Классификация систем в исследовании системного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать понятие и процесс системного анализа в исследованиях систем управления как научный процесс.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
охарактеризовать теоретические основы количественного и качественного анализа;
описать системный анализ как научный процесс;
исследовать физические, биологические и социальные системы, а также принятие решения на уровне промышленной организации ОАО «Москвич».

Содержание

Введение
1. Системный анализ как научный процесс в исследовании систем управления
1.1 Системный анализ и область его применения
1.2 Процесс системного анализа
2. Классификация систем в исследовании системного управления
2.1 Теоретические основы количественного и качественного анализа
2.2 Характеристика физических, биологических и социальных систем
2.3 Системный подход в решении практических проблем управления товарными системами в маркетинге
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 158.59 Кб (Скачать файл)

Задача  принимающего решение и того, кто  выполняет анализ в его интересах, заключается в том, чтобы заранее  учесть присущую стратегическим решениям неопределенность. В системном анализе  делаются попытки создать для  этого специальный аппарат, и  хотя гораздо легче говорить о  том, как учесть неопределенность, чем  это сделать. Явный, четко выделенный учет неопределенности представляет собой  одну из главных причин успеха системного анализа.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СИСТЕМ УПРАВЕНИЯ
    1. Теоретические основы количественного и качественного анализа

Системный анализ является развитием традиционных методов научного анализа. Поскольку  число и мера составляют основу естественных наук, то и системный анализ стали  рассматривать как метод количественного  анализа. Системный анализ действительно  часто использует математический аппарат  для формулирования и решения  проблемы. Следует поэтому определить ту роль, которую играют в нем  методы качественного и количественного  анализа. Поскольку методы качественного  анализа проблем использовались задолго до того, как зародилось большинством методов количественного  анализа, то явно ощущается потребность  в доказательстве правомерности  использования количественных методов  при выработке решений. Для оправдания необходимости применения количественного  анализа для оказания помощи принимающему решение и для демонстрации того, что они гораздо предпочтительнее, предмет обсуждения следует перевести на основу, отличную от утверждения о прирожденных добродетелях науки. Наука имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому приемлемость ее методов не может быть оправдана только на том основании, что она существует. Следует признать, что выгоды, полученные в прошлом, как прямой результат научного анализа, чрезвычайно впечатляющие. Научный подход к выработке решений представляет дополнительное преимущество, так как гарантирует логику анализа и обоснованность решения. Полностью субъективный подход таких гарантий не дает. Можно добавить, что если рассматривать научные процессы как дополнение к субъективным процессам, реализуемым принимающим решение, то ничто не теряется, а кое-что может быть приобретено в результате их использования. Еще одним ценным качеством научного анализа является его воспроизводимость. Потенциальные преимущества научного анализа отнюдь не умаляют роли субъективного суждения в процессе выработки решения. Одной из наиболее характерных особенностей научного подхода является его абстракция, т.е. исключение из рассмотрения отдельных сторон реальной проблемы, стоящей перед принимающим решение. Изъятие из системного анализа ряда аспектов означает, что строго научно исследуется лишь часть реальной проблемы. Принимающий решение, если он хочет, чтобы решение было наилучшим, должен затем объединить результаты научного анализа с существенными, но не определяемыми количественно моментами, которые не могли быть частью формального анализа. Выполняя эту часть процесса выработки решения, он должен пользоваться своими суждениями, интуиций и опытом на том же уровне, что и управляющий традиционного типа. Разница между этими двумя подходами состоит в том, что человек, принимающий решение, используя научные методы, проводит четкую грань между количественным и качественным анализом и использует каждый из них там, где это принесет наибольшую пользу [8, с.54].

Хорошим примером факторов, трудно учитываемых  в формальном анализе, служит моральный  фактор, при любом решении проблемы влияние какого-либо действия на моральное  состояние людей имеет для  эффективности организации такое  же, если не большее значение, как  и влияние любого количественно  характеризуемого фактора. Однако роль морального фактора трудно измерить и оценить количественно. В этом случае аналитик может сначала сформулировать и решить проблему, не принимая во внимание моральное состояние организации. Задача принимающего решения будет  состоять в том, чтобы объединить в своем решении как данные формального анализа, полученные ранее, так и оценку влияния формальных альтернатив на моральное состояние  организации. Это позволит ему определить ту альтернативу, которая с его  точки зрения является наилучшей  в реальной жизни. Эта альтернатива может совпадать или не совпадать  с той, которая получена на основе формального анализа. Ценность формального  анализа состоит в том, что  в нем учтены все факторы, за исключением  морального состояния, и это позволяет  принимающему решение сосредоточить свою способность выносить суждения на том элементе, который требует его личной оценки. Оценка стратегических решений и того, какую роль в них должны играть формальные методы научного анализа, представляется достаточно простой. Процесс анализа рассматривается как логический и содержательный метод, существо которого состоит в том, что значительная часть сложной проблемы сводится к простым результатам, которые управляющий может использовать при выработке лучшего решения совместно с другими факторами. Это позволяет сосредоточить средства анализа на тех аспектах проблемы, где их использование будет наиболее эффективным.

