Моделирование бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Система управления организацией – совокупность взаимосвязанных элементов, из которых основными являются система целей и показателей, модель бизнес-процессов и организационная структура управления. Система целей и показателей отвечает на вопрос «Чего?» необходимо достигнуть организации и как будет определяться достижение целей, модель бизнес-процессов отвечает на вопросы «Что?», «Когда?» (в некоторых случаях и «Как?») необходимо для этого делать, организационная структура отвечает на вопрос «Кто?» это будет делать.

Содержание

Введение 3
1. Термины, определения и сокращения 10
1.1. Термины и определения 10
1.2. Сокращения 12
2. Моделирование бизнес-процессов 13
2.1. Понятие бизнес-процесса 13
2.2. Последовательность разработки модели бизнес-процессов 14
2.3. Подходы к выбору конфигурации модели бизнес-процессов 15
2.4. Структура модели бизнес-процессов 17
2.5. Нотация IDEF0 19
2.6. Нотации Процесс и Процедура 26
Заключение 35
Библиография 40

Вложенные файлы: 1 файл

metodika_proektirovanie_sistemy_upravleniya.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Модель – искусственный объект, представляющий собой отображение (образ) системы и ее компонентов. М моделирует объект А, если М отвечает на вопросы относительно А.

Нотация – (от лат. notatio - записывание, обозначение) — система условных обозначений, принятая в какой-либо области знаний или деятельности. Нотация включает множество символов, используемых для представления понятий и их взаимоотношений, составляющее алфавит нотации, а также правила их применения.

Подпроцесс – бизнес-процесс, являющийся составной частью вышестоящего процесса.

Показатель – это измеритель цели. Показатели являются средствами оценки продвижения к реализации стратегической цели.

Продуктовый портфель – набор продуктов (услуг), производимых организацией, для удовлетворения потребностей потребителей.

Процедура – бизнес-процесс нижнего уровня, содержащий последовательность конечных (не требующих дополнительной детализации) действий (функций).

Сбалансированная  система показателей (ССП) – это инструмент управления, используемый для распространения стратегии организации на все ее уровни «сверху вниз». В основе этой системы лежат перспективы (области, где проявляются результаты деятельности организации), стратегические цели, показатели, целевые значения и действия, направленные на организационное совершенствование.

Событие – состояние, которое является существенным для целей управления бизнесом и  оказывает влияние или контролирует дальнейшее развитие одного или более бизнес-процессов.

Стратегическая  карта – это диаграмма или рисунок, описывающий стратегию в виде набора стратегических целей и причинно-следственных связей между ними.

Стратегическая  цель – это главная цель, достижение которой наиболее важно для выживания организации, для ее успеха. Стратегические цели отличаются от оперативных целей значительным влиянием на конкурентоспособность компании и высокой сложностью реализации.

Стратегия – это план или модель долговременного развития организации. Стратегия – это путь, складывающийся из нескольких этапов, который должна пройти организация от своего нынешнего состояния до того целевого состояния, которое планируется и предвосхищается.

Управление  бизнес-процесса (в IDEF0) – управляющие воздействия, регламентирующие выполнение процесса.

Функция – действие или набор действий, выполняемых над исходным объектом (документом, ТМЦ и прочим) с целью получения заданного результата.

Цель – это измеримый результат, который ожидается достичь в краткосрочный период для того чтобы реализовать стратегическую (долгосрочную) цель. Цели определяют, как будет выполняться стратегия – какие результаты и когда должны быть достигнуты. Цели, как правило, относятся к одной из перспектив развития компании.

    1. Сокращения

BSC – Balanced Scorecard (сбалансированная система показателей)

IDEF – ICAM Definition. ICAM –  сокращение от Integrated Computer Aided Manufacturing (Интегрированное компьютеризированное  производство)

KPI – Key Performance Indicator (ключевой показатель эффективности)

SADT – Structured Analysis & Design Technique (методология структурного анализа и проектирования), лежит в основе создания стандарта моделирования IDEF

СМК – система менеджмента качества

ССП – сбалансированная система показателей

ТМЦ – товарно-материальные ценности

  1. Моделирование бизнес-процессов

    1. Понятие бизнес-процесса

Существующая практика построения систем управления включает в себя несколько подходов к организации  систем управления. Наиболее известны из них системы, построенные на управлении функциями и управлении бизнес-процессами организации.

