Корпоративная культура и её роль в управлении поведением персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:28, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «корпоративная культура» вошло в обиход развитых стран в двадцатые годы прошлого столетия, когда возникла необходимость упорядочения взаимоотношений внутри крупных фирм и корпораций, а также осознания их места в инфраструктуре экономических, торговых и промышленных связей. [1, с. 106]
В современном бизнесе корпоративная культура выступает важным условием успешной работы фирмы, фундаментом ее динамичного роста, своего рода гарантом стремления к повышению эффективности.
Можно привести ряд наиболее распространенных определений корпоративной культуры, каждое из которых отражает одну или несколько характерных черт культуры в организации. Вот несколько из них, корпоративная культура – это:
«Наблюдаемые повторяющиеся модели поведения во взаимоотношениях людей, например используемый язык, формы проявления уважения, принятые манеры» [2, с. 14];
«Ключевые или доминирующие ценности, поддерживаемые организацией» [3, с. 98];
«Нормы, возникшие в рабочей группе» [4, с. 145];
«Философия, определяющая политику организации в отношении служащих и заказчиков» [5, с. 156];
«Правила игры, действующие в организации, приемы и навыки, которыми должен овладеть новичок, чтобы быть принятым в члены организации» [6, с. 68];
Исходя из выше написанного, целью этой работы является, выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры организации.
Для достижения этой цели потребуется решение следующих задач:
1) дать общую характеристику корпоративной культуры и ее содержанию;
2) выявить средства и методы в формировании корпоративной культуры
Объектом исследования данной работы является корпоративная культура организации, а предметом – процесс формирования корпоративной культуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………5
1.1 Понятие, модели и типы корпоративной культуры……………………..5
1.2.Содержание корпоративной культуры…………………………………..10
1.3. Структура и элементы корпоративной культуры……………………...12
1.4. Принципы и задачи формирования корпоративной культуры………..16
1.5. Роль корпоративной культуры в организации………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….20
Описание и разбор конкретной деловой ситуации…………………………21
Список литературы……………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

org_poved.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Девиз (он же слоган, он же лозунг) — это предложение, в котором кратко формулируется основная ценность корпоративной культуры.

Корпоративные церемонии — это особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Это особые мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев.

Корпоративные мероприятия - такие события необходимы для налаживания отношений между сотрудниками их знакомства друг с другом, а также с руководством. Наиболее эффективными видами подобной коммуникации являются корпоративные пикники, вечера в театрах, консерваториях, празднование юбилеев и дня основания компании.

 

 

 

1.3. Структура и элементы корпоративной культуры

 

Множественность существующих определений корпоративной культуры отчасти объясняется тем, что различные уровни ее проявления чаще всего не выделяются. Эти уровни охватывают как вполне осязаемые внешние проявления, доступные органам чувств, так и глубинные подсознательные базовые представления, так называемая сущность культуры. Между этими двумя полюсами находятся разного рода коллективные ценности, нормы и правила поведения, используемые носителями данной культуры для ее представления. Данная структура уровней культуры изображена на рис. 1.

                                                    Видимые организационные структуры, 


                                                     технологии,  язык, стиль общения и

                                                    одежды, мифы и истории, ритуалы и

                                                     церемонии, видимое поведение группы


                                                          Цели, стратегии их достижения,

                                                     философия и декларируемые  

                    принципы работы


 

                                                        Подсознательные,  представляющиеся


                                                    чем-то самоочевидным убеждения,

                                                    особенности восприятия, мысли и чувства

                      

                    

                   

  

                                       Рис.1. Уровни культуры

Артефакты

Являются самым  поверхностным уровнем, включающим все те феномены, которые можно  увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую группу с незнакомой культурой, это: архитектура материального окружения организации; ее язык; технология и продукты деятельности; ее стиль, воплощаемый в манере общения, эмоциональной атмосфере, мифах и историях, связанных с организацией; описание принятых ценностей; внешние ритуалы; корпоративные праздники и церемонии, и так далее. Характерная особенность данного уровня  в том, что артефакты просто наблюдать и достаточно легко подметить, но сложно растолковать, распознать их истинное значение без более глубокого анализа.

Провозглашаемые ценности – это ценности и нормы поведения, декларируемые и исповедуемые группой. К ним относят: философию и декларируемые принципы работы; корпоративные цели, которые она перед собой ставит, стратегии достижения поставленных целей.

Конечно, вряд ли возможно привести какой-либо обобщенный перечень корпоративных ценностей, поскольку корпоративная культура почти всегда является оригинальной смесью ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения, ритуалов, присущих только данной организации.

