Источники и этапы процесса формирования резерва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы проявляется в том, что главный смысл управления карьерой персонала состоит в том, чтобы все ценное, чем обладает или может обладать человек в организации, а именно его способности к профессиональной деятельности, было эффективно использовано для достижения целей предприятия и удовлетворения интересов личности.
Управление деловой карьерой как предмет исследования представляет особый интерес для руководителей, потому что планирование и контроль деловой карьеры является одной из важнейших задач управления персоналом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ
1.1 Сущность деловой карьеры, цели и виды…………………………………….
1.2 Этапы управления деловой карьерой…………………………………………
2 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ И ПРОДВИЖЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Ротация кадров как элемент системы управления деловой карьерой…...…
2.2 Самоорганизация работников для продвижения по карьерной лестнице….
3 ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ
3.1 Кадровый резерв и работа с ним……………………………………………...
3.2 Источники и этапы процесса формирования резерва…………………...…..
Заключение………………………………………………………………………...
Список источников и литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….

1 ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

1.1 Сущность  деловой карьеры, цели и виды…………………………………….

1.2 Этапы управления деловой  карьерой…………………………………………

2 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ И ПРОДВИЖЕНИЕМ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Ротация кадров как элемент  системы управления деловой карьерой…...…

2.2 Самоорганизация работников  для продвижения по карьерной  лестнице….

3 ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ

3.1 Кадровый резерв и работа  с ним……………………………………………...

3.2 Источники и этапы процесса  формирования резерва…………………...…..

Заключение………………………………………………………………………...

Список источников и литературы……………………………………………...

3

 

5

8

 

 

10

15

 

 

19

21

24

26


 

Введение

 

Актуальность работы проявляется в том, что главный смысл управления карьерой персонала состоит в том, чтобы все ценное, чем обладает или может обладать человек в организации, а именно его способности к профессиональной деятельности, было эффективно использовано для достижения целей предприятия и удовлетворения интересов личности.

Управление деловой карьерой как предмет исследования представляет особый интерес для руководителей, потому что планирование и контроль деловой карьеры является одной из важнейших задач управления персоналом.

Объектом исследования является механизм формирования и реализации деловой карьеры в организации.

В данной курсовой работе изложены основные теоретические вопросы построения деловой карьеры в организации.

Карьера – предмет заинтересованности любого работника, которые надеются на практическую помощь своих руководителей в решении этого вопроса.

Руководители всех уровней должны проявлять особое внимание к прогнозированию использования персонала в будущем и заранее планировать подготовку кадров, с целью своевременного представления кандидатов на вакантные места.

Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом; это поступательное продвижение по служебной лестнице, расширение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Есть и такое определение: под деловой карьерой понимается продвижение работника по ступенькам служебной иерархии или последовательная смена занятий, как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни, а также восприятие человеком этих этапов. Таким образом, карьера имеет как объективную, так и субъективную сторону.

Процесс планирования индивидуальной карьеры начинается с выявления потребностей, интересов, потенциальных возможностей. На этой основе с учетом перспектив организации и объективных личных данных формулируются основные цели карьеры.

Развитием карьеры называют те действия, которые предпринимает сотрудник для реализации своего плана. Развитие карьеры создает определенные преимущества для самого работника и для организации.

Целью данной курсовой работы является изучение развитие деловой карьеры в организации.  
       В соответствии с выдвинутой целью в работе поставлены следующие задачи:

– определить сущность деловой карьеры, виды и типов карьеры;

– выявить факторы, значимых в управлении деловой карьерой, перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации;

– изучить формирование кадрового резерва и работу с ним.

Работа изложена на 27 страницах, а ее структура включает в себя: введение, три главы, заключение и cписок источников и литературы.

 

1 ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

 

1.1 Сущность  деловой карьеры, цели и виды

 

Карьера сотрудника в организации складывается из желания самого сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника.

Карьера — результат осознанной позиции и поведения человека в трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности [7, 13].

Организации, руководители которых понимают важность управления деловой карьерой своих сотрудников, делают серьезный шаг на пути к собственному процветанию. Управление карьерой дает возможность вырастить специалиста или руководителя в стенах своей организации.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения [1].

Главной целью планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер.

Это взаимодействие предполагает выполнение ряда задач, а именно:

  • достижение взаимосвязи целей организации и отдельного сотрудника;
  • обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника в целях учета его специфических потребностей и ситуаций;
  • обеспечение открытости процесса управления карьерой;
  • устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника;
  • повышение качества процесса планирования карьеры;
  • изучение карьерного потенциала сотрудников;
  • обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников в целях сокращения нереалистических ожиданий;
  • определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте [17].

Виды и типы карьеры:

1. Внутриорганизационная карьера предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

2. Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

Рис. 1 Виды карьер

 

Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.

Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же [6, 19].

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях [6, 24].

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение к ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности [3, 6].

 

1.2 Этапы управления деловой карьерой

 

Процесс карьерного роста сотрудника начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и есть первый этап управления его деловой карьерой.

Вторым этапом является составление плана индивидуального развития карьеры сотрудника. Другими словами, составляется перечень тех позиций, которые сотрудник может занимать в ходе своего карьерного роста [11].

Стоит отметить, что карьера в организации – это не обязательно непрерывное восхождение вверх. Она подразумевает и возможные горизонтальные перемещения сотрудника из одного структурного подразделения в другое. Поэтому на этом этапе происходит сопоставление возможностей сотрудника с теми требованиями, которые предъявляются к той или иной должности. Нельзя забывать о том, что каждый сотрудник–личность. В связи с этим при составлении планов карьерного роста следует учитывать индивидуальные особенности каждого. И здесь требуется самое активное вмешательство непосредственного руководителя. Именно он может наиболее объективно оценить достоинства и недостатки претендента, его потенциал.

Следующим этапом управления деловой карьерой сотрудника является реализация плана развития карьеры. Внедрение плана подразумевает ротацию по должностям, различные стажировки и индивидуальное наставничество.

Реализация этого этапа подразумевает постоянную оценку результатов работы сотрудника. Необходимость ее проведения обусловлена тем, что сотрудник должен не только получать новые знания и навыки, но и успешно использовать их в своей ежедневной работе. Следовательно, нужны некие инструменты контроля над этим процессом [22].

Оценку можно проводить параллельно с обычной аттестацией или как отдельное мероприятие. Полученные результаты дают возможность понять, насколько сотрудник был успешен за истекший период времени, на что стоит обратить большее внимание при дальнейшем становлении карьеры. Как правило, оценка проводится совместно непосредственным руководителем и отделом управления персоналом [5].

Периодическая оценка продвигаемого сотрудника позволяет