Такой подход позволяет с наибольшей эффективностью сочетать как формальные, так и  неформальные методы анализа. Комплексный  подход намного лучше чисто субъективного  подхода к выработке решения.

    1. Характеристика физических, биологических и социальных систем

Системный анализ начинается не с измерений  и вычислений, а с классификаций  объектов своего изучения. Однако используемые системные классификации имеют  свою специфику. Во-первых, они не являются ни целью, ни результатом, а выступают лишь вспомогательным приемом, позволяющим анализировать изучаемую систему с различных сторон за счет выделения в ней различных аспектов. При этом допускается существование целого ряда классификаций, которые заимствуются или создаются по мере возникновения конкретных задач анализа.

Во-вторых, системные классификации никогда  не бывают полными и непротиворечивыми, они всегда открыты для изменений, дополнений и уточнений, поэтому  в рамках системного анализа можно  указать только типовые классификации, выработанные опытом предшествующих исследований.

Наибольшее  практическое распространение получили классификации систем по следующим  признакам: по форме движении материи; характеру взаимодействия с окружающей средой; предсказуемости поведения; способу существования; субстанциональному строению; компонентному составу; реакции  на внешние воздействия; характеру  развития и внутреннему устройству. Такая классификация систем основана на принятых в философии представлениях о возможных формах движения материи: физической, биологической и социальной [18, с.96]. Физические системы образованы компонентами неживой природы различных  уровней организации – от элементарных частиц до метагалактики, Изучением  этих систем занимается физика со всеми  ее многочисленными разделами. В  зависимости от законов, определяющих поведение физических систем, они  подразделяются на механические, термодинамические, электромагнитные, релятивистские, квантово-механические и торсионные. Физика составляет основу современного естествознания и оказывает сильное влияние на развитие системных исследований. Все, что попадает в сферу ее познания, приобретает черты определенности и доказательности. Физические законы формулируются в количественных категориях. В физике существует много шкал, позволяющих измерять и соотносить между собой изучаемые процессы и явления, но все они количественные. Использование качественных шкал неприемлемо по определению. Стремление оперировать количественными измеряемыми понятиями придает физическим теориям устойчивость, однозначность и определенность, а также позволяет широко использовать математический аппарат для описания изучаемых объектов. Физические теории дают относительно бедные модели эволюции и самоорганизации систем. Во все своей совокупности физические теории не способны вскрыть источники активности изучаемых систем и объяснить механизмы, приводящие в движение все то многообразие объектов, которое наблюдается в мире. Итак, мир физических систем – это сфера вещественных и энергетических преобразований, в которой правят не объекты и субъекты, а законы и количественные отношения. Эта сфера сложна и слабо изучена, но в принципе все, что в ней происходит, поддается инструментальному измерению и количественному описанию. Биологические системы образованы огромным разнообразием живых существ, начиная с уровня молекулярных белковых соединений и заканчивая уровнем биосферы. Их изучением занимается биология, которая всегда занимала и занимает ведущее место в области системных исследований. Можно сказать, что первые представления о системах и уровнях их организации были заимствованы из опыта живой природы. На все изучаемые в биологии объекты распространяются признаки целостности, расчленимости, связанности неаддивности, т.е. они признаются системами. Наряду с эволюционной теорией, эта концепция сыграла решающую роль в становлении современной биологии как комплексной естественнонаучной дисциплины, изучающей не только и не столько феномены природы, но главным образом присущие ей закономерности в устройстве и развитии. Признание многоуровневого и иерархического устройства природных систем позволило выделить биологический аспект уровней – беловая молекула, клетка, организм, популяция, сообщество, биосфера. Эти образования взаимодействуют с внешней средой, обеспечивающей их веществом и энергией, образуя соответствующие системы – генетические, клеточные. Соответственно выстраивается структура функциональной биологии, изучающей общие принципы организации жизни. Таким образом, концепция уровней организации объектов изучения позволила создать единую систему биологического знания, воспроизводящую законы развития и функционирования органического мира как неразрывного целого. Успехи в развитии биологической науки очевидны. Поэтому неоднократно предпринимались попытки заимствовать накопленный в биологии методический опыт для построения математических моделей социальных систем. Социальные системы – это системы, в которых в качестве главных компонентов рассматриваются люди и образованные ими различного рода общности. В эти системы включаются объекты биологической и неживой природы, наиболее тесно связанные с деятельностью человека. Социальные системы классифицируются по многочисленным и весьма разнообразным признакам. Выделяют экономические, финансовые, военные, политические, религиозные, этнические и другие системы, выступающие объектами изучения соответствующих дисциплин. Часто такие системы называют гуманитарными. Присутствие человеческого фактора существенно ограничивает применение математических методов для построения моделей социальных систем. Гуманитарные системы не имеют четко выраженных критериев управления, строго определенных целевых функций и явно сформулированных ограничений на выбор способов действий. Основные функции большинства гуманитарных систем неизвестны. Решения, принимаемые людьми, часто продиктованы не только логикой и точным расчетом, но и чувствами, эмоциями, возникающими под давлением настоящего и далекого прошлого. Когда мысли и действия людей приобретают точные очертания, а чувства и эмоции отбрасываются в сторону, гуманитарная система перестает существовать и превращается в механическую систему. Информация, циркулирующая между компонентами гуманитарных систем, несет прагматическую нагрузку, слабо и неоднозначно связанную с ее количественным объемом. Прагматическую сторону информации пока не удается изменить с использованием какой-либо количественной шкалы. Попытки отождествить прагматику информации с ролью, которую играет данный пакет сообщений в конуре управления, приводят к чрезмерному упрощению гуманитарной системы и к ее трансформации пусть в достаточно сложную, но кибернетическую систему.

