Организационное проектирование, его предназначение и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) - работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях.

Содержание

введение

1. Понятие проектирования организационных систем

2. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

2.1 Метод аналогий

2.2 Экспертный метод

2.3 Метод структуризации целей

2.4 Метод организационного моделирования

3. Процесс проектирования организационных систем

4. Оценка методологии и эффективности проектирования организационных систем

Заключение

Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

то4.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

 

10) согласование и утверждение  проекта, передача его для использования  (реализации).

 

 Проектирование организации  связано с принятием ее руководством  решений, относящихся ко многим  областям жизнедеятельности организации.  Процесс организационного проектирования  содержит следующие элементы.

 

 Разделение труда и  специализация:

 

- горизонтальная;

 

- вертикальная.

 

 Департаментизация и  кооперация:

 

- линейная департаментизация;

 

- функциональная департаментизация;

 

- департаментизация по  продукту;

 

- департаментизация по  потребителю;

 

- департаментизация по  рынку;

 

- матричная департаментизация. 

 

 Связи в организации  и координация:

 

- вертикальные связи (соединяют  иерархические уровни в организации  и ее частях);

 

- горизонтальные связи  (связи между двумя или более  равными по положению в иерархии  или статусу частями или членами  организации);

 

- линейные связи (отношения,  в которых начальник реализует  свои властные права и осуществляет  прямое руководство подчиненными);

 

- функциональные связи  (совещательная форма отношений,  реализуется посредством этих  связей, включая информационное  обеспечение координации);

 

- косвенные связи (обычно  ограничены ответом на вопрос  «как», иногда на вопрос «когда»  и реже на вопросы «где»  или «кто»);

 

- формальные связи (связи  координации, регулируемые установленными  или; принятыми в организации  целями, политикой и процедурами);

 

- неформальные связи (проявляются  тогда, когда формальные связи  не выполняют своей роли: не  служат либо интересам работника,  либо интересам организации).

 

 Масштаб управляемости  и контроля:

 

- узкий масштаб управляемости;

 

- широкий масштаб управляемости.

 

 Иерархия в организации  и ее звенность (иерархия в  общем виде означает расположение  частей целого в порядке от  высшего к низшему, а для  организации - это просто структура  власти или звенность).

 

 Распределение прав  и ответственности (применяются  две системы):

 

- первая система строится  на основе принципа единства  подчинения, а ее схема чем-то  похожа на «елочку»;

 

- вторая система - система  двойного или множественного  подчинения («матрешка»).

 

 Централизация и децентрализация:  степень централизации или децентрализации  в организации или ее подразделениях  может измеряться с помощью  следующих переменных:

 

- число решений, принимаемых  на каждом из уровней управления;

 

- важность решения для  организации в целом;

 

- степень контроля за  исполнением принятого решения.

 

 При проектировании  организации на выбор между  централизацией и децентрализацией  могут влиять следующие факторы:

 

- капиталоемкость принимаемых  решений;

 

- единообразие политики (например, в отношении с потребителями);

 

- размер организации;

 

- организационная культура;

 

- философия управления;

 

- стремление частей к  самостоятельности;

 

- наличие соответствующих  кадров;

 

- развитие техники контроля;

 

- степень разделения труда;

 

- тип предпринимательства;

 

- изменения внешней среды.

 

 Дифференциация и интеграция. Для определения степени дифференциации  в организации Лоуренс (Lawrence Н.) и Лорш (Lorsch J.) предложили использовать  четыре параметра:

 

- определенность в целях  или задачах;

 

- структуру (формальная  или гибкая);

 

- уровень взаимодействия (межличностные и межгрупповые  связи и кооперация);

 

- временные границы обратной  связи.

 

 Выделяют три этапа  процесса проектирования организации.

 

 Первый этап - анализ  действующей организационной структуры,  который призван установить, в  какой мере она соответствует  требованиям, предъявляемым к  организации, т. е. насколько  она рациональна с точки зрения  установленных оценочных критериев.  К оценочным критериям обычно  относят принципы управления:

 

- соотношение между централизацией  и децентрализацией;

 

- объем и оценку аппарата  управления (количество сотрудников,  наличие элементов дублирования, распределение полномочий и ответственности);

 

- анализ функций управления (способы и технология принятия  управленческих решений, принципы  и методы мотивирования работников);

 

- оценку хозяйственной  деятельности (изменение технологии, углубление межфирменного сотрудничества, внедрение инноваций) и т. п.

 

 В результате анализа  выявляются недостатки, выясняются  причины слишком медленного повышения  эффективности управления.

 

 Второй этап - проектирование  организационных структур. В процессе  проектирования организационных  структур управления организацией, как правило, решаются следующие  задачи:

 

- определение типа структуры  управления;

 

- уточнение состава и  количества подразделений по  уровням организации;

 

- определение численности  управленческого персонала;

 

- определение характера  соподчиненности между звеньями  организации;

 

- расчет затрат на содержание  аппарата управления.

 

 В конечном счете  устанавливаются управленческие  полномочия для каждого структурного  подразделения, потоки информации, документооборот, полномочия и  ответственность.8

 

 Третий этап - оценка  эффективности организационных  структур исходя из уровня  реализации заданий, надежности  и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых  решений.

 

 По мнению Мильнера, содержание процесса формирования  организационной структуры в  значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку  целей и задач, определение  состава и места подразделений,  их ресурсное обеспечение (включая  численность работающих), разработку  регламентирующих форм, методов,  процессов, которые осуществляются  в организационной системе управления. Весь этот процесс можно организовать  в три стадии.

