Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление роли и значения государственной собственности в современной рыночной экономике. Для достижения намеченной цели ставятся следующие задачи:
1. Уточнить теоретические основания интерпретации понятия «собственность».
2. Раскрыть экономическое содержание государственной собственности.
3. Выявить место, роль, государственной собственности в рыночной экономике.
5. Определить институциональное назначение государственной собственности в рыночной экономике.
6. Выявить основные критерии эффективности государственной собственности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1 Собственность в системе рыночной экономике
1.1. Понятие рыночной экономики ……………………………………….. 5
1.2. Понятие собственности ……………………………………………….. 8
1.3. Формы собственности ………………………………………………… 11
2 Государственная собственность в рыночной экономике
2.1. Государственная собственность: сущность, виды, уровни ………… 22
2.2.Тенденции и перспективы развития государственной собственности.27
3 Важность государственной собственности в развитии экономики
3.1. Роль и значение государственной собственности …………...……… 31
3.2. Состояние государственного сектора России на 2007-2010 гг. ……. 34
Заключение ………………………………………………………………... 43
Список использованной литературы ……………………………….… 45
Приложение 1 …………………………………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.54 Мб (Скачать файл)

Соотношение государственного и частного сектора  экономики РФ на 2009г.

 

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государственному сектору экономики относятся:

• в угольной промышленности — 151 предприятие;

• в нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компания», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;

• в электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики ТЭК, составил в 2008 г. около 46% от всего промышленного производства комплекса против 55% в 2007 г.

Удельный вес продукции  государственного сектора экономики  в общем объеме продукции черной металлургии в 2009 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.

В гражданском машиностроении в 2008 г. в основном завершен процесс  приватизации. Из 1562 предприятий и  организаций машиностроительного  комплекса более 90% преобразованы в акционерные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165 предприятий и организаций. В 2008 г. в составе государственного сектора экономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объема продукции машиностроения [4; с. 398].

В государственном секторе  химического комплекса в настоящее  время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с  преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической промышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, микробиологической — 19, медицинской — 21%.

Удельный вес объемов  продукции, выпускаемой предприятиями  государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 2009 г. 58 единиц. Продолжится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегрированных компаний и корпораций. Общее количество интегрированных структур в оборонной промышленности возрастет в 2009 г. до 60 единиц против 37 единиц в 2008 г.

В лесопромышленном комплексе  к государственному сектору экономики  относится около 18% предприятий. Доля государственного сектора в общем объеме товарной продукции лесопромышленного комплекса составляет 5%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном  секторе, в общем объеме составляет 17,4%.

Удельный вес государственного сектора в общем объеме перевозок составил в 2008 г. 58,4% против 53,5% в 2007 г.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной  собственности.

Удельный вес платных  услуг населению предприятиями  связи государственного сектора  экономики составляет 88% [4; с. 399].

На долю организаций  государственной собственности (включая  муниципальную) приходится 8% общего объема розничного товарооборота через  все каналы реализации.

Удельный вес предприятий  государственного сектора в общем  объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.

По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам  учреждений культуры — 58,9, пассажирского  транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным  услугам — 25,8%.

Основным источником финансирования отраслей социально-культурной сферы являются бюджетные средства, доля которых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.

Предполагается и далее  осуществлять структурную перестройку  сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государственной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритетных направлений развития комплекса.

Удельный вес организаций  государственной формы собственности  в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государственных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.

На долю предприятий  государственного сектора экономики  в 2008 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования против 22% в 2007 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 2007 г.

В 2009 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнозируется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 2008 г. В условиях недостаточности государственных инвестиционных ресурсов бюджетные средства в 2009 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограниченному кругу программ.

В 2008 г. численность работников на государственных предприятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от общей численности работников, занятых  в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих [4; с. 400].

Согласно данным Российского статистического ежегодника, государственные и унитарные предприятия РФ можно разграничить по формам собственности и видам приватизации следующим образом (см. Таблица 2):

 

                                                                                                      Таблица 2

ПРИВАТИЗАЦИЯ  ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ  УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ И СПОСОБАМ ПРИВАТИЗАЦИИ в 2007-2009 гг.

 

2007

2008

2009

Число приватизированных имущественных  комплексов государственных и муниципальных  унитарных предприятий - всего

302

260

366

в том числе  по формам собственности:

     

федеральная

73

26

140

субъектов Российской Федерации

115

135

87

муниципальная

114

99

139

Структура приватизированных имущественных  комплексов государственных и муниципальных  унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу:

100

100

100

преобразование  унитарных предприятий в открытые 
   акционерные общества

84,1

86,5

97,0

продажа имущественных  комплексов государственных и 
   муниципальных унитарных предприятий

15,9

13,5

3,0

в том числе:

     

на аукционах

6,6

5,4

1,9

на конкурсах

8,0

7,3

0,5


 

 

Основой системы управления в государственном секторе экономики  является четкое определение его  составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.

Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и  других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

В середине 2010 года в России объявлено  о новой (третьей по счету в  истории страны) волне приватизаций. Минэкономразвития планирует этой осенью принять конкретные решения по приватизации предприятий в стране. Еще в июле ведомством был разработан трехлетний план, согласно которому, от продажи акций госкомпаний планируется выручить до триллиона рублей и направить их на погашение бюджетного дефицита.

В таблице 3 представлены статистические данные о состоянии госсектора  и в таблице 4  показана динамика федеральных государственных унитарных предприятий на 1 января  2010 года:                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                              Таблица 3

 

Предприятия, акции которых находятся в  федеральной собственности или  в отношении которых используется «золотая акция» (АО с госучастием)

 

 

На 1 июня 2005г.

На 1 января 2009г.

На 1 января

2010г.

 

ед.

%

ед.

%

ед.

%

Непроизводственная  сфера

685

18,1

383

11,5

1162

39,4

Промышленность

2078

54,9

1583

47,4

674

22,8

Строительство

287

7,6

234

7,0

160

5,4

Транспорт и  связь

459

12,1

280

8,4

269

9,1

Сельское хозяйство

229

6,1

522

15,6

397

13,5

Лесное хозяйство

45

1,2

       

Прочие отрасли

   

335

10,0

288

9,8

Всего

3783

100,0

3337

100,0

2950

100,0


 

       

                                                                                                             Таблица 4

 

Динамика  количества федеральных государственных  унитарных предприятий (ФГУП)

 

 

На 1 июня

2005г.

На 1 января

2009г.

На 1 января

2010г.

Непроизводственная  сфера

ед.

3617

%

43,6

ед.

988

%

26,2

ед.

1424

%

40,5

Промышленность

1870

22,5

476

12,6

653

18,6

Строительство

903

10,9

300

8,0

252

7,2

Транспорт и  связь

725

8,7

249

6,6

338

9,6

Сельское хозяйство

1111

13,4

611

16,2

410

11,7

Лесное хозяйство

67

0,8

 

,,,

   

Прочие отрасли

   

1141

30,3

440

12,5

Всего

8293

100,0

3765

100,0

3517

100,0


 

 

 

 

Согласно таблице 3 и таблице 4, на начало 2010 г. Российская Федерация являлась акционером 2950 АО и собственником 3517 ФГУПов. В 2005-2010гг. резко - более чем в 2,5 раза - сократилось количество ФГУПов, тогда как количество АО с госучастием снизилось лишь на четверть, при этом в 2009г. несмотря на кризис и возможность огосударствления их число снизилось на 12% по отношению к 2008г.

На начало 2010 г. государство  владело 100% акций в АО с госучастием  в 60% случаев, а долей от 50% до 100%, т.е. контрольным пакетом - в 64%. Блокирующий пакет - 25-50% акций - у государства в 12% АО, а миноритарный - в 24%.

По данным официальных  статнаблюдений оценить долю государства  в собственности на федеральном  уровне (на фоне наличия крупных  квазигосударственных АО и госкорпораций  и зависимых от ник компаний) не представляется возможным в силу недостатков используемой методики. Необходима разработка новой методики и/или специальные исследования для точной оценки доля госсектора и перспектив приватизации.

По данным экспертов, если в 2004 г. государство контролировало 81 компанию из 400 крупнейших (с совокупной выручкой 145 млрд. долл.), то в 2006 г. — уже 103 (с совокупной выручкой 283 млрд. долл.). Если в 2004 г. под контролем государства находилось 34,7% совокупной выручки 400 крупнейших компаний России, то по итогам 2007 г. — около 40% .

 По оценкам министра  финансов А. Кудрина , высказанным 5 октября 2009г., доля государства в экономике России составляла «почти 50% и должна снизиться до 30-40%».

 Как указывают эксперты, сейчас, по оценкам ОЭСР, доля  государства в России превышает  45% - в нефтяной и газовой промышленности, 50% - в обрабатывающей промышленности, 60% в банковском секторе. Это выше показателей других развивающихся рынков и в ряде секторов - ТЭК, энергетика - может являться препятствием для привлечения частного инвестора.

Против приватизации то, что спрос со стороны российского корпоративного сектора на государственные активы будет ограничен в течение 3-6 лет.

В результате кризиса крупные  российские частные корпорации не смогут в течение 3-6 лет быть активными  покупателями приватизируемых активов, а скорее всего будут конкурентами государства «на ниве приватизации», т.е. станут продавать свои активы, стремясь привлечь капитал с рынка акций, расширяя предложение и снижая тем самым цену приватизируемых госактивов.

Приватизация это лишь один из актуальных вариантов финансирования дефицита бюджета. В таблице 5 продемонстрированы положительные и отрицательные стороны приватизации:

 

                                                        

                                                             Таблица 5

Информация о работе Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике