социальной организации досуга в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления социально-культурной организацией.
Актуальность проблематики культурно-досуговой деятельности продиктована заинтересованностью как государства, так и его граждан в обеспечении условий для полноценного отдыха, просвещения, творчества, нравственно-эстетического развития личности в процессе досуга.
А. Д. Жарков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУ культуры и искусств предлагает понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм знаний, а также значений и символов. Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две:

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Воробьёв.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любом развитом обществе формируется и действует целая система организаций и предприятий, главной функцией которых является организация культурного времяпрепровождения граждан. Каждое из культурно-досуговых предприятий выполняет свойственные только ему функции, специализируется на каких-либо видах деятельности, формах и методах работы, имеет свою производственную специфику. Следовательно, творческо-производственная и организационно-методическая деятельность сетевых единиц досуговой сферы становится предметом анализа научных дисциплин, связанных с маркетингом, менеджментом, рекламой.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей управления социально-культурной организацией.

Актуальность проблематики культурно-досуговой деятельности продиктована заинтересованностью как государства, так и его граждан в обеспечении условий для полноценного отдыха, просвещения, творчества, нравственно-эстетического развития личности в процессе досуга.

А. Д. Жарков, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности МГУ культуры и искусств предлагает понимать культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм знаний, а также значений и символов. Среди разнообразных социальных характеристик досуга наиболее важными представляются две:

– досуговая деятельность является, как правило, непроизводственной деятельностью;

– досуговые виды деятельности выбираются самостоятельно, по собственной инициативе.

 

       ГЛАВА  1. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В СТРАНЕ

1.1. Особенности  функционирования культурно-досуговой деятельности в рыночных условиях

В специальных исследованиях  культурно-досуговая деятельность рассматривается чаще всего как составная часть свободного времени, которая затрачивается человеком на удовлетворение социальных потребностей, в том числе физических и духовных.

Культурно-досуговая  деятельность как специфическое  культурное явление – общественный феномен, который вполне логично рассматривать в соотношении с такими явлениями, как трудовая деятельность, рекреационная деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и т.п.

В дореволюционную пору доминирующим направлением в содержании культурного досуга правомерно считать просвещение.

В советское время  доминантой социально организованного  досуга становится политика, затем доминантой социализированного досуга становится идеология, а работники идеологического фронта гордо именуют себя не иначе как "идеологические бойцы", верные помощники КПСС в деле коммунистического строительства.

Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в  качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.

Современная культурология  рассматривает культурно-досуговую  деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями  личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т.п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т.п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - обмен. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т.е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает рынок, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т.п.

Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.

В условиях рыночной экономики  немаловажное значение имеет реклама.

Информационно-рекламной  деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что  работа эта велась бессистемно, наощупь, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.

Прямо противоположные  задачи у "паблисити", иначе говоря - пропаганды. Любое культурно-досуговое учреждение может и должно способствовать собственному закреплению на рынке услуг культуры. Для этого вполне подойдут презентации, газетные репортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах и объединениях и др.

Наконец, необходимо сказать  о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. Наблюдение показывает: здесь мало что изменилось за последние годы. Если внешняя сторона дела как-то еще отработана (оборудованные офисы, компьютеры, сотовые телефоны и пейджеры и т.п.), то внутри-коллективная воспитательная работа зачастую оказывается запущенной. В классической теории маркетинга отдельно рассматривается так называемый интернальный маркетинг, предполагающий целенаправленную работу с персоналом организации: переподготовка, овладение смежными профессиями, мотивация и стимулирование, помощь в самообразовании, улучшение бытовых условий.

1.2. Направления маркетинга культурной организации

Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Изменение приоритетов политики государства в области распределения доходов поставило данную сферу в крайне сложное финансовое положение. Культурные организации, находившиеся еще в начале 1990-х годов на полном государственном обеспечении, сейчас получают от правительства не более 40% общей суммы расходов. Данное обстоятельство заставляет учреждения искать пути повышения эффективности управления и разрабатывать стратегию в области маркетинга.