 

Бизнес-процесс – последовательность действий (подпроцессов), направленная на получение заданного результата, ценного для организации.

 

Системы управления, построенные на принципах управления функциями, представляют собой иерархическую пирамидальную структуру подразделений, сгруппированных по выполняемым функциям. Под функциональным подразделением можно понимать группу экспертов в данной функциональной области. В организациях, построенных по данному принципу, управление осуществляется на административно-командных принципах.  Другим подходом построения систем управления является управление потоками работ или процессами, составляющими деятельность предприятия. Процессное подразделение включает в себя координатора – владельца процесса и исполнителей из различных функциональных областей, сгруппированных по принципу единства результата бизнес-процесса. Подобные системы часто называют «горизонтальные», подразумевая под «вертикальным» управлением иерархию функциональных подразделений и руководителей в стандартной системе управления, построенной по функциональному принципу.

Понятие бизнес-процесс  лежит в основе процессного подхода  к анализу и синтезу деятельности организации. Процессный подход позволяет рассматривать деятельность организации как связанную систему бизнес-процессов, каждый из которых протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами или внешней средой. В настоящий момент применение процессного подхода является обязательным условием для построения Системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008. Практика показывает, что система управления, построенная на принципах процессного управления, является более эффективной и результативной по сравнению с равной ей по масштабу функциональной системой. Вместе с тем, разработка и внедрение такой системы – сложный процесс.

Ключевыми понятиями  процессного подхода являются:

Результат бизнес-процесса – то, ради чего осуществляется бизнес-процесс, т.е. деятельность всегда рассматривается вместе с целью этой деятельности – получение на выходе некоторого результата, удовлетворяющего заданным требованиям. Результаты бизнес-процесса часто упоминаются как выходы бизнес-процесса.

Владелец бизнес-процесса – должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса. Часто приходится наблюдать чисто формальные результаты внедрения процессного подхода – Владелец бизнес-процесса назначается практически произвольно, ему не дают реальных полномочий, например, по распоряжению персоналом, необходимым для осуществления процесса. В этом случае говорить о какой-либо ответственности Владельца бизнес-процесса за получение результата не приходится, и само получение необходимого результата оказывается под угрозой.

Исполнители бизнес-процесса – команда специалистов из различных функциональных областей (кросс-функциональная команда), выполняющих действия процесса. Исполнители процесса в большей степени ориентированы на результат, чем исполнители отдельных функций при функциональном подходе, так как основой мотивационной схемы при процессном управлении является распределение бонусов среди членов команды только при получении конечного результата. При функциональном подходе исполнители мотивируются только за исполнение функций и не заинтересованы в получении конечного результата.

Входы бизнес-процесса – ресурсы (материальные, информационные), необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.

Основным вопросом, который  встает перед разработчиком модели является принцип выделения бизнес-процессов. Исходя из определения, принцип выделения процессов один – это результат. При выделении бизнес-процессов необходимо следить, чтобы на одном уровне модели присутствовали одноуровневые результаты деятельности, а следовательно, и процессы.

    1. Последовательность разработки модели бизнес-процессов

Для того чтобы разработать модель бизнес-процессов необходимо:

  1. Выявить набор объектов управления
  2. Выбрать подход к описанию бизнес-процессов
  3. Выбрать конфигурацию модели (моделей) бизнес-процессов
  4. Разработать модель (модели) бизнес-процессов
  5. Заполнить параметры процессов
  6. Выбрать и назначить процессам показатели эффективности деятельности.
  7. Оценить время и стоимость выполнения процессов и провести их оптимизацию (при необходимости).
    1. Подходы к выбору конфигурации модели бизнес-процессов

В зависимости от фазы развития организации и состояния ее системы управления можно использовать два похода к созданию модели бизнес-процессов:

Подход

Использование

Выделение и описание набора отдельных бизнес-процессов  компании.

Целесообразно использовать в организациях, которые недавно  приступили к формализации своей системы управления.

Позволяет быстро решить задачи формализации отдельного набора бизнес-процессов. Бизнес-процессы, относящиеся к разным объектам управления можно группировать с помощью папок.

Для согласования бизнес-процессов между собой их можно связать по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок (нотации Процедура, Процесс) или интерфейсов процессов (нотация EPC).

Используемые нотации: Процедура, Процесс, EPC.

Создание комплексной модели бизнес-процессов

Предназначен для организаций, осуществляющих полный цикл проектирования системы управления.

