Методы определения стадии жизненного цикла организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методов определения стадий жизненного цикла организации.
К основным задачам работы относятся:
1. изучить понятия и стадии жизненного цикла организации;
2. изучить методики определения стадии жизненного цикла организации;
3. рассмотреть и определить стадии жизненного цикла на примере ОАО «Вамин Татарстан».

Содержание

Введение 3
1.Понятие и стадии жизненного цикла организации 5
1.1. Жизненные стадии и циклы организации 5
2. Методика определения стадии жизненного цикла организации 13
3. Определение стадии жизненного цикла в компании ОАО «Вамин Татарстан» 23
3.1 Основные этапы жизненного цикла ОАО «Вамин Татарстан» 23
ОАО «Вамин Татарстан» прошел следующие этапы жизненного цикла: 23
3.2 Анализ поведения ОАО «Вамин Татарстан» 26
3.3 Стратегия для конкуренции ОАО «Вамин Татарстан» 27
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Методы определения стадии жизненного цикла организации.docx

— 103.90 Кб (Скачать файл)

 

Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.

 

 

 

2. Методика определения  стадии жизненного цикла организации

 

В соответствии с институционально-эволюционной теорией  существуют жизненные циклы предприятия. Эти циклы вписываются в экономические  циклы развития экономики в целом. Наиболее обоснованной трактовкой материальной основы экономического цикла (коротких и средних волн) является массовое обновление активных элементов основного  капитала.

Их  моральный износ связан с потерями, которые возникают в результате появления принципиально новых, более производительных средств  производства. В этом случае возможен только один выход -досрочная замена средств производства до их полного  физического износа. Большинство  предпринимателей адекватно реагируют  на эту ситуацию, что придает их действиям массовый характер.

Важным  дополнением к сказанному стоит  признать связь массового обновления активных элементов основного капитала с финансовым циклом предприятия. Он начинается с реализации инвестиционного  проекта, затем предприятие достигает  порога рентабельности (нулевой прибыли), далее накапливает запас финансовой прочности и реализует новый  инвестиционный проект.

При этом наблюдается высокая корреляция жизненного цикла предприятия с  фазами финансового цикла. Фазы жизненного цикла предприятия можно описывать  и при помощи динамики объемов  производства. Достижение равновесия предприятия - того объема производства, когда прибыль становится максимальной, - прямой путь к переходу в новое  качество. Отсутствие решения данной проблемы - движение в направлении ликвидации экономической предприятия.

Модель  жизненного цикла предприятия включает основные периоды его существования (рис.1). Эти периоды можно разделить  на длинные (основные) и короткие (промежуточные). Длинные периоды на графике жизненного цикла можно обозначить как линии (стадии), короткие как точки (переломы). В целом модель жизненного цикла предприятия представляет собой последовательность: возникновение (перелом) - рост (стадия) - кризис роста (перелом) - стабильность (стадия) - кризис стабильности (перелом) - спад (стадия) - ликвидация (перелом).

Жизненный цикл предприятия тесно связан с  финансовыми потоками (рис.2).

После возникновения и регистрации  предприятия начинается его рост. На этой стадии требуются большие  финансовые вложения в организацию  производства, которые постепенно начинают перекрываться поступлениями от реализации продукции. На этой стадии нередко используются венчурные  вложения - средства венчурных компаний и фондов. Денежный поток на этой стадии отрицательный, но абсолютная величина «минуса» постепенно уменьшается. По классификации  «Матрица БКГ» предприятие представляет собой «Трудный ребенок».

 

Рис.1. Модель жизненного цикла предприятия

Рис.2. Связь модели жизненного цикла с денежным балансом предприятия

 

В какой-то момент времени денежный баланс становится нулевым. Это   точка   безубыточности   (самоокупаемости).  Далее   стадия   роста продолжается, но предприятие переходит в другую категорию - «Звезда». Денежные поступления  превышают затраты, но прибыль вкладывается в развитие предприятия. На этой стадии доля венчурного капитала уменьшается, и для развития предприятия привлекаются долгосрочные кредиты.

На  стадии стабильности денежный поток  стабилизируется. Средства привлекаются только для поддержания текущей  деятельности, обычно для этого достаточно прибыли предприятия, оставшаяся прибыль  расходуется на другие цели - выплату  дивидендов, вложения в другие предприятия  и т.д. Предприятие переходит в  категорию «Корова».

