Модели управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Процесс осуществления деятельности предприятия основывается на подчинении всех этапов разработки и реализации единой цели компании.
Первым шагом при планировании деятельности компании является постановка ее целей, вытекающая из задач предприятия. Она осуществляется, исходя из основной миссии, которая определяет общий смысл существования предприятия и оказывает важное влияние на форму планирования. Цели организации становятся критериями для оценки всей ее деятельности и принятия управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

модели управления организацией.docx

— 371.57 Кб (Скачать файл)

     Поэтому впоследствии были созданы другие модели, для которых характерна «открытость», т. е. учет того, что кроме внутренних факторов и условий функционирования на эффективность организации оказывают влияние и факторы внешней среды.

     Сейчас  большинство моделей организации  строится на основе понятий теории систем. Организация представляется в виде сложной системы, обладающей определенными свойствами, которая  может быть описана некоторыми графическими, математическими и другими моделями [2, c. 83-85].

     К таким присущим всем системам свойствам  относятся следующие:

     1.Делимость  — система состоит из нескольких  частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и при этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе.

     2.Целостность  — система обладает всей полнотой  свойств и функций только как  единое целое. 

     3.Связанность  компонентов — все компоненты  системы связан между собой  и влияют друг на друга своим  нахождением в системе или  выходом из нее. Вхождение компонентов  в систему и их исключение  из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем или взаимодействия с внешней средой.

     4.Эмерджентность  — свойства системы проявляются  только в результате взаимодействия  ее компонентов. При этом части  систем могут не иметь целевого  назначения всей системы. 

     5.Гибкость  — система должна адекватно  реагировать на изменения, происходящие  в ней самой и во внешней  среде. 

     Таким образом, в данной модели признается взаимосвязь и взаимозависимость  компонентов системы между собой, а также с внешней средой, т. е. организация рассматривается  как единство ее составных частей, неразрывно связанных с внешним  миром.

     При таком подходе эффективность  работы организации зависит от факторов, находящихся в двух сферах:

     — внешней: из нее организация получает все виды ресурсов, включая информацию;

     — внутренней: ее сильные и слабые стороны создают определенные предпосылки  для преобразования ресурсов в продукцию  и услуги.

     В рассматриваемой модели главным  направлением деятельности управляющего является стратегическое управление. Это связано с тем, что поведение  организации в условиях, когда  все предприятия взаимосвязаны, но при этом каждое действует соответственно со своими целями и возможностями, не может быть точно спрогнозировано  и спланировано.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

     Современная концепция управления организацией предполагает переход от замкнутых моделей управления, к моделям, для которых характерна «открытость», т. е. учет того, что кроме внутренних факторов и условий функционирования на эффективность организации оказывают влияние и факторы внешней среды.

     Деятельность  любого предприятия зависит от изменения  условий внешней и внутренней среды. Организационная структура  управления (ОСУ) должна адекватно реагировать  на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.

     Сущность  и содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в  ее функциях, а форма - в организационных  структурах.

     Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием. Другими словами, это - состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей. В СУ различают уровни и звенья управления. Звено - это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), - например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.

     Количество  звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации.

     Уровни  управления — совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, — показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне — оптимальными требованиями специализации.

     ОСУ должна обеспечивать устойчивый порядок  и зависит от целей организации, а также от ее взаимоотношений  с внешней средой. Цели предприятия  определяют выбор организационной  структуры (ОС).

     Рациональность  построения ОС определяется оптимальным сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.

     Таким образом, при формировании СУ приходится учитывать много факторов одновременно:

  • цели;
  • функции;
  • объем работ;
  • норму управляемости;
  • воздействие личности работника;

     применяемые средства техники управления.

     Эффективность деятельности организации здесь  оценивается как системная целесообразность. Это означает способность системы  к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей  при изменяющихся внешних условиях и факторах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

     Как уже упоминалось в главе 1, главной характеристикой любой организации являются цели, соответственно каждая ОСУ должна способствовать их достижению, что обеспечивается с помощью установления правил и необходимой полноты ответственности каждого управляющего звена. Кроме того, необходимо учитывать рациональное разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями управления.

     ОСУ не должна решать вопросы только оперативного характера, но следует ориентироваться  на определенную стратегию развития предприятия. С этой целью в ОСУ необходимо предусматривать блок перспективного стратегического управления, отделив его от текущего и оперативного управления.