В рыночных условиях главной  особенностью маркетинга в сфере  культуры является соединение трех его  направлений. Кроме привлечения  потенциальных потребителей можно  выделить управление отношениями с  покровителями, создание репутации  и системы внутреннего менеджмента учреждения.

Работа с посетителями (клиентами) необходима для оправдания миссии учреждения культуры, тогда  как целью привлечения покровителей является получение финансовой и  материальной поддержки. Создание репутации  культурной организации важно для дальнейшего развития ее деятельности.

Кроме того, следует отметить, что разные области маркетинга в  сфере культуры неразрывно взаимосвязаны. Учреждение, качественно разрабатывающее  свою индивидуальную, высокопрофессиональную рабочую программу, становится более интересным для посетителей и для общества в целом. Внимание прессы, создание собственного уникального имиджа и прочной репутации позволяют привлечь интерес частных и корпоративных покровителей (спонсоров), что, в свою очередь, способствует улучшению внутренней работы учреждения и созданию индивидуальной рабочей программы.

Английский экономист  Брадфорд составил схему, описывающую  маркетинговую деятельность музеев, которая справедлива и для  других культурных организаций (см. рис. 1).

 

Государственные и частные  фонды

   

Попечители

 

Средства массовой информации

   

Заинтересованные лица

 

Управление  отношениями с покровителями

     

Управление  репутацией организации

 

Местные власти

   

Спонсоры

 

Контрактники

   

Посетители

                         
         

Руководитель

         
                         
                         
       

Цели

 

Рабочая программа

       
                         
                         
         

Управление  организацией

         
       

Персонал

 

Собрания

       
                         

 

 

 

Рис. 1. Направления маркетинга культурной организации.

 

Следовательно, направления маркетинговой деятельности культурных организаций действуют последовательно, друг за другом — по спирали, переходя с каждым витком на качественно иной, более высокий уровень развития (см. рис.  2).

 

 

Рис. 2. Спираль развития направлений маркетинговой деятельности в сфере культуры

Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри фирмы. Как правило, в культурных организациях имеются службы, которые планируют, разрабатывают и осуществляют маркетинговые программы отдельно для посетителей, друзей культурной организации, спонсоров и т.д.

Анализируя направления  маркетинга в сфере культуры, мы рассмотрим маркетинговую среду, которая  служит ключевым моментом процесса управления. Маркетинговая среда складывается из совокупности факторов на макро- и микроуровнях, напрямую влияющих на эффективность работы организации.

Макросреда включает в себя такие социальные факторы, как политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические, которые определяют развитие сферы культуры. В то же время сфера культуры отличается устойчивыми обратными связями со своей макросредой, которые заключаются в непосредственном влиянии на формирование личности, культурного уровня нации, что в конечном счете воздействует на само отношение к сфере культуры.

Микросреда наряду с  макропроцессами также имеет  важное значение. Микросреда в свою очередь может быть подразделена на две составляющие: внутреннюю и  внешнюю.

Внешней средой маркетинга является окружающая среда, на которую фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. В сфере культуры она включает реальных и потенциальных посетителей, спонсоров, покровителей, партнеров, конкурентов, а также общественность в лице средств массовой информации и иных лиц, формирующих общественное мнение как о работе культурной организации, так и о культуре в целом.

 

 

ГЛАВА 2. ПЕРСОНАЛ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

2.1. Особенности мотивации персонала на государственном предприятии

Персонал – это  весь личный состав учреждения, предприятия, организации или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам (например, обслуживающий персонал). Иными словами, основные характеризующие составляющие понятия "кадры" – постоянство и квалификация работников – для понятия "персонал" не являются обязательными. Персоналом называют постоянных и временных работников, представителей квалифицированного и неквалифицированного труда.

Информация о работе Система социальной организации досуга в стране