После прохождения точки кризиса стабильности денежные поступления начинают уменьшаться, что приводит к спаду. Далее возможны два варианта развития событий. Если владельцы и менеджеры предприятия  проводят его реструктуризацию (что, как правило, требует финансовых вложений), то предприятие переходит  в категорию «Звезда». Если же реструктуризация не проводится, то до точки нулевого денежного баланса предприятие  по прежнему находится в категории  «Корова», а ниже ее переходит в  категорию «Собака». Денежные поступления становятся меньше расходов на текущую деятельность и для дальнейшего существования предприятия необходима дополнительная денежная подпитка. Если она не осуществляется, то заканчивается это ликвидацией предприятия.

Подобная  картина характерна для малых  предприятий. Она, как правило, совпадает  с жизненным циклом существования  продукта, для производства которого и создается данное предприятие (монономенклатурный тип). Для средних  и крупных предприятий, особенно доминатно-продуктового    или   диверсифицированного   типа,    картина меняется, приобретая более  сложный характер. У них может  быть несколько стадий роста, перемежающихся с периодами насыщения, а также  несколько стадий спада. Стадия насыщения  также может сменяться периодами  роста или спада. В отдельных  случаях спад может смениться  ростом и наоборот.

Кроме того, любое предприятие развивается  в рамках общего экономического пространства и подчиняется общим экономическим  законам. В условиях длительного  поступательного развития экономики  в стране и отрасли предприятие  развивается естественным образом, подчиняясь нормальным макроэкономическим законам спроса -предложения и  законам конкуренции в отрасли. В условиях кризиса ситуация меняется. Общеэкономическая ситуация ухудшается, усложняется ситуация в отрасли  и, как правило, уменьшается спрос  на выпускаемую продукцию. Предприятия  вынуждены вести политику выживания; многие разоряются и прекращают существование. Иными словами, жизненный цикл разорившихся предприятий прерывается насильственным образом, а продолжающих свое функционирование, искажается.

Предприятие представляет собой производственную систему, состоящую из нескольких подсистем  к которым относятся технология, персонал, предприятие, экономика, связанные  между собой единой стратегией предприятия

Технология  предприятия. Технология - это сочетание  квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих  технических знаний, необходимых  для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Технология, применяемая на предприятии, определяет его технологический тип. В литературе описаны четыре технологических типа предприятия: технологический, конъюнктурный, маркетинговый, технологической атаки.

Предприятия конъюнктурного типа основаны на реактивном взаимодействии с рынком, не имеют  стабильной технологии и производят изделия, не требующие сложного освоения. Ориентируются на удовлетворение текущих  запросов рынка.

Предприятия маркетингового типа ориентируются  как на текущие запросы рынка, так и пытаются заранее подготовить  технологию к будущим запросам рынка, а также осуществляют активное воздействие  на рыночный спрос будущих периодов.

Предприятия типа технологической атаки оказываются  в состоянии не просто эволюционно  изменять технологию производства под  воздействием научно-технического прогресса, но и самостоятельно или раньше других проводить скачкообразные изменения  технологии. Такие предприятия строят технологическую стратегию таким  образом, чтобы неизбежные практически  в любой отрасли технологические  скачки были реализованы им, а не конкурирующими фирмами.

Структура предприятия - это логические взаимоотношения  уровней управления и подсистем  объекта управления, построенные  в форме, позволяющей   наиболее   эффективно   достигать   целей   предприятия.

Современные теории менеджмента выделяют бюрократические, адаптивные и конгломератные организационные  структуры предприятий.

Бюрократическая организационная структура (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная) характеризуется устойчивостью, высокой  степенью разделения труда, развитой иерархией  управления, наличием многочисленных формальных правил и норм поведения  персонала, подбором кадров по их деловым  и профессиональным качествам.

Важным  аспектом организационной структуры  является сфера контроля, т.е. число  лиц, подчиненных одному руководителю. Если одному руководителю подчиняется  относительно большое количество людей, то можно говорить о широкой сфере  контроля, которая дает в результате «плоскую» структуру управления с малым количеством уровней. Если сфера контроля узкая, т.е. каждому  руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о «высокой» структуре  управления с большим количеством  уровней. При этом, «высота» структуры  не является функцией размера предприятия.

