Понятие и сущность организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.
Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру [21, стр.3]. Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и группы, стимулы и ограничения, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

Вложенные файлы: 1 файл

C452 Организация Структура Внешняя среда_.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию и науке

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по

теории организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2007

Содержание

Введение

Организация – понятие многогранное. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели.

Каждый человек в течение всей жизни, так или иначе, связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру [21, стр.3]. Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и группы, стимулы и ограничения, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы.

Существование большого числа типов  организаций как раз говорит о том, что без организаций невозможна современная жизнь.

По отношению к организации (при  её анализе, изучении, модернизации) чаще всего используют системный подход. «Согласно современным научным представлениям системный подход есть специфический методологический прием – взгляд на мир» [19, стр.77]. Системный подход – «направление в методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит понимание объектов как систем» [26, стр.33].

Для перевода системы в иное состояние  следует провести комплексный анализ её особенностей и особенностей внешней среды и разработать целевую комплексную программу по переводу системы в новое состояние. Данное определение как никогда кстати подходит для работы с категорией «организация».

1. Понятие и  сущность организации

Организация – многоплановое образование, включающее в себя множество элементов. Не случайно её рассматривают в качестве системы.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформальная организация – спонтанно возникающая группа людей достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация – организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование – в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Юридическое лицо – организация, которая имеет обособленное имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права; может быть истцом и ответчиком в суде; имеет самостоятельный баланс или смету.

Формальные организации разделяются на коммерческие (преследующие получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в качестве основной деятельности) и некоммерческие (не имеющие в качестве основной цели своей деятельности – извлечение прибыли).

Организацию можно рассматривать  как процесс и как явление. Как процесс организация – «это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого» [24, стр.10]. Как явление организация – это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур.

Организация представляет собой «сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей» [21, стр.46].

Первое определяющее свойство организации  – её целостность. Лишь «совместимые» элементы могут образовывать организацию. Целостность – «это высшая ступень прямого и косвенного взаимодействия элементов данного организационного комплекса как единого целого, которое качественно отличается от другой организации» [19, стр.85]. Взаимодействие частей организации возможно благодаря связи, но не просто связи, а особой, целенаправленной связи. Чтобы была целостность, необходима непрерывность частей организации. Элементы организации должны иметь непрерывный характер, чтобы организация существовала как целое, не распадалась.

Функциональность – это «форма деятельности, движения, которую должна выполнять организация, чтобы достичь своих целей, задач» [19, стр.86].

Общие черты (признаки) для всех форм организации:

  • наличие, по крайней мере, одного человека;
  • наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;
  • получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).

2. Жизненный  цикл организации

Учитывая зависимость любой  организации от многих внешних и  внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.

Как правило, специалисты несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как формирование организации, ее интенсивный рост или «размножение», стабилизацию и кризис (спад) [13, стр.69]. Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться «смертью» или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее «возрождения» или «преображения» (рис. 1).

Рис.1

Жизненные циклы организации

где: 1 — формирование организации, 2 — интенсивный рост,

        3 — стабилизация, 4 — кризис.

Люди, рассматривающие жизнь организации, задумываются о закономерностях, которые  не только смогли бы объяснить прошлое, но и позволили бы прогнозировать развитие организации в будущем. Примером одной из таких практически ориентированных конструкций может служить модель циклов и стадий развития организации. Согласно этой модели жизнь организации по шкале времени может быть представлена в терминах жизненного цикла, означающего как процессуальность развития, так и его стадийность.

В соответствии с концепцией процессуальности и стадийности развития организации  ни одна фирма (предприятие) не может  слишком долго оставаться в одном  и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов своего развития, каждый из которых сменяется следующим, но зачастую непросто, а с переживанием трудностей, противоречий. Можно выделить несколько уровней подобной этапности. Периоды, проживаемые фирмой в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, мы будем называть — стадиями; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, — циклами развития.

3. Структура  организации, ее виды

В социальном представлении  отечественных управленцев, занимающих разные уровни в структуре организации  и имеющих разный опыт управленческой деятельности, по данным факторного анализа весьма отчетливо презентированы следующие измерения организации, которые можно считать не сводимыми друг к другу элементами, составляющими ее (организации) «внутреннюю среду» [29, стр.7].

Рис.2

Элементы организации

Элементы организации  могут быть самыми разнообразными. Когда мы раскладываем целое на части – это есть дезорганизация. А дезорганизованное целое практически меньше суммы частей.

Элемент организации – это её часть, на которую можно разложить  целый объект (организованную структуру), сообразно задаче сущности организации.

Элементы организации могут  быть разнообразными: некоторые –  однородными, другие могут иметь  меньшую однородность. Таким образом, чем больше «сцеплений» каждого  элемента с другим, тем прочнее общие связи в организации как целом.

Рис.3

Виды связей элементов  в организации



 

На рисунке хорошо видно, что  чем больше мест соединений частей, тем крепче целое. Также стоит  иметь в виду, что элементы организации  могут иметь качественно-количественные характеристики, которые должны строиться так, чтобы легче было подобрать и использовать наиболее подходящий элемент в организации. Существует несколько видов связи элементов организации.

Элемент, без которого не может  существовать ни одна организация, –  ее структура. Этим понятием описывается внутреннее строение организации, ее «морфология» или «архитектоника», наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами.

«Научной категорией, качественно отличающей одну организацию от другой, является понятие целого и структуры» [19, стр.96]. Вообще, структура является самой существенной частью организации.

Структура – это полный состав всех частей и элементов, это застывшее  взаимодействие элементов (в определенный момент рассмотрения структуры). Имея представление о понятии структуры, можно определить организованность – качество такого явления, как организация, может многообразно изменяться, если меняется её структура (а не только элементы, образующие структуру или связи между ними).

Рис.4

Факторы, влияющие на выбор  организационной структуры [6, стр.117]








 

Структура организации – «это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации» [21, стр.73].

Таковы структурные и организационные  параметры организации. Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых  типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами. Но так бывает не всегда. Серьезные проблемы возникают, время от времени у большинства организаций.

В литературе и управленческой практике выделены основных три типа организационной структуры:

1. Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной, бюрократической, – строго иерархически организована, характеризуется разделением зон ответственности и единоначалием.

2. Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.

3. Адаптивная организационная структура – гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Существует несколько классификаций  организаций, в зависимости от того, что положено в основании классификации (Приложение 1).

Организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых форм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

  • нахождение сходных организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;
  • возможность определения их численного распределения по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовки кадров, контрольных служб и т.д.;
  • принадлежность организации к той или иной группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Организации могут быть:

    • правительственные и неправительственные;
    • коммерческие и некоммерческие;
    • бюджетные и небюджетные;
    • общественные и хозяйственные;
    • формальные и неформальные.

Кроме того, различают  организации по:

    • отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);
    • самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

Информация о работе Понятие и сущность организации