Системные исследования банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 21:53, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ банка как системы, выявление его целей, задач, функций, структуры, определение особенностей окружающей среды и его меcта в классификации систем. Кроме того, нужно рассмотреть общесистемные принципы функционирования банка, принципов ситуационного управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...2
1.Банк как система……………………………………………………………………..3
2.Банк как объект исследования………………………………………………………4
2.1. Цели, задачи, функции банка……………………………………………………..4
2.2.Структура банка……………………………………………………………………7
2.3.Особенности окружающей среды………………………………………………..11
2.4.Банк в системе классификаций…………………………………………………..14
3.Общесистемные принципы функционирования банка…………………………...15
4. Ситуационное управление функционированием банка…………………………17
Заключение……………………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………………...20

Вложенные файлы: 1 файл

Банк как система.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Уфимский государственный авиационный технический университет

     

 

 

 

                                                                                 Кафедра

                                                                                 Технической кибернетики

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История и методология науки и производства»

на тему «Системные исследования банка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. ММАЭ-501

Байрамгулова З.И.

 

 

Принял:

Макарова Е.А.

 

 

 

 

 

Оценка ____________

 

Дата  «____»_________ 2008 г.

 

 

 

 

Уфа-2008

 

Cодержание

Введение………………………………………………………………………………...2

1.Банк как система……………………………………………………………………..3

2.Банк как объект исследования………………………………………………………4

2.1. Цели, задачи, функции банка……………………………………………………..4

2.2.Структура банка……………………………………………………………………7

2.3.Особенности окружающей среды………………………………………………..11

2.4.Банк в системе классификаций…………………………………………………..14

3.Общесистемные принципы функционирования банка…………………………...15

4. Ситуационное управление функционированием банка…………………………17

Заключение……………………………………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Что собой представляет современное предприятие, работающее в условиях цивилизованной рыночной экономики? Какие средства, приемы, секреты его деятельности позволяют ему побеждать в жестокой конкурентной борьбе? Случайные ли факторы выносят на гребень успеха отдельные фирмы и корпорации, или же существуют закономерности, знание которых позволяет привести предприятие к устойчивому развитию и процветанию? Сформулировать ответы на эти вопросы очень непросто. Парадокс заключается в том, что даже самое тщательное изучение эффективно работающего предприятия не позволяет раскрыть во всей полноте механизм его успеха, поскольку этот механизм выходит далеко за рамки самого предприятия важнейшие его компоненты находятся непосредственно в обществе, в котором существует предприятие - в экономических, политических структурах, социально-культурных факторах.                      Поэтому для понимания содержания деятельности современных компаний, фирм, корпораций необходим не привычный - аналитический метод, но иной - более точный, целостный, всесторонний подход, фокусирующий внимание не только на самом предприятии, но и на окружающей его среде.

         Такой метод существует, он известен под названием системного подхода. В настоящее время наиболее авторитетные отечественные и западные специалисты и ученые, работающие в сфере менеджмента считают, что именно системный подход является научной основой, главным методологическим инструментом деятельности.

         Целью данного реферата является анализ банка как системы, выявление его целей, задач, функций, структуры, определение особенностей окружающей среды и его меcта в классификации систем. Кроме того, нужно рассмотреть общесистемные принципы функционирования банка, принципов ситуационного управления.

 

 

1. Банк как система

           Банк—это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

            Основное определение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынке осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компаний, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

           Банк как система состоит из множества элементов, взаимосвязанных между собой, находящихся в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие как единого целого.

          Элементами банка являются отделы, службы и другие звенья аппаратного управления, функционирующие отдельно, но при этом образующие целостное множество, преследующее общую цель банка.

          Отношения между элементами банка поддерживаются связями: горизонтальными и вертикальными: горизонтальные носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми, вертикальные- это связи подчинения, и необходимость в них возникает в процессе иерархического управления.

         При этом ключевым свойством банка как системы является интегрированность, т.е. такое объединение и согласование функций и отношений, которое позволяет работать банку как единое целое и обеспечивать достижение его цели.

 

           

 

 

 

 

2.1. Цели, задачи, функции банка

            Цель является системообразующим, интегрирующим фактором, объединяющим отдельные предметы и процессы в целостность, в систему. Это объединение происходит, исходя из того, что разрозненные предметы далеко не всегда могут служить достаточными средствами для достижения целей человека. А в объединенном виде они приобретают новое, системное, интегральное качество, которое является достаточным для реализации целей.

            Определение реальной цели , послужившей причиной создания той или иной системы, является непростой задачей, так как цель в любой сфере деятельности представляет собой сложное сочетание различных противоречивых интересов.