 

 Первая стадия - формирование  общей структурной схемы аппарата  управления - во всех случаях имеет  принципиальное значение, поскольку  при этом определяются главные  характеристики организации, а  также направления, по которым  должно быть осуществлено более  углубленное проектирование как  организационной структуры, так  и других важнейших аспектов  системы (внутриорганизационного  экономического механизма, способов  переработки информации, кадрового  обеспечения). К принципиальным характеристикам  организационной структуры, которые  определяются на этой стадии, можно отнести:

 

- цели производственно-хозяйственной  системы и проблемы, подлежащие  решению;

 

- общую спецификацию функциональных  и программно-целевых подсистем,  обеспечивающих их достижение;

 

- число уровней в системе  управления;

 

- степень централизации  и децентрализации полномочий  и ответственности на разных  уровнях;

 

- основные формы взаимоотношений  данной организации с окружающей  средой;

 

- требования к экономическому  механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной  системы.

 

 Вторая стадия - разработка  состава основных подразделений  и связей между ними - заключается  в том, что предусматривается:

 

- реализация организационных  решений не только в целом  по крупным линейно-функциональным  и программно-целевым блокам, но  и вплоть до самостоятельных  (базовых) подразделений аппарата  управления;

 

- распределение конкретных  задач между ними и построения  внутриорганизационных связей.

 

 Под базовыми подразделениями  понимаются при этом самостоятельные  структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые  организационно разделяются линейно-функциональные  и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут  иметь свою внутреннюю структуру.

 

 Третья стадия - регламентация  организационной структуры - предусматривает  разработку количественных характеристик  аппарата управления и процедур  управленческой деятельности. Она  включает:

 

- определение состава  внутренних элементов базовых  подразделений (бюро, групп и должностей);

 

- определение проектной  численности подразделений, трудоемкости  основных видов работ и квалификационного  состава исполнителей;

 

- распределение задач  и работ между конкретными  исполнителями;

 

- установление ответственности  за их выполнение;

 

- разработку процедур  выполнения управленческих работ  в подразделениях, в том числе  на основе автоматизированной  обработки информации;

 

- разработку порядка взаимодействия  подразделений при выполнении  взаимосвязанных комплексов работ;

 

- расчеты затрат на  управление и показателей эффективности  аппарата управления в условиях  проектируемой организационной  структуры.

 

 Совокупность документов, разработанных на всех стадиях  проектирования, вместе с пояснительной  запиской составляет проект организационной  структуры управления.

 

 Существует точка зрения, согласно которой процесс проектирования  организационных систем можно  осуществлять с помощью9:

 

- инструментария трансакционных  издержек, их учета при принятии  решений такого характера;

 

- метода выделения финансовых  подразделений. 

 

 Трансакционными являются  издержки, которые возникают в  процессе налаживания отношений  между экономическими субъектами  на рынке. Они «не пересекаются  со всеми известными до этого  видами затрат (на производстве, в связи с реализацией продукции  и прочее). Трансакционные издержки  дополняют все известные виды  издержек, если организация (субъект  рынка) не доверяет трансакцию свободному рынку. Выделяют четыре вида трансакционных издержек:

 

1) затраты, связанные с  поиском информации;

 

2) затраты, связанные с  заключением контрактов;

 

3) издержки по контролю  за реализацией контрактной сделки;

 

4) затраты, связанные с  юридической защитой контракта  (судебные и пр.).

 

 Все представленные  издержки не могут считаться  чисто бухгалтерскими, так как  значительная их часть носит  вероятностный или ожидаемый  характер. Тем не менее, они  столь же реальны, как и те  издержки, которые подтверждаются  бухгалтерскими документами. По  крайней мере вряд ли можно  принять адекватное управленческое  решение. Специально следует выделить  еще один вид издержек, трансакционных  по своей природе - это так  называемые внутренние трансакционные  издержки (в противовес внешним).

 

 Они возникают в  связи с тем, что предприниматель  (или же организация) не только  выбирает между рынком и контрактной  системой, а еще и учитывает  возможность сделать данную трансакцию  частью внутриорганизационной иерархии. Предприниматель выбирает конкретную  форму защиты трансакции, соотнося  затраты и результаты:

 

- альтернативу, которой он  отдает предпочтение и которая  обеспечивает ему значительное (по  сравнению с другими) превышение  результата над затратами;

 

- когда доходы после  соотнесения результата и затрат  в обоих сравниваемых случаях  оказываются одинаковыми, выбор  будет обусловлен вариантом, который  дает большие гарантии по защите  трансакций;

 

- трансакцию, ставшую частью  внутриорганизационной иерархии, которая  дает максимальные гарантии, если  речь идет о производстве. Если  речь идет о сбыте, максимальную  защиту трансакции дает заключение  долгосрочного контракта с оптовой  фирмой.

 

 На основании соотношения  издержек (включая трансакционные) и гарантий, которые дает конкретной  трансакции та или иная форма  экономической организации, делается  выбор между тремя формами  экономической организации: рынком, контрактной системой и внутриорганизационной  иерархией. Алгоритм использования  внутренних трансакционных издержек  для определения структуры упорядочивания  элементов организации может  быть представлен следующими  правилами:

 

1) необходимо осуществить  деление организации по горизонтали  на широкие блоки, соответствующие  важнейшим направлениям деятельности  по реализации стратегии (соотносятся  издержки на координацию большего  количества единиц структуры  управления и издержки, связанные  с распределением деятельности (обязанностей) в меньшем количестве более  крупных структурных подразделений). В результате этого принимаются  решения о закреплении определенных  функций за линейными или штабными  подразделениями;

Информация о работе Организационное проектирование, его предназначение и методы