Организационная культура: управление и международный уровень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия организационная культура, и рассмотреть особенности организационной культуры в РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть понятие «организационная культура».
2) Изучить функции и содержание организационной культуры.
3) Определить значение организационной культуры в управлении.
4) Проанализировать особенности организационной культуры в организации.

Содержание

В В Е Д Е Н И Е 4

ГЛАВА 1.ИСТОЧНИКИ И ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 6

1.1 Источники организационной культуры 6

1.2 Элементы организационной культуры как олицетворение традиций 9

ГЛАВА 2.КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 12

2.1 Классификация организационных культур Уильяма Оучи 12

2.2 Типология управленческих культур С. Хонди 14

2.3 Культура вежливости 16

ГЛАВА3. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 18

3.1 Функции организации 18

3.2 Модели влияния организационной культуры на организационную эффективность 19

ГЛАВА4 . ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА:УПРАВЛЕНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ 25

4.1 Управление организационной культурой 25

4.2 Организационная культура на международном уровне 26

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 29

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Организационная культураИсточники традиции и ее роль в деятельности организации.docx

— 325.64 Кб (Скачать файл)

     2.1 Классификация организационных культур Уильяма Оучи

      В настоящее время существует множество  подходов к определению организационной культуры. Рассмотрим некоторые наиболее известные из них.

      Пожалуй, самую краткую и точную классификацию  организационных культур дал американский исследователь Уильям Оучи. Он выделил три их основных вида:

      1) Рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отношений и: ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой культуры является собственность на ресурсы.

      2) Бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правили процедур. Источником власти здесь служит должность членов организации.

      3) Клановую культуру, дополняющую предыдущие. Ее основу составляют внутренние ценности организации, направляющие деятельность последней. Источником власти здесь служат традиции.

      Исходя  из таких обстоятельств, как ориентация культуры на людей или материальные условия, с одной: стороны, открытость и закрытость - с другой, выделяют следующие ее типы:

      Бюрократическая культура основывается на регулировании всех сторон деятельности организации на основе документов, четких правил, процедур; оценке персонала по формальным принципам и критериям6. Источником власти, сконцентрированной в руках руководства, здесь является собственность, должность. Такая культура гарантирует людям стабильность, безопасность, избавляет от конфликтов.

      Опекунская  культура основывается на благоприятном  морально-психологическом климате, сплоченности людей, групповых нормах и ценностях, неформальном статусе  сотрудников, их личной активности, взаимопонимании, гармонии отношений. Культура гарантирует  персоналу стабильность, развитие, участие в делах организации.

      Праксиологическая (греч. praktikos - деятельный) культура нацелена на обеспечение наивысшей эффективности работы. Она покоится на порядке, рациональности, планах, тщательном контроле за их выполнением, оценке деятельности работника по результатам. Главной фигурой является руководитель, власть которого основывается на должностных полномочиях и глубоких знаниях. Он допускает в определенных границах привлечение работников к управлению.

      Предпринимательская культура ориентирована вовне организации  и на перспективу, поддерживает новаторство и творческую активность персонала. Оценка последнего происходит по затраченным усилиям. Привлекательность культуры заключается в том, что она гарантирует удовлетворение потребностей работников в развитии и совершенствовании. Управление здесь основывается на вере в руководителя, его знания и опыт, привлечении персонала к творчеству.

      В основе классификации предпринимательских  культур лежат способы получения прибыли. Так, например, американские исследователи Дил и Кеннеди в зависимости от этих способов выделили следующие типы таких культур:

      Культура  торговли свойственна в первую очередь  фирмам, нацеленным на быстрое получение  результатов и малый риск. Здесь  доминирует стремление к краткосрочному успеху, который во многом зависит  не столько от величины, сколько  от числа сделок, устойчивости контактов, понимания нужд рынка. Для такого рода организаций свойственна взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма, но несмотря на это высока текучесть кадров.

      Культура  выгодных сделок свойственна организациям типа бирж. Для нее также характерна, нацеленность на быстрое получение  прибыли в условиях спекуляции и высокого финансового риска. Общение между людьми здесь мимолетно происходит в основном на почве погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно молодых сотрудников, обладающих бойцовскими качествами, твердостью характера.

      Административная  культура присуща крупнейшим фирмам, а также государственным учреждениям. Она ставит во главу угла не столько прибыль или громкий успех, сколько минимизацию риска, стабильность, безопасность. Ее отличает бюрократичность, формализм, -затяжка принятия решений, ориентация на титулы и должности.

      Инвестиционная  культура крупных фирм и банков имеет  ориентацию на бизнес с высокой степенью риска, связанный с крупными капитальными вложениями на длительный срок, где невозможна быстрая отдача в условиях неопределенности. Большинство предпринимательских решений здесь принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит будущее фирмы. Это требует от сотрудников опыта, осмотрительности, совместного обсуждения вариантов действий.

     2.2 Типология управленческих культур С. Хонди

      Наиболее  известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из типов он присвоил имя соответствующего олимпийского бога.

      1) Культура власти, или Зевса. Ее существенный момент — личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры:, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех здесь предопределяется квалификацией руководителя и своевременным выявлением проблем, что позволяет быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих структур.

      2) Ролевая культура, или культура  Аполлона. Это бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций. Ей свойственно четкое распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками управления. Она негибка, затрудняет нововведения, а поэтому малоэффективна, в условиях перемен. Источником власти здесь является должность, а не личные качества руководителя. Такая управленческая культура свойственна крупным корпорациям и государственным учреждениям.