     Необходимость развития ОСУ объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий и другими причинами. В этих условиях ОСУ должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может быть достигнуто с помощью, например, создания временных целевых групп (подразделений) или служб развития.

     В ОСУ должен присутствовать механизм, позволяющий примирить противоречия, установить различные компромиссы. Этого можно достичь путем  введения в структуру социологической, юридической службы и развитых подразделений  кадровых служб, организации советов  трудового коллектива [4, c.265-269].

     Каждое  предприятие имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудованием, формальными и неформальными управленческими связями и многим другим. Поэтому разработка и осуществление мер, связанных с созданием организационных структур, должны учитывать эти особенности, например творческий потенциал.

     ОСУ должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда и труда управляющих кадров. Кроме того, экономичности можно достигать с помощью различных мероприятий, в том числе создания подразделений, в функции которых входило бы проведение анализа действующей организационной структуры.

     Специалисты выделяют следующие типы традиционных и современных организационных  структур предприятия:

     К группе традиционных структур управления относятся:

  • линейная;
  • линейно-функциональная;
  • линейно-штабная;
  • матричная;
  • программно-целевая;
  • дивизиональная.

     В группу современных ОСУ входят:

  • структура предпринимательского типа;
  • структура, ориентированная на рынок;
  • партисипативная структура;
  • многомерная структура;
  • эндохократическая структура

     Рассмотрим и выявим характерные особенности моделей управления каждой из приведенных групп. 
 
 
 

    § 2.1 Характеристика группы традиционных структур управления 

    Линейная  организационная  структура управления

     Первой  по времени образования стала  простейшая из структур управления — линейная. В основе этой структуры лежит принцип единоначалия и ответственности: работники подчиняются воле одного руководителя, наделенного всеми полномочиями. Линейная структура управления представлена на рисунке 2.

     Как видно из рисунка, каждый руководитель имеет несколько подчиненных, а каждый подчиненный — своего руководителя. Особенность этой структуры в том, что подчиненный выполняет распоряжения только одного руководителя, а вышестоящий руководитель не имеет права отдавать приказы (распоряжения) исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Рисунок 2 –Линейная структура управления

     Любая структура управления, вне зависимости от уровня ее развития, имеет достоинства и недостатки.

     Достоинства:

  • оперативность принятия управленческих решений;
  • четко закрепленная и ясно выраженная личная ответственность;
  • единство и четкость распорядительства

    Недостатки:

  • высокая концентрация власти на высшем уровне;
  • повышенные требования к профессионализму руководителя;
  • перегрузка информацией и широкая система контактов с подчиненными

     Из-за перечисленных недостатков, а также в связи с несоответствием внешним условиям рассмотренная структура имеет весьма ограниченное распространение.

     Данный  тип организационной структуры  применяется в условия функционирования мелких предприятий с несложным  производство при отсутствии разветвленных  связей с поставщиками, потребителя  ми, научными и проектными организациями  и т. д. В настоящее время линейная структура используется в управлении производственными участками, отдельными небольшими цехами, а также небольшими фирмами.  

     Линейно-функциональна я структура управления

     Главная идея этой структуры состоит в том, что выполнение конкретных (специализированных) функций управления возлагается на Профессионалов, что в дальнейшем и определяет специализацию их деятельности в системе управления. Это означает, что специалисты одного профиля объединяются в конкретные функциональные структурные подразделения (отдел, подотдел; сектор и группа), чтобы способствовать эффективному управлению на линейном уровне. Как видим, все это осуществляется на основе линейной структуры управления. Руководители функциональных структурных подразделений реализуют свои решения либо через основного линейного руководителя, либо через вышестоящих руководителей функционального назначения (только в пределах своих полномочий). Главной особенностью структур этого вида является двойное подчинение структурных подразделений: во-первых, линейному руководителю, отдающему приказы, распоряжения, указания, а во-вторых, функциональное управление этими структурами осуществляется посредством нормативов, стандартов, лимитов и планов. Другая особенность заключается в том, что указания, распоряжения и приказы регламентированы, ранжированы, таким образом определяется очередность и своевременность их исполнения: устанавливается управленческий порядок. Как и предыдущая, рассматриваемая структура имеет свои достоинства и недостатки:

Информация о работе Модели управления организацией