Пути решения организационных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 19:58, реферат

Краткое описание

Цель моей работы заключается в изучении влияния организационной культуры на поведение сотрудников фирмы.
В задачи моей работы входит:
1. Раскрыть смысл организационной культуры.
2. Выявить, как организационная культура влияет на организацию и поведение сотрудников.
3. Показать методы управления и совершенствования организационной культуры

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовик курсовика.docx

— 77.84 Кб (Скачать файл)

Третий, “глубинный”, уровень  включает новые (“фундаментальные”) предположения, которые трудно осознать даже самим  членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди  этих принимаемых на веру скрытых  предположений, направляющих поведение  людей в организации, Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.

Соответственно тому, какие  из указанных уровней изучаются, существует деление организационной  культуры на объективную и субъективную.

Субъективная организационная  культура включает разделяемые всеми  работниками ценности, убеждения, ожидания, этические нормы, восприятие организационного окружения. Сюда включают ряд элементов  духовной части “символики” культуры: героев организации, мифы, истории об организации и её лидерах, организационные обряды, ритуалы и табу, восприятие языка общения и лозунгов.

Субъективная организационная  культура служит основой формирования управленческой культуры.  Это создаёт различия между схожими на вид организационными культурами.

Объективную организационную  культуру обычно связывают с физическим окружением: здание компании и его  дизайн, место расположения, оборудование и мебель, применяемые технологии, цвета и объём пространства, удобства, кафетерий, стоянки для автомобилей  и сами автомобили, униформа, информационные стенды, брошюры и т.п. Всё это  в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается организация.

 

Важно уметь различать  понятия декларируемой и реальной культуры. Первая существует только на бумаге и представляет собой  годовые отчёты, официальной миссии компании, выдвигаемых ею лозунгов и представляет собой желаемое состояние вещей. Реальная культура, может быть как близкой по духу декларируемой, так и резко с ней контрастирующей. В последнем случае это может закончиться острейшим конфликтом и в конечном итоге - полным крахом компании.

1.3  Функции и типы организационной культуры

По отношению  к организации культура выполняет  ряд важных функций:

- Охранная функция состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы.

-  Интегрирующая функция формирует чувство принадлежности к организации, гордости за нее, стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем.

 

-  Регулирующая функция поддерживает необходимые правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношений, контактов с внешним миром, что является гарантией стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

-  Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Она реализуется через общие нормы поведения, ритуалы, обряды, с помощью которых осуществляется также воспитание сотрудников.

-  Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.

-  Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры организации в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие как на эмоциональное, так и на рациональное отношение к ней.

Что касается типов организационной  культуры, то, в литературе на сей  счет существует несколько подходов.

Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофстед выделил четыре параметра, характеризующих менеджеров и специалистов и организацию в целом:

·  дистанция власти

· Индивидуализм и коллективизм

·  Стремление к уклонению от неопределенности

·  Мужественность и женственность

Выше изложенные параметры позволяют охарактеризовать любую организацию и выявить ведущий тип организационной культуры. Таким образом в ходе этих параметров было проведено исследование во многих странах Мира

 

По параметрам дистанция  власти и индивидуализм /коллективизм было выявлено, что Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия  имеют тип культуры низкая дистанция  власти / индивидуализм. В таких государствах, как Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония преобладает тип культуры высокая дистанция и коллективизм.

Знание ведущего типа культуры страны и организации позволяет  оценивать совместимость культур  различных стран мира, прогнозировать развитие их взаимодействия, регулировать спорные вопросы. Поскольку точка  зрения Г. Хофстедда детально проанализирована в литературе в литературе, ограничимся сказанным.

Типология Т.Е. Дейла и  А.А. Кеннеди. Она менее известна, здесь выделяют четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве параметров выбраны уровень риска и скорость получения обратной связи. На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры.

1)  Культура высокого  риска и быстрой обратной связи.  Этот тип господствует в индустрии  развлечений, полиции, армии, строительстве,  управленческом консалтинге, рекламе.  Т.Е. Дейл и А.А. Кеннеди называют  культуру этого типа миром  индивидуалистов, которые постоянно  рискуют и получают обратную  связь быстро, независимо от того, правильны их действия или  нет.

 

2)  Культура низкого  риска и быстрой обратной связи.  Служащие мало чем рискуют,  их поощряют вести интенсивную  деятельность с относительно  небольшим риском. Все действия  получают быструю обратную связь.  Клиент правит бал и определяет  все. Обслуживание клиента, стремление  угодить ему является сутью  этой культуры. Важна команда,  а не отдельный человек. Этот  тип культуры господствует в  организациях по сбыту, в магазинах,  в компаниях по вычислительной  технике, предприятиях по массовой  торговле потребительскими товарами, в страховых компаниях.

3)  Культура высокого  риска и медленной обратной  связи. Высокий риск, предельно  высокие инвестиции, медленная обратная  связь, длительны процесс принятия  решений, жизнестойкость и долговременная  перспектива – вот характерные  черты предприятий с таким  типом организационной культуры. Циклы принятия решений занимают  годы. Девизом здесь являются  слова «делайте правильно», а  не «действия любой ценой». Культура  такого типа распространена в  нефтяных и авиационных компаниях,  архитектурных фирмах, на предприятиях  коммунального хозяйства.

