Розничный товарооборот: понятие, сущность, состав, значение в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:53, контрольная работа

Краткое описание

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.
Переход предприятий торговли на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей. Прежде всего, это относится к показателю розничного товарооборота.
Целью контрольной работы является изучение розничного товарооборота и его значение в экономике страны.

Вложенные файлы: 1 файл

панин настя.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

                                                    Введение

     Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для  удовлетворения личных потребностей в  обмен на его денежные доходы.

     Переход предприятий торговли на рыночную концепцию  развития изменил оценку их целевой функции, что отразилось на системе экономических показателей. Прежде всего, это относится к показателю розничного товарооборота.

     Главной целью торговых предприятий в  настоящее время является получение  максимальной прибыли, а товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли. В этом заключается значимость розничного товарооборота.

     Целью контрольной работы является изучение розничного товарооборота и его значение в экономике страны. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

     1. рассмотреть теоретические основы  розничного товарооборота в экономической литературе:

     - понятие и сущность розничного  товарооборота;

     - состав розничного товарооборота;

     - значение розничного товарооборота.

     2. Определить сумму балансовой  прибыли торговой организации  за квартал. 

1. Розничный товарооборот: понятие, сущность, состав, значение  в экономике страны.

           1.1    Понятие и сущность розничного товарооборота

           Розничная торговля по своей сути является предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров конечным потребителям для личного, семейного, домашнего или коллективного пользования. Это – конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспечивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потребителя. В условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности. Экономика производства и потребления – это в то же время и экономика купли – продажи. Посредством розничной продажи получает общественное признание стоимость части общественного продукта.

     Розничная продажа – акт обмена денег  на товар и услуги, выгодный для  участвующих сторон. Потребитель при обмене стремиться приобрести необходимый ему товар хорошего качества, а розничный торговец – прибыль. В процессе совершения акта покупки потребитель получает и определенное психологическое удовлетворение, укрепляет или повышает свой социальный статус. Покупка способствует самовыражению и самоутверждению покупателя.

     Предприятия розничной торговли можно классифицировать по товарным категориям и группам, которые  преобладают в ассортименте; по методам  торговли и уровню обслуживания покупателей; по признаку принадлежности магазина тем или иным владельцам; по месту расположения, структуре и стратегии магазина.

     Розничная торговля в основном выполняет следующие  функции: закупку товаров, их транспортирование  и хранение; принятие на себя риска, финансовую деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировку, подработку, придание закупленной продукции товарного вида, продажу товаров, послепродажное обслуживание покупателей.

     Розничная торговля занимает важное место в  системе товародвижения. Она обеспечивает возможность покупателю с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные ему товары путем выбора из имеющегося ассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для потребления количествах. Интерьер магазинов часто содействует совершению покупки.

     Понимается  продажа товаров населению для  удовлетворения личных потребностей в  обмен на его денежные доходы.

     Экономические отношения, связанные с обменом  денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: он характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд.

     Однако  население удовлетворяет свои потребности  в предметах потребления не только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы совместного потребления. Розничная торговля – сложная система, функционирующая в условиях быстро меняющейся социально – экономической среды. Она постоянно учитывает потребности и желания покупателей, изменения социально – экономической среды, конъюнктуру и обеспечивает необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств.

     Чтобы хорошо торговать, надо знать, кто покупатель, кто производит товары необходимого качества и по цене, приемлемой для покупателей, а также следует выяснить, какие товары продаются в других магазинах конкурентами.

     К розничной торговле, наряду с магазинами и другими торговыми учреждениями, относятся предприятия питания, сфера обслуживания.

     Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В нем участвует значительная часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Его развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.

     В розничный товарооборот включается и продажа по безналичному расчету  некоторых потребительских товаров организациям, учреждениям и предприятиям, а также продажа продовольственных товаров организациям социально – культурной сферы для питания обслуживаемого ими контингента населения.

     Под розничным товарооборотом Покупателями в этом случае выступают различные организации, учреждения, предприятия. Продажа товаров организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5%.

     Розничный товарооборот – это важнейший  показатель торгового предприятия. Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем  валового дохода и прибыли. 
 
 

     1.2    Состав розничного товарооборота 

     Состав  розничного товарооборота, наряду со стоимостью товаров, проданных населению за наличный и безналичный расчет, также включается стоимость:

     - продажа товаров (новых и бывших  в употреблении) из розничной  сети за наличный и безналичный  расчет;

     - продажа товаров населению с  аукционов, на борту самолетов, в пассажирских поездах, мастерских, аптеках;

     - продажа товаров юридическим  лицам, для которых розничная  торговля не является основной  деятельностью, с оплатой через  свою кассу;

     - выдача товаров по всем видам  выигрышей;

     - продажа товаров организациям, которые осуществляют совместное потребление товаров;

     - продажа кулинарной продукции  и покупных товаров предприятиями  общественного питания;

     - продажа товаров по образцам (мебели  холодильников, легковых автомобилей  и др.);

     - продажа печатных изданий по подписке и из розничной сети;

     - стоимость проданных товаров  по почте;

     - продажа горюче-смазочных материалов, запасных частей и средств  по уходу за автотранспортными  средствами;

     - стоимость упаковки, не входящей  в цену товара;

     - продажа порожней тары.

     В процессе розничной реализации товары полностью переходят из сферы  обращения в сферу потребления. В качестве продавцов выступают, как правило, организации розничной  торговли: магазины, аптеки, палатки, павильоны, киоски, бензозаправочные станции, развозная и разносная торговая сеть. Однако место, где совершается купля-продажа товаров, не является важным моментом в экономической характеристике розничного товарооборота. Продажа потребительских товаров для личного потребления может производиться также на продовольственных и непродовольственных рынках, со складов предприятий-изготовителей и оптовых предприятий, на аукционах, в мастерских, аптеках, киосках, на борту самолета, в пассажирских поездах и т.п. Кроме перечисленных это могут быть организации других отраслей, если они осуществляют продажу приобретенных на стороне потребительских товаров или потребительских товаров собственного производства населению через свою торговую сеть или с оплатой через свою кассу.

     Как видим, признак, характеризующий статус продавца, - не главный или единственный при отнесении реализации к розничному товарообороту.

     Главными  являются цели приобретения товаров  – для личного или производственного  потребления. Поэтому в последнее  время в состав розничного товарооборота  включается также продажа товаров организациям, через которые осуществляется совместное потребление товаров. К этим организациям относятся: санатории и дома отдыха, больницы, детские сады и ясли, дома для престарелых.

     По  своей сущности розничный товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех фирм или всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных товаров и цены единицы товаров. Общий объем розничного товарооборота равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара. 
 
 
 
 

     1.3 Значение розничного  товарооборота в  экономике страны 

     Оборот  розничной торговли представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации [8, c. 132].

     Она может быть произведена:

    • юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и другие);
    • юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и другие);
    • физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

     Оборот  розничной торговли для целей  статистического наблюдения устанавливается  в розничных ценах – фактических  проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.

     Оборот  розничной торговли устанавливается  на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению  с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).

     Таким образом, сущность оборота розничной  торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи.

     Оборот  розничной торговли отражает экономический  процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного  механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

     Первая  модель стратегического регулирования  розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующих условиях:

Информация о работе Розничный товарооборот: понятие, сущность, состав, значение в экономике страны