Экономика предприятия - одна из важнейших областей внутренних характеристик предприятия. В экономике предприятия важную роль играет соотношение транзакционных и внутрипроизводственных затрат. Как  отмечалось выше, транзакционные издержки можно интерпретировать, как затраты  на адаптацию предприятия к меняющимся рыночным условиям.

Если  на рынке, где работает предприятие, ничего не меняется, то его транзакционные издержки равны нулю. Непроизводственные (рыночные) издержки предприятия делятся  на условно-постоянные (относительно изменений  рынка) и переменные - транзакционные, отражающие затраты на адаптацию к изменениям рынка. Условно-постоянные внешние издержки соотносятся с устоявшимися внешними производственными связями, а транзакционные - с поиском и налаживанием новых рыночных связей.

Эффективность деятельности предприятия отражается в экономических показателях: прибыль, рентабельность, показатели финансовых потоков наличности. Эти показатели можно свести в три группы:

а) текущие показатели - прибыль, рентабельность продукции;

б) перспективная доходность - чистый дисконтированный доход 
(NPV), внутренняя норма доходности (IRR);

в) стоимость (капитализация) бизнеса.

Персонал  предприятия. Существует три основных аспекта человеческих характеристик  в подходе к управлению: поведение  отдельных людей, поведение людей  в группах, поведение руководителя. Более подробно этими вопросами  занимается наука организационное поведение. Понимание и успешное управление человеческой составляющей достаточно сложно, потому, что поведение человека в обществе и на работе является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Областью, в которой люди различаются наиболее наглядно, являются индивидуальные способности, присущие человеку качества. У одних  людей  больше  способностей,  чем у других,  для выполнения интеллектуальной работы, или руководство  работой других, планирование, или  любой другой, необходимой на предприятии. Эти различия в способностях частично объясняются наследственностью, например уровнем интеллекта, но в основном приобретаются опытом.

Все внутренние характеристики связаны между собой, образуя рабочую среду - некую  совокупность внутренних переменных, которые с помощью процесса управления модифицированы и приспособлены  к потребностям предприятия. Число  включенных сюда факторов, бесконечные  потенциальные вариации каждой характеристики и то обстоятельство, что все эти  факторы взаимосвязаны и меняются во времени, делает рабочую среду  предприятия чрезвычайно сложной. Исследователи в области управления и психологии еще очень далеки от того, чтобы объяснить и попытаться научно прогнозировать влияние рабочей  среды на отдельных работников и  их поведение.

Стратегия объединяет другие внутренние характеристики предприятия (технология, структура, персонал и экономика) и включает в себя цели и задачи предприятия.

Цели  есть конкретные конечные состояния  или желаемый результат, которого стремится  добиться предприятие, и на достижение которых направлена его деятельность. В ходе процесса планирования руководство  разрабатывает цели и сообщает их работникам предприятия. Этот процесс  представляет собой мощный механизм координирования, потому что он дает возможность работникам предприятия  знать, к чему они должны стремиться.

У предприятий  могут быть разнообразные цели, например, у коммерческих предприятий, занятых  созданием определенных товаров  или услуг, это - прибыльность и производительность. Государственные органы и некоммерческие предприятия не стремятся получать прибыль, но их волнуют затраты. И  это находит отражение в наборе целей, сформулированных как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных ограничений.

Предприятие, достигая поставленных целей, решает определенные задачи. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее  установленным способом в заранее  оговоренные сроки. С технической  точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о  структуре, каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются  как необходимый вклад в достижение целей предприятия.

Задачи  предприятия традиционно делятся  на три категории. Это работа с  людьми, предметами, информацией. Два  других важных момента в работе - это частота повторения данной задачи и время, необходимое для ее выполнения. С этими моментами тесно связана  специализация задач и соответствующая  специализация работников и рабочих  мест.

Важное, зачастую решающее значение для предприятия  имеет внешняя среда. Движущей силой  развития и существования предприятия  является достижение состояния гомеостазиса, т.е. равновесия комплекса со средой. Речь идет о достижении внутренней средой предприятия (технология, персонал, предприятие, экономика) динамического  равновесия с внешней средой (факторы  мирового рынка, политические и законодательные, макроэкономические, техногенные, экологические, социально-демографические, ресурсные  факторы, форс-мажорные обстоятельства). Именно динамический характер равновесия делает такую структуру, как предприятие, устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное  состояние, это может означать только одно - процесс разрушения предприятия  и ее последующую ликвидацию.

Информация о работе Методы определения стадии жизненного цикла организации