Для того чтобы  перейти на еще более глубокий уровень осознания культуры, необходимо рассмотреть последний уровень  культуры – базовые представления.

Базовые представления (предположения)

К базовым представлениям относят суждения, верования, установки, которые воспринимаются группой на подсознательном уровне, как само собой разумеющиеся, верные и не подлежащие сомнению.

Базовые предположения  являются своего рода источником возникновения  ценностей и действий компании. Они устанавливаются индивидуумами или группами в процессе воспитания и познания, на них в большей степени влияют культурные и национальные особенности, семья и т.д. Базовые представления не вызывают у нас возражений или сомнений, и поэтому изменение их крайне затруднительно, так как это затрагивает основы личности и весь накопленный опыт.

Культура любой  группы может изучаться на трех вышеуказанных  уровнях: уровне артефактов, уровне ценностей  и уровне базовых представлений. Если же исследователь не сумеет расшифровать базовые представления компании, он не сможет ни правильно истолковать и артефакты, ни дать реальную оценку принятым группой ценностям. Иными словами, сущность корпоративной культуры можно установить лишь на уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности корпорации. Установив их, можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры и дать им соответствующую оценку.

Рассмотрим  основные элементы культуры на примере культуры производства, предложенные А.А. Погорадзе:

  1. Культура условий труда  - это совокупность объективных условий и субъективных факторов, определяющих поведение человека в процессе производственной деятельности. Эта часть культуры производства включает характеристики и показатели санитарно-гигиенических, психофизиологических, социально-психологических и эстетических условий труда;
  2. Культуру средств труда и трудового процесса характеризуют такие элементы, как внедрение новейших достижений науки и техники в производство, уровень механизации и автоматизации, качество оборудования и инструментов, ритмичность и планомерность работы предприятия, уровень материально-технического обеспечения, качество выпускаемой продукции, использование передовых методов труда, методы оценки результатов труда, обеспечения дисциплины.
  3. Культуру межличностных отношений (коммуникаций) в трудовом коллективе определяют социально-психологический климат, наличие чувства коллективизма, взаимопомощи, наличие и разделение всеми работниками ценностей и убеждений компании;
  4. Культуру управления определяют методы управления, стиль руководства, гуманизм, индивидуальный подход, восприятие персонала как достояние компании, профессионализм управленцев, включая коммуникативную компетентность, применяемые методы стимулирования, повышения уровня удовлетворенности трудом и т.д.;
  5. Культуру работника правомерно представить в виде совокупности нравственной культуры и культуры труда.

Структуру элементов  корпоративной культуры можно отразить в виде «двуглавой» пирамиды, которая  включает в себя элементы внутренней и внешней культуры; а также материальную и духовную культуру  (рис.2).

 

Рис. 2. Структура элементов корпоративной культуры

Такое отображение, конечно, не может претендовать на универсальность, применимость к каждой конкретной организации, но в общем случае, при рассмотрении элементов культуры и их взаиморасположения, эта схема представляется полезной.

 

 

1.4. Принципы и задачи формирования корпоративной культуры

 

Так, по мнению В.В. Томилова в основе формирования системы ценностей и культуры корпорации лежат следующие основные принципы:

  1. Принцип системности.  Он предопределяет рассмотрение формируемой культуры как системы взаимосвязанных элементов, изменение (совершенствование) которой возможно только за счет изменения каждого элемента.
  2. Принцип комплексности. Заключается в рассмотрении культуры с учетом влияния психологических, социальных, организационных, экономических, правовых и других факторов.
  3. Принцип националистичности. Он предусматривает при формировании культуры учет национальных особенностей, менталитета, обычаев региона, страны, в которой находится и действует корпорация.
  4. Принцип историчности. Он обуславливает необходимость соответствия системы ценностей корпорации и практики межличностных отношений основополагающим современным человеческим ценностям, а также учет их динамики во времени.
  5. Принцип научности. Он предполагает необходимость использования научно-обоснованных методов при формировании корпоративной культуры.
  6. Принцип ценностной ориентации, то есть принцип базовой ориентирующей роли системы ценностей для всей корпорации в целом.
  7. Принцип сценарности, предусматривает представления всех рекомендаций, актов, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала корпорации в виде сценария, который описывает содержание деятельности всех ее сотрудников, предписывает им определенный характер и стиль поведения.
  8. Принцип эффективности. Он предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы культуры корпорации и на ее атрибуты с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала корпорации и п<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';

Информация о работе Корпоративная культура и её роль в управлении поведением персонала