4)  Культура низкого  риска и медленной обратной  связи. Небольшой риск, медленная  обратная связь, внимание сотрудников  и руководства концентрируется  на техническом совершенстве, расчете  степени риска, деталях. Дефицит  обратной связи заставляет служащих  сосредоточивать свое внимание  на том, как они что-то делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется регистрации  и подшивке документов, записям,  записям и техническим усовершенствованиям.  Лозунгом такой фирмы может  быть выражение «стремитесь техническому  совершенству в работе». Такой  тип культуры характерен для  организаций, занятых в страховом  и банковском деле, финансовых  услугах и правительственных  организациях.[4]

Типология Р. Акоффа. Р. Акофф анализировал культуру организаций с точки зрения отношений власти. Он выделили два параметра: степень работников к установлению целей в организации и степень привлечения к выборусредств достижения этих целей. На основании сравнения этих параметров было выделено четыре типа организационной структуры с характерными отношениями власти.[П.2 и П.3]

1.  корпоративный тип  культуры. Он характеризуется нгизкой степенью привлечения работников к установлению целей и низкой степенью привлечения работников к выбору средств достижения целей. Типичный случай – традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой и единоначалием, отношениями автократии.

2.  консультативный тип  культуры. Высокая степень привлечения  персонала к установлению целей  организации, низкая степень привлечения  работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Этот тип культуры распространен в институтах социальных и других услуг, лечебных и образовательных учреждениях.

3.  «партизанский» тип  культуры. Низкая степень привлечения  работников к установлению целей,  высокая степень привлечения  их к выбору средств. Такой  тип культуры аутентичен кооперативам  и творческим союзам.

4.  предпринимательский  тип культуры. Высокая степень  привлечения работников к установлению  целей, высокая степень привлечения  персонала к выбору средств  достижения целей. Отношения демократии. Этот тип культуры распространен  в группах и организациях, управляемых  по результатам и по целям.

Практическая  значимость идентификации различных  типов организационных культур  имеет две стороны:

1)  знание типа организационной  культуры, ее особенностей дает  возможность прогнозировать поведение  организации, реакцию работников  на решения руководства, внешние  события;

2)  знание особенностей, сильных и слабых сторон сложившейся  организационной культуры, стереотипов  поведения работников, принятых  ценностей позволяет выработать  управленческие воздействия с  целью возможного изменения, совершенствования  организационной культур.

Индивидуальные особенности  сотрудников и различия между  отделами внутри организации считаются  в порядке вещей. Продвижение  и другие методы вознаграждения применяются  к тем сотрудникам, которые внесли существенный вклад в развитие и  процветание организации, даже если им присущ нестандартный образ мышления, а также не совсем приемлемые для  организации поведение и привычки.

Исследования показывают, что говорить об организационной  культуре как монолитном феномене не приходится. Признание организационной  культуры как представления, одинаково  воспринимаемого всеми членами  организации, вовсе не означает, что  внутри организации не существует каких-либо субкультур. Большинству современных  крупных компаний присуща доминирующая культура и множество подкультур в ее рамках.

Доминирующая культура выражает ключевые ценности, разделяемые большинством. В доминирующую культуру входят глобальные компоненты восприятия организационной  культуры, которые отличают одну организацию  от другой.

Субкультуры получили распространение  в крупных организациях, в которых  работникам приходится приспосабливаться  к специфике деятельности (функциональные службы) или местным условиям (территориальные  отделения). Например, отдел продаж любого завода наряду с доминирующей культурой всего завода имеет  свою субкультуру, присущую подразделению, которое занимается реализацией  продукции. Филиалы крупных компаний, находящиеся в регионах, также  имеют свою субкультуру.

В целом любое подразделение  в организации, которое отделено от выполнения ее основных производственных функций, имеет свое "лицо". Таким  образом, общие понятия доминирующей культуры сохраняют свое значение, но модифицируются в зависимости  от конкретной ситуации.

Если в организации  не существует "доминирующей культуры, а только преобладают разрозненные субкультуры, то ее ценность невелика.

Подобно тому, как и в  обществе в целом, в организации  может существовать и контркультура, которая упорно отвергает то, чего хочет достигнуть организация. Среди  таких контркультур можно выделить следующие виды:

а) прямая оппозиция ценностям  доминирующей организационной культуры;

б) оппозиция структуре  власти в рамках доминирующей культуры организации;

в) оппозиция образцам отношений  и взаимодействия, поддерживаемых доминирующей организационной культурой.

Контркультуры в организации  появляются обычно тогда, когда индивиды или группы находятся в условиях, которые, как они чувствуют, не могут  обеспечить им привычного или желаемого  удовлетворения. В определенном смысле организационные контркультуры  являются призывом о помощи в период стресса или кризиса, т.е. когда  существующая система поддержки  разрушилась и люди пытаются восстановить хоть какой-то контроль за своей жизнью в организации. Некоторые контркультурные группы могут стать достаточно влиятельными в ходе крупномасштабных трансформаций, связанных со значительными изменениями в природе, конструкции и характере организации. В качестве наглядных примеров можно назвать всесильные в свое время советы трудовых коллективов, появляющиеся сейчас в ходе приватизации группы собственников контрольного пакета акций предприятия и коммерческие подразделения бюджетных организаций.

По степени влияния  выделяют несколько типов культур.

Бесспорная культура характеризуется  небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны. Но сами ценности и нормы при необходимости  сознательно корректируются. Такая  культура, не допускающая спонтанного  влияния как извне, так и изнутри, является закрытой (закрытость культуры — это нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить  показное единство). Закрытая культура подавляет персонал и становится решающим его моментом мотивации.

Слабая культура практически  не содержит общеорганизационных ценностей  и норм; у каждого элемента организации  они — свои, причем, зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему  и внешнему влиянию и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников организации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в конечном итоге приводит к ее ослаблению.

Информация о работе Пути решения организационных конфликтов