Лекции по "Теории организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 23:42, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ СНС
1.1. Границы производственной деятельности в СНС

Вложенные файлы: 1 файл

СНС.doc

— 816.00 Кб (Скачать файл)

Государственное учреждение   –   институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО)  –  институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики   –   некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство   –   институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики  –  совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир», который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

 

1.5. Классификация видов экономической деятельности по отраслям

 

Вид экономической деятельности определяется как совокупность заведений, т. е. предприятий или подразделений предприятий, расположенных в одном месте, занимающихся одним видом производственной деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институциональная единица состоит из одного заведения, эти две структуры совпадают. Однако заведение как таковое не является обособленным структурным образованием, способным от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства и т. д. Виды экономической деятельности могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг.

Идентификация видов деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

ОКВЭД введен в действие на территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. взамен общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства.

 

1.6. Классификация налогов

 

1.       Текущие налоги

1.1.   Налоги на производство и импорт – это обязательные безвозмездные невозвратные

платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и прочих налогов на производство.

1.1.1.       Налоги на продукты – это налоги, взимаемые обычно за единицу товара или услуги, то есть пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. К данной группе относятся:

         НДС;

         акцизы и гербовые сборы;

         налоги с продаж;

         налоги на отдельные виды услуг (связь, транспорт, реклама, страхование, игры и развлечения);

         прибыли фискальных монополий;

         таможенные пошлины;

         налоги на экспорт и импорт.

1.1.2.       Прочие налоги на производство – это налоги, связанные с использованием

факторов производства, а также платежи за лицензии и разрешение заниматься какой-либо производственной деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. Они могут выплачиваться за землю, средства производства или рабочую силу, используемые в процессе производства, или за право осуществлять определенные виды деятельности или операции. Прочие налоги на производство не включают налоги на прибыль или иные доходы, получаемые предприятием, и они подлежат уплате в государственный бюджет независимо от рентабельности производства. К данной группе относятся:

         налоги фонд оплаты труда;

         налоги на землю, здания, сооружения;

         транспортный налог;

         гербовые сборы за оформление документов;

         платежи за загрязнения окружающей среды;

         платежи за пользование недрами.

1.2.        Налоги на доходы и имущество (налоги на прибыль, подоходные налоги, налоги на

имущество, не используемое в производстве);

2.       Капитальные налоги (налоги на наследство, налоги на дарение собственности и 

другие налоги на операции с капиталом).

 

1.7. Классификация субсидий

 

1.         Субсидии на производство и импорт – это текущие безвозмездные невозвратные

платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг или использованием факторов производства для проведения определенной экономической и социальной политики. Субсидии на производство и импорт, предоставляемые органами государственного управления, включают только текущие выплаты непосредственно от этих организаций рыночным производящим единицам-резидентам. Так как единицы, отнесенные к рыночным производителям, могут принадлежать к различным секторам, то субсидии, относящиеся к производству, могут быть предоставлены любому сектору при условии, что они будут использоваться для производственной рыночной деятельности. Субсидии на производство и импорт состоят из субсидий на продукты и импорт и прочих субсидий на производство.

 

1.1.   Субсидии на продукты  – это субсидии, выплачиваемые обычно пропорционально

количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. К субсидиям на продукты относятся:

         субсидии на продукцию, используемую внутри экономической территории, представляющие собой конкретную денежную сумму на единицу товара или услуги или определенный процент от цены единицы товара или услуги, либо разницу между экономической ценой, в основе которой лежат издержки производства, и более низкой рыночной ценой, фактически уплаченной покупателем;

         субсидии государственным торговым организациям, осуществляющим продажу товаров по ценам более низким, чем цена их приобретения (разница между закупочными и продажными ценами);

         субсидии государственным предприятиям, представляющие собой регулярные выплаты, компенсирующие постоянные убытки, возникающие в результате того, что продажная цена на производимую ими продукцию устанавливается ниже средних издержек производства;

Информация о работе Лекции по "Теории организации"