Модели управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Процесс осуществления деятельности предприятия основывается на подчинении всех этапов разработки и реализации единой цели компании.
Первым шагом при планировании деятельности компании является постановка ее целей, вытекающая из задач предприятия. Она осуществляется, исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования предприятия и оказывает важное влияние на форму планирования. Цели организации становятся критериями для оценки всей ее деятельности и принятия управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

модели управления организацией.docx

— 371.57 Кб (Скачать файл)
  • малое число иерархических уровней управления, значительная гибкость и сетевое построение;
  • ориентация на потребителя;
  • возможность делегирования функций управления;
  • изменение главной функции руководства по сравнению с традиционными;
  • возрастание роли индивидуального профессионализма.
 

Структура, ориентированная  на рынок

     По  характеру взаимодействия с рынком — это органический тип организации, быстро адаптирующейся к происходящим вне ее изменениям. Главной особенностью данного вида структур является полная концентрация (ориентация) всех структурных элементов системы на рынок. Целевое появление этой структуры вызвано отсталыми характеристиками дорыночных структур, которые не соответствовали требованиям рыночной экономики, По сути эта структура близка к предпринимательской структуре, так как в ней заложен тот же принцип управления — снизу вверх. Характерными особенностями анализируемой структуры являются:

  • прямые связи руководства организации с потребителями производимой ею продукции;
  • изменение задач и функций высшего звена руководства; прав и ответственности;
  • сокращение иерархических уровней управления;
  • развитие групповой формы организации труда.

    Партисипативная структура

     В основу этой структуры заложены принципы участия работников во владении собственностью, Принятия управленческих решений и управления организацией в целом, что в корне отличает ее от других современных структур. Пример такой структуры представлен на рисунке 10.

     

     Рисунок 10 – Принципиальная схема структуры  партисипативная организация

     Проанализировав рисунок, можно сказать, что структура  носит демократический характер, что во многом предотвращает административный произвол со стороны руководителей различных уровней управления через специализированные советы. При правильно организованной работе участие в управлении повышает качество принимаемых решений, развивает творческое отношение к труду, рождает больше идей, обогащает работу в целом. Сфера применения этих структур весьма разнообразна и не зависит от профиля, масштабов и численности работающих в организации. 

     Многомерная структура

     Этот  тип структур получил свое название из-за расширения ориентационных параметров в руководстве организацией, таких как потребитель, рынок, регион. Все структурные подразделения организации могут функционировать на принципах полного хозяйственного расчета и в относительной независимости друг от друга. Подобная автономность дает возможность даже самому мелкому, или территориально разбросанному звену оставаться в структуре Крупной организации для решения многомерных задач. Характерные особенности многомерной структуры могут быть сформулированы так:

  • подразделения могут создаваться, ликвидироваться и модифицироваться без других серьезных изменений;
  • создаются благоприятные условия для делегирования полномочий, при этом роль руководства организацией остается ведущей;
  • унифицированной и легко измеряемой мерой эффективности любого многомерного звена является прибыль.
 
 
 
 
 

Эдхократическая структура

     В высокоразвитых странах, использующих современные технологии, появились  признаки организационных структур будущего, которые в зарубежной литературе называются эдхократическими, они ориентированы на нестандартные и весьма сложные виды деятельности. Эдхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников, но ее верщиной являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы. Особенности этой структуры следующие:

  • целостная структура четко не фиксируется, так как иерархическая конструкция часто меняется;
  • высококвалифицированные работники одновременно являются профессиональными экспертами в своей инновационной области;
  • вертикальные и горизонтальные управленческие связи носят в большой степени информационный характер.

     Область применения этих структур — инновационная сфера в электронной, исследовательской, опытно-конструкторской и других наукоемких отраслях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2

     Любая модель организации должна полно  отображать:

     — организационную структуру управления; это означает выделение функциональных подсистем организации и установление связей между ними;

     — механизм управления, к которому относятся  цели, критерии, ресурсы и методы управления.

     Организационную структуру предприятия удобно описывать  организационной моделью, которая  демонстрирует состав функциональных подразделений предприятия и  связи их подчинения и взаимодействия.

     Специалисты выделяют следующие типы традиционных организационных структур предприятия: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная, матричная, программно-целевая, дивизиональная

     На  современном экономическом этапе  в процессе развития производства происходит изменение форм собственности, приватизируются нерентабельные государственные предприятия ми привлекается иностранный капитал — поиск новых путей и направлений развития организационных структур управления. В связи с этим в отечественной и зарубежной литературе предлагаются различные виды новых структур, которые в определенных условиях могут быть весьма действенными. К ним относятся структуры предпринимательского типа, ориентированные на рынок, партисипативные, многомерные, эдхократические. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Организационная структура управления - понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся состав подразделений, которые связаны определенными отношениями, определение задач и функций по всем звеньям, распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации в управлении.

     Без развития методов проектирования структур управления затрудняется совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:

  • в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которое не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
  • в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами;
  • создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
  • проектирование сложнейшего механизма - механизма управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.

     Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборота в организации. Организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

     Системность подхода к формированию организационной  структуры проявляется в следующем:

  • не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется неполной;
  • выявлять и взаимосвязывать применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления от генерального директора предприятия до мастера участка;
  • исследовать и организационно оформить все связи и отношении по горизонтали управления, т.е. по координации деятельности разных звеньев и органов управления при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных межфункциональных программ;
  • обеспечивать органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении.

     Все это требует тщательно разработанной  поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения  системы целей, продуманного выделения  организационных подразделений  и форм их координации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бушель Б. Совместное предприятие - ключ к успеху // Маркетинг. - 2004. - N6. - С. 76-80
  2. Закс С. Эволюционная теория организаций // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N1. - С. 81-86.
  3. Колокнева М.В. Теория организации в вопросах и ответах. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 280 с.
  4. Лукичева Л.И. Управление организацией. М.: Омега-Л, 2006. 360 с.:ил.
  5. Менеджмент /Под ред. В.П. Галенко. СПб.: Питер, 2003. 224 с.: ил.
  6. Менеджмент/ Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. 343 с.
  7. Ольве Нильс-Горан, Баланс между стратегией и контролем /Пер. с англ. Е. Колотвиной по ред. Е. Добровольского. СПб.: Питер, 2005. 413 с.
  8. Подлесных В.И. Теория организации. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресс», 2006. 336 с.
  9. Рамперсад К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 376 с.
  10. Рубцов С. Технократическая культура организации // Проблемы теории и практики управления.- 2003. - N4. - С. 102-106.
  11. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник./ Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высшая Школа, 2004. 214 с.
  12. Стоянова В.А. Теория менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом.- 2005. - N1.- С. 3-5.
  13. Теория организации/ Под ред. В.Г. Алиева. М.: ЗАО Издательство Экономика, 2005. 431 с.
  14. Управление персоналом/ Под ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2003. 488 с.
  15. Хайпулина М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики // ЭКО. - 2003. - N2.- С. 111-122.

Информация о работе Модели управления организацией