Модель создается в соответствии с методологией структурного анализа и проектирования SADT. Это позволяет создать комплексную непротиворечивую модель бизнес-процессов, получить распределение ответственности за основные результаты деятельности.

Используемые нотации: IDEF0 – на верхнем уровне модели, Процедура, Процесс, EPC - на нижних уровнях.


 

В случае создания модели бизнес-процессов в зависимости от количества уровней системы управления и набора объектов управления может создаваться не одна, а несколько моделей бизнес-процессов:

Моделируемая система  управления

Состав моделей

1 уровень управления - монопредприятие, количество объектов управления не более 8

Одна комплексная модель бизнес-процессов.

(Пример – нормативная 8-процессная модель БКГ: http://www.businessstudio.ru/procedures/models)

1 уровень управления - монопредприятие, количество объектов управления более 8

Возможно два варианта:

1. Создание одной модели, на верхнем уровне которой  будет группировка по «метапроцессам», например, Процессы управления, Процессы развития, Основные процессы, Обеспечивающие процессы.

2. Создание нескольких  моделей – по одной для каждого «метапроцесса». Модели можно связать между собой по входам и выходам с помощью междиаграммных ссылок.

2-уровневая система  управления (управляющая компания - производственные единицы)

1. Одна модель для управляющей компании.

2. В общем случае N моделей – по одной для каждой производственной единицы (количество моделей может быть меньше, если ряд производственных единиц должен иметь одинаковую систему управления).

Модели можно связать  между собой по входам и выходам  с помощью междиаграммных ссылок.


 

    1. Структура модели бизнес-процессов

Модель бизнес-процессов, согласно методологии SADT, создается на основе принципа декомпозиции: «…декомпозиция заключается в начальном разделении объекта на более мелкие части и последующем соединении их в более детальное описание объекта». На верхнем уровне модели рассматриваемая система представляется в виде одного процесса, например, «Деятельность по производству и продаже оборудования», далее он декомпозируется на совокупность бизнес-процессов верхнего уровня (см. пример перечня  бизнес-процессов в главе 3). Каждый из бизнес-процессов верхнего уровня декомпозируется на ряд подпроцессов. В качестве критерия выделения подпроцессов второго уровня можно использовать промежуточные состояния объекта управления. Например, процесс «Продвижение и продажи» может быть декомпозирован на подпроцессы:

  1. Продвижение продуктов
  2. Выяснение потребности клиента
  3. Заключение договора с потребителем
  4. Прием текущих заказов
  5. Производственное планирование
  6. Организация выполнения заказа клиента
  7. Организация удовлетворения претензий клиентов
  8. Анализ удовлетворенности клиентов

Количество уровней  декомпозиции выбирается исходя из стоящих  задач и необходимой степени  подробности описания. На практике используют 3-5 уровней декомпозиции.

Business Studio позволяет создавать графические модели бизнес-процессов с помощью диаграмм, выполненных в той или иной нотации моделирования. Поддерживается четыре типа нотаций графического моделирования – IDEF0, Процесс и Процедура, EPC. Для создания модели бизнес-процессов можно использовать любую из этих нотаций или их комбинации. Рекомендуется в зависимости от уровня процесса в модели для его описания использовать следующие нотации:

Уровень модели

Используемая нотация

Комментарий

0

IDEF0 (контекстная диаграмма)

Модель, выполненная в нотации IDEF0, имеет контекстную диаграмму верхнего уровня А-0, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с граничными стрелками. Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу.

1

IDEF0

1 уровень содержит процессы верхнего уровня модели.

2

IDEF0

2 уровень содержит декомпозицию процессов верхнего уровня. Например, процесс второго уровня «Продвижение продуктов» может быть декомпозирован на подпроцессы 3 уровня:

  1. Группировка клиентов и анализ клиентской базы
  2. Разработка программы удержания клиентов
  3. Определение потребности по привлечению новых клиентов
  4. Разработка комплекса продвижения продуктов на целевые рынки
  5. Проведение мероприятий комплекса продвижения

3 и далее

Процесс, Процедура, EPC

На 3 уровне происходит смена  нотации моделирования. 3 уровень при корректной декомпозиции будет представлять собой работы – наименьшие возможные процессы, создающие минимальный отделимый результат, за отдельные действия внутри работы будут отвечать конкретные должностные лица.

Информация о работе Моделирование бизнес-процессов