              Целью банковской деятельности является получение долгосрочной прибыли, обеспечивающей устойчивое развитие банка, возможность расширения пакета предлагаемых услуг, улучшения качества обслуживания клиентов, наращивания собственного капитала, следствием чего является повышение рыночной стоимости акций банка.

           Исходя из общих целей, можно определить задачи.  Система управления банком ориентирована на решение следующих задач:

           1) Обеспечение оптимального соотношения между доходностью банковских операций и их рискованностью. Доходность является одним из важнейших критериев для принятия решения о вложении средств, однако, как правило, высокий доход приносят операции, связанные с высоким риском, а низкий риск сочетается с невысокими доходами.

          2) Поддержание ликвидности банковских средств на достаточном уровне при оптимизации объема прибыли. Ликвидность представляет собой способность банка удовлетворить предполагаемую и внезапно создающуюся потребность клиентов в наличных или безналичных денежных средствах в связи с наступлением срока погашения обязательств.

           3) Удовлетворение нормам достаточности собственного капитала. В банковской деятельности собственный капитал банка выполняет две важнейшие функции. С одной стороны, собственный капитал в случае краха кредитной организации используется для погашения обязательств перед вкладчиками, а с другой, величина собственного капитала заложена в основные нормативные требования, предписываемые ЦБ РФ, невыполнение которых ограничивает масштабы проведения основных активных операций.

         Принципиально важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций компонентов системы. Именно непротиворечивость, согласованность функций отличает гармоничную систему от хаотичного набора предметов и процессов. При этом сами функции должны быть качественно разными, что позволит им , дополняя друг друга обеспечивать реализацию широкого спектра действий, которые и представляют собой роль системы в целом.

        Выделим следующие функции банка:

        1) Функция аккумуляции средств является первой функцией банка.

        2) Вторая функция банка - функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала.

       3) Третья функция банка - посредническая функция. Под ней зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их по­ручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому.

         Через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления ка­питалов в соответствии с потребностями хозяйства. Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Структура банка

         Способ декомпозиции по направлению декомпозиции  вертикальный. Результатом такой декомпозиции является иерархическая структура. По типу базового элемента структура является материальной, так как базовый элемент- отдел. В отделе присутствуют люди, оборудование и т.д. Кроме того базовый элемент объект, а не процесс.

        Организационная структура - это подразделения банка (административные, учетные, производственные и вспомогательные) и их связи между собой.

        Обычно различают следующие типы организационных структур: функциональную, дивизиональную, матричную.

       Существующая организационная структура нашего банка является линейно-функциональной .

Линейно - функциональная  организационная структура предполагает деление банковской деятельности на отдельные части, представляющие собой в некоторой степени обособленные отрасли деятельности или функции, осуществление которых служит достижению целей, стоящих перед банком. В нашем случае деление по функциям на отделы. В данной структуре линейность проявляется во взаимосвязи между отделами банка и руководителями самих отделов на разных уровнях управления. В свою очередь функциональный элемент структуры заключается во взаимодействии руководителей отделов с другими отделами банка.

При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель,  возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений - отделов. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя.

В линейно-функциональной структуре принято такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и

выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей.

Специфика деятельности банка определяет  набор необходимых структурных подразделений и служб, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности. В их числе:

- Общее собрание участников;

- Совет директоров;

- Правление;

-  Председатель Правления банка.

Общее собрание участников Банка является высшим органом управления банком. Общие собрания участников могут быть годовыми и внеочередными.

Непосредственное руководство деятельностью банка осуществляется коллегиальным исполнительным органом банка – Правлением, которое  состоит из 4 человек:

1. Президент банка;

2. Вице-президент банка;

3. Главный бухгалтер;

4. Ведущий юрисконсульт.

В состав банка входят такие основные отделы:

1. Руководство.

   2. Бухгалтерия.

В отделе бухгалтерии работают четыре специалиста: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, ведущий экономист-бухгалтер, ведущий экономист-бухгалтер по операциям в иностранной валюте, бухгалтер-экономист по операциям в иностранной валюте.

3. Финансово-экономический отдел.

Отдел является структурным подразделением Банка и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Банка, законодательством, действующим на территории Республики Башкортостан.

Задачи отдела:

- осуществление банковской деятельности в области кредитования, операций с ценными бумагами, вкладами другими видами деятельности в соответствии с Уставом и лицензией Банка и действующим законодательством, направленной на укрепление финансового положения Банка и улучшение экономических показателей работы Банка;

Информация о работе Системные исследования банка