      3) Культура задачи, или Афины. Эта культура приспособлена к управлению в экстремальных условиях и постоянно меняющихся ситуациях, поэтому основное внимание здесь уделяется быстроте решения проблем. Она основывается на сотрудничестве, коллективной выработке идей, общих ценностях. Власть покоится здесь на знаниях, компетентности, профессионализме и обладании информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный перерасти в один из предыдущих. Он свойствен проектным, или венчурным организациям.

      4) Культура личности, или Диониса. Она связана с эмоциональным началом и основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для решения служебных задач, а для достижения индивидуальных целей. Решения здесь принимаются на основе согласия, поэтому власть носит координационный характер.7

      Считается, что на стадии зарождения организации  в управлении ею преобладает культура власти; стадию роста характеризует ролевая культура; стадию стабильного развития — культура задачи или культура личности; в кризисе предпочтительна культура власти.

     2.3 Культура вежливости

      Важным  элементом управленческой культуры организации является культура отношения к женщинам, как к занимающим руководящие должности, так и к рядовым исполнителям, а также к слабым вообще.

      Специалисты выделяют следующие виды такой культуры.

      1. Культура джентльменского клуба. Это — культура вежливых, гуманных, цивилизованных людей, в рамках которой мужчины-менеджеры, основываясь на патерналистских позициях, мягко удерживают женщин на определенных ролях. Женщины ценятся на той работе, которую выполняют, но им не позволяют занимать руководящие должности, Попытка женщин настаивать на своих правах приводит к ухудшению хорошего отношения к ним.

      2. Культура казармы. Она деспотична, и свойственна организации с множеством уровней управления, где женщины занимают низшие ступени. Такая культура позволяет игнорировать их интересы и относиться к ним грубо и презрительно (впрочем, как и ко всем, кто не обладает реальной властью).

      3. Культура спортивной раздевалки. В ее рамках мужчины строят отношения на базе специфических мужских интересов, представлений и демонстрируют к женщинам открытое пренебрежение. Женщин, даже высокого положения, например, принадлежащих к высшему руководству организации, мужчины в свой круг общения не допускают,

      4. Культура отрицания различий между полами. Эта культура отвергает дискриминацию, но одновременно не видит и реальных различий между мужчинами и женщинами, игнорирует женскую сущность, семейные обязанности а, поэтому требует от них тех же успехов, что и от мужчин.

      5. Культура ложной защиты женщин. В рамках этой культуры идея равенства, основанная на общечеловеческих ценностях, подменяется мифами о равенстве. Здесь имеет место дискриминация в форме покровительства, когда женщин (или слабых вообще) насильно привлекают к активной работе, воспитывают в них чувство уверенности, постоянно напоминают им, что они нуждаются в помощи и поддержке.

      6. Культура смышленых мачо. Внешне данная культура не принимает во внимание половые различия, ибо во главу угла ставятся просто умные и энергичные люди, умеющие в условиях жесткой конкуренции обеспечивать высокую экономическую эффективность работы фирмы. Несправляющихся наказывают и увольняют, причем иногда женщины-руководители бывают более жестокими и беспощадными, чем мужчины.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА3. РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

     3.1 Функции организации

     По  отношению к организации культура выполняет ряд важных функций.

Охранная, -состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы. Люди и организации, неукоснительно их придерживающиеся, могут в самых трудных условиях сохранить свою репутацию, а порой и жизнь, например отказываясь от употребления спиртного в служебной обстановке.

      Интегрирующая (объединяющая) функция культуры заключается  в формировании у людей чувства единства, принадлежности к организации, гордости за нее. В организации с высоким уровнем культуры многие стремятся попасть на работу, что облегчает решение кадровых вопросов.

      Регулирующая  функция поддерживает необходимые  правила и нормы поведения членов организации, их взаимоотношения, контакты с внешним миром. Это является гарантией ее стабильности, уменьшает возможность нежелательных конфликтов.

      Адаптивная  функция облегчает взаимное приспособление людей друг к другу и к организации. Людям, придерживающимся одинаковых норм поведения, участвующим в одних и тех же ритуалах, прошедшим через общие обряды, легче понять друг друга и приспособиться к требованиям организации.

      Ориентирующая функция культуры направляет деятельность организации и ее участников в необходимое русло, а мотивационная создает для этого необходимые стимулы. Известно, например, что великие цели пробуждают в людях активность, стремление к их достижению, самореализации.

      Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, то есть ее образа в глазах окружающих. 

     3.2 Модели влияния  организационной  культуры на организационную  эффективность

Существуют различные  модели влияния ОК на организационную  эффективность:

    • модель Сате;

    • модель Питера и Утермана;

    • модель Парсонса;

    • система  Квина и Рорбаха.9

  Модель Сате.В соответствии с моделью Сате вмешательство в организационные процессы позволяет повысить эффективность компании:

    • вмешательство  менеджеров в поведение работников;

    • обоснование  «нужного для организации» поведения  работников;

    • вмешательство  в коммуникативные процессы организации;

    • вмешательство  в процессы найма и увольнения работников.

К основным методам  воздействия на организационную эффективность правомерно отнести следующие ценностные ориентации работников:

• взращивание  веры в успех дела;

• внушение и  обоснование того, что потребитель  диктует организации условия работы, а не наоборот;

• поощрение  автономии и предприимчивости членов организации;

• формирование взгляда на людей и их компетентность как главный источник производительности и эффективности работы;

• взращивание  веры в эффективность простых  структур (групп) управления с немногочисленным штатом;

• обоснование  выгодности оптимального сочетания  жесткости и гибкости в управлении через понимание и веру персонала в ценности организации.

Информация о работе Организационная культура: управление и международный уровень