Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление роли и значения государственной собственности в современной рыночной экономике. Для достижения намеченной цели ставятся следующие задачи:
1. Уточнить теоретические основания интерпретации понятия «собственность».
2. Раскрыть экономическое содержание государственной собственности.
3. Выявить место, роль, государственной собственности в рыночной экономике.
5. Определить институциональное назначение государственной собственности в рыночной экономике.
6. Выявить основные критерии эффективности государственной собственности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
1 Собственность в системе рыночной экономике
1.1. Понятие рыночной экономики ……………………………………….. 5
1.2. Понятие собственности ……………………………………………….. 8
1.3. Формы собственности ………………………………………………… 11
2 Государственная собственность в рыночной экономике
2.1. Государственная собственность: сущность, виды, уровни ………… 22
2.2.Тенденции и перспективы развития государственной собственности.27
3 Важность государственной собственности в развитии экономики
3.1. Роль и значение государственной собственности …………...……… 31
3.2. Состояние государственного сектора России на 2007-2010 гг. ……. 34
Заключение ………………………………………………………………... 43
Список использованной литературы ……………………………….… 45
Приложение 1 …………………………………………………………… 47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 3.54 Мб (Скачать файл)

При определении сущности государственной  собственности необходимо учитывать "потребности" государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет основой для обороны.

Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.

Государственная собственность в  нашей стране существует на 3-х уровнях:

1. На уровне всей федерации - федеральная собственность.

2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации) [6; с. 60].

2.2. Тенденции и перспективы  развития государственной собственности

Любое государство структурирует  отношения собственности, исходя из соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные, идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура отношений собственности в России? К чему приведет стремление к "цивилизованной" экономике, свойственной развитым странам?

Какова возможная сфера распространения  государственной собственности  в экономике?

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию  опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Прежде всего, государственная  собственность наиболее адекватна  для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих  действительно народу. Примером могут  служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть  совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена [18; с. 201].

В рекомендациях различных экономистов  доля государственной собственности  должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности [6; с. 32-34].

В каких бы сферах ни развивалась  государственная собственность  в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в  условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности [9; с. 85-92].

Так, принципиально важным для содержания государственной собственности  в условиях российской экономики  является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной  собственности и последствия  уже проделанных продвижений, следует  особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.

В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.

Еще одним направлением развития государственной  собственности, является приватизация крупных предприятий, которая уже назрела и в ближайшее время будет осуществлена. Будем надеяться, что в ближайшее время наконец-то начнется свободная продажа (естественно при соблюдении всех условий) земельных участков, а также зданий, сооружений. Назревает и соответствующие изменения в земельном и ином законодательстве [16; с. 198].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3   Важность государственной  собственности в развитии экономики  России

 

                          3.1. Роль и значение государственной собственности

 

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

В последнее десятилетие XX в. Россия осуществляла переход от плановой экономики к рыночной. Центральное место в этом переходе занимала трансформация общественной собственности (в форме государственной собственности). В плановой экономике наиболее распространенной формой собственности была государственная собственность. Впоследствии был проведен процесс разрушения государственной собственности (приватизация), однако данный вид собственности существует, и по сей день, причем ее роль в современной экономике, на наш взгляд, далеко немаловажная. Рыночная экономика базируется на частной собственности, поэтому весьма значимым становится вопрос о месте и роли государственной собственности в национальной экономике. Причем особую актуальность приобретает судьба государственной собственности в России.

Роль государственной собственности  в национальной экономике весьма значительна. Даже в Западной Европе, где доля государственной собственности невелика, ее значение для национальной экономики весьма ощутимо [17; с. 620].

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном  секторе экономики, играющем важнейшую  роль в государственном регулировании  экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих  центральным и местным государственным  органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу, производства оружии и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных предприятий, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний [1; с. 17-21].

Существование в условиях рыночного  хозяйства секторов, которые в  своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных хозяйств, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного сектора.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является первостепенной целью деятельности государственного сектора в энергетике, сырьевых отраслях, в подготовке и переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета. Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности, транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный  сектор как средство государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут. Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства и росту безработицы.

Государственный сектор играет заметную роль в структурной государственной  политике. Государство создает новые  объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров. Государственные компании занимаются и внешней торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во внедрении национального капитала в какую-либо страну.

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства  там, где и насколько мотивация  для частного капитала оказывается  недостаточной. В результате государственный сектор служит инструментом повышению эффективности экономики в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовых внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны).

Таким образом, в России государственная  собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена  всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли экономики, которые нецелесообразно дробить на элементы. Это относится, прежде всего, к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства, ведь государственная форма собственности применяется в тех сферах экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны еще долго оставаться в сфере государственной собственности. Поэтому для нас несомненно, что государственная собственность занимает важное место в национальной экономике, и, как мы считаем, еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве.

 

      3.2. Состояние государственного сектора России на 2007-2010 гг.

Размеры государственного сектора, его  доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства  и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В последние годы эта тенденция заметно усилилась. Теперь конкретным образом рассмотрим долю государственного сектора России за последние годы.

Доля государственного сектора экономики в 2009 г. в общем объеме производства составит 8% против 9,1% в 2008 г., согласно Диаграмме 1:

 

                                                                                                    

                                                                                                                Диаграмма 1

Информация о работе Роль и значение государственной собственности в рыночной экономике