Итак, мир  гуманитарных систем – это сфера  количественно неизмеримых чувств, страстей и эмоций, размытых, нечетких категорий и понятий, в которой  причудливым образом переплетаются  прошлое, настоящее и будущее. В  этой сфере обитают уникальные, строго персонифицированные субъекты, стандартизация и унификация которых недопустимы. Развитие гуманитарных систем происходит только потому, что их топология, хронология, свойства компонентов и взаимоотношения  не сводятся к количеству и не подчиняются  строгой логической реконструкции. При традиционном математическом моделировании  гуманитарных систем все сводится к  количеству, в результате чего происходит выхолащивание существа изучаемых  процессов, в то время как качественный, интуитивный анализ обретает большую  практическую значимость.

2.3 Системный  подход в решении практических  проблем управления товарными  системами в маркетинге

Анализ  условий и задач предпринимательской  деятельности показал, что производство необходимо развивать не только в  отношении увеличения количества товаров, но и в направлении их обновления, улучшения их потребительской ценности, качества и ассортимента, создания конкурентоспособной товарной продукции. Рыночные условия хозяйствования ставят перед предприятиями проблемы выбора и оценки базовых решений –  «производить или не производить», «закупать или не закупать» товары для продажи на рынке; выбора и  оценки сферы рынка; анализ соотношения  затрат и результатов производственно-коммерческой деятельности; выбора и оценки поставщиков  по количеству, качеству, ассортименту, цене, ритмичности изготовляемых ими товаров. Одной из важнейших проблем, от решения которой зависит сбалансированное развитие производства, обмена и потребления, является установление единства и противоположности потребительской стоимости и затрат. В рыночных условиях постоянно возникает необходимость решения проблемы выбора между потерями от несовпадения свойств изделий и требований потребителей и ценами. Решение этих проблем позволит ответить на вопросы о качественном и количественном взаимодействии затрат и потребительной стоимости, об эффективности потребления и отражения этого взаимодействия в уровне и динамике цен. Наиболее важные и сложные проблемы товароуправления на предприятиях связаны с определением структуры ассортимента товаров; с планированием соотношения между производством и закупкой товаров различных категорий, с определением количества товаров в партии и времени их производства; с определением времени снятия с производства «неходовых товаров»; с обновлением ассортимента товаров. Менеджеры по товарам участвуют в создании новых товаров, модификации уже выпускаемых, снятии с производства устаревших, поставляя информацию о товарах соответствующим службам предприятия. Они вовлекают в единую организацию производителей и потребителей с тем, чтобы созданный ими или закупленный товар нашел своего потребителя. Конкретное представление о сущности и границах исследования товарных проблем нельзя составить без учета современных представлений о целях, сущности, структуре, закономерностях функционирования систем, связанных с управлением товарами на предприятии. Для выявления таких концепций обратимся к анализу процесса управления товарными системами в рыночной экономике. В общем виде этот процесс можно представить как совместную деятельность работников товарного производства и обусловленных ими товарного обращения и потребления, в ходе которой население страны удовлетворяет свои потребности в потребительских товарах, а промышленные предприятия – в товарах производственного назначения. Для создания промышленного и торгового предложения необходимо согласование ассортимента продукции отдельных предприятий. Базой для согласования ассортимента товаров отдельных предприятий служат концепции ассортимента, которые разрабатывают работники промышленности и торговли для определенных комплексов потребностей [4, с.88]. Концепции ассортимента содержат сведения о количестве, структуре ассортимента товаров, качестве, цене, упаковке, сроке поставки. Они обеспечивают координацию действий промышленности внутренней и внешней торговли с целью обеспечения баланса отечественного производства, импорта, экспорта, а также связь планирования производства конкретных изделий на промышленных предприятия и товарооборота в торговых изделиях. Усилия работников производства и торговли могут быть скоординированы на основе формирования ассортиментной структуры товарного предложения. Товарное предложение является одним из основных элементов рынка и составляет материальную основу удовлетворения потребностей и спроса населения, а, следовательно, обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. Отношения между производителями и потребителями товаров характеризуются информационными и физическими потоками. Поэтому в управлении товарами различают действия с информацией и действия с изделиями. Следовательно, в производственной и торговой деятельности одним из наиболее важных видов знания, образующего основу профессиональных умений и навыков, являются критерии для систематического отбора и упорядочения информации о товарах, отделении полезных сведений от ненужных. Потребность в этих действиях обусловливает существование как единых информационных производственно-торговых товарных систем, так и частных отраслевых товарных систем. Оптимизацию ассортимента товаров в системе управления товарами можно рассматривать как практическую, так и научно-прикладную проблему. В ней можно выделить социально-экономический, технический, кибернетический, управленческий и другие аспекты. Многоаспектность проблемы базируется на объективном процессе взаимодействия производства, обмена и потребления товаров, как в количественном, так и в качественном отношениях. Проведение товарной политики требует принятия решений не только о включении новых товаров, но и о снятии товаров с продажи. Предприятия промышленности предлагают торговым организациям и предприятиям тысячи наименований товаров в год. За этот период в торговле сотни новых и старых наименований исключаются из ассортимента. Комплексный и многоаспектный характер проблемы «купли-продажи» требует учитывать управленческий и системные подходы, которые базируются на значимости товаров в жизни общества, а поэтому занимают важное место наряду с другими подходами. Многие факты, гипотезы и закономерности, объясняющие этот процесс, не подтверждаются экспериментами и расчетами. Важным направлением в разработке методологического и теоретического обоснования и исследования проблемы управления товарными системами может стать системный подход. Опыт использования такого подхода в других областях знания показал его эффективность, и особенно там, где объекты определенных наук исследуются и упорядочиваются в рамках единой системы. В течение длительного времени в центре товароведческих исследований находились единичные товары. Такой подход и знание о товарах принято называть «предметоцентрическими», т.е. сосредоточенными на каком-либо ограниченном предмете. При этом истиной считается знание о самом товаре, о его свойствах. Основное внимание уделяется исследованию единичной потребительной стоимости товаров, исследованию закономерностей формирования свойств и показателей качества товаров под влияние различных факторов. Только такой подход при всей его необходимости и важности ограничивает возможности познания, так как в этом случае исследователи не поднимаются выше уровня единичности и непосредственной сущности товара. Для товароуправления важно изучение не только отдельных товаров и их свойств, но и исследование их системных качественных сочетаний, отражающих состав, структуру и свойства товарного предложения. С середины ХХ века товароведческое знание становится все более и более «системоцентрическим», направленным на изучение различного рода товарных систем. В это время в литературе появляется термин «товарная система». Но до сих пор нет его определения. В научной литературе не показано различий между понятиями «классификация» и «систематизация», а построение классификации товаров рассматривалось как одна из форм системного метода исследования.

Нередко задачу исследования классификации  рассматривали как задачу системного представления объекта исследования, при этом результаты такого исследования называли системой классификации. Однако классификация не всегда дает и должна давать системные представления  объекта. Классифицируемые товары не обязательно  должны взаимодействовать, для них  не обязательно сосуществование  в пространстве и во времени. Это  просто некоторое множество товаров, разбитое на подмножества. В управлении товарами должен получить место и  системный подход. Перед современным  управлением стоят проблемы, которые  нельзя решить существующими в товароведении  представлениями, средствами и методами. Поэтому поиск новых путей  решения проблемы управления товарами является актуальной научной задачей. Системный подход может стать  одним из таких средств. Товары как  объекты исследования и управления не могут рассматриваться только сами по себе, ибо их существование  в значительной степени детерминировано  условиями и факторами производства, обмена и потребления. Соответственно знание о товарах, взятое во взаимосвязи  с этими условиями и факторами, оказывается шире, полнее. Новое  качество системы, возникающее как  продукт интеграции, соединения в  единое целое многих товаров и  условий, факторов производства, обмена и потребления, дает нечто большее, чем сумму частей. Оно отражает некие общие свойства данного  множества. И если познание не различает  таких системных качественных образований, то оно невольно сбивается на иной путь, пытается в конкретных явлениях найти то, что лежит вне их и составляет самостоятельную реальность. Поэтому определение понятия «товарная система», выделение реальных конкретных товарных систем являются важными предпосылками их исследования [4, с.94]. В 1998 г. ОАО «Москвич» предложил рынку новую модель автомобиля «Калита» представительского класса, имеющего эффективную аэродинамическую форму и передний привод. Дизайн и эффективное производство автомобиля были связаны с использованием новейших достижений инженерной мысли, затрагивали также немало экономических вопросов. Акционеры общества рассчитывали на определенный успех и увеличение прибыли в будущем. Для этого руководство общества должно было понять, насколько благоприятно новый дизайн модели будет воспринят покупателями, и кто ими будут? Будут ли они удовлетворены внешним видом и техническими характеристиками машины? Каковы будут структура потребностей и начальный спрос, как он будет изменяться во времени и пространстве и как на него повлияют потребительские характеристики, включая цену автомобиля? Изучение запросов потребителей, прогнозирование спроса на новый автомобиль, изменение потребностей в связи с изменением потребительной стоимости, качества и цены на машину должны были составлять существенную часть плана или программы «Калита». При изучении рынка автомобилей важнейшими критериями будут его дизайн и технические характеристики. Однако изменения в дизайне и технических характеристиках новой машины стоят денег. Как учитывать каждую из этих характеристик? Ответ на этот вопрос зависит не только от издержек производства, но и от потребительских предпочтений относительно тех или иных характеристик автомобиля. Один и способов такого изучения – опрос потребителей, в ходе которого предполагается выбор нескольких моделей разных уровней дизайна и технических характеристик. Результаты такого опроса помогут убедиться в том, какое из свойств машины предпочтительнее и до каких пределов опрошенные автолюбители готовы пожертвовать одним качеством в пользу другого. Зная уровень затрат на обеспечение каждого из параметров, руководитель может выбрать модель, которую необходимо выпустить на рынок. Общество должно было определить стоимость модели: установить издержки производства и их изменение от объема ежегодного выпуска автомобиля. Следовало бы проанализировать размер и скорость снижения издержек производства по мере накопления производственного опыта. Эти данные требовались для того, чтобы ответить на вопрос, как получить максимальную прибыль и какой при этом запланировать объем ежегодного выпуска автомобилей. Общество должно было также разработать стратегию ценообразования с учетом качества и ассортимента моделей, а также установить реакцию на эту стратегию конкурентов. Программа по модели «Калита» требовала больших капиталовложений в новое оборудование, и общество должно было оценить связанный с этим риск и возможные последствия. Часть риска была связана с неопределенностью рынка и будущих цен на модель и бензин, а часть с неопределенностью размеров заработной платы рабочим. Как учесть эту неопределенность при принятии решений о капиталовложениях? Общество должно было также решить определенные организационные проблемы, поскольку оно представляет собой интегрированную форму организации, в которой одни предприятия и подразделения производят отдельные детали и узлы, а другие проводят сборку автомобилей. Следует ли делать все детали и части на своем предприятии, или некоторые из них лучше покупать на стороне, если это позволит увеличить прибыльность? В числе мер, которые должны быть предложены для улучшения работы, прежде всего повышение конкурентоспособности товарной продукции общества. Во многом конкурентоспособность автомобилей, выпускаемых предприятием, определяется стоимостью и качеством сырья, материалов, комплектующих, которые общество в больших количествах закупает у отечественных и зарубежных производителей, хотя имеющиеся технологии и оборудование позволяют организовать собственное производство некоторых видов материалов, деталей, комплектующих. При этом выручка от продажи своей продукции не позволяет в должной мере расширять и обновлять производство, так как слишком велики затраты на покупку сырья, материалов, зарплату и накладные расходы. Для увеличения прибыли общество должно было принять решение о более эффективном использовании своих основных фондов, организовав гибкое производство некоторых материалов, деталей, комплектующих, необходимых для производства основной продукции, сократив, таким образом, запасы, расходы на сыре, материалы, рабочую силу, электроэнергию, складские помещения.

Информация о работе Классификация систем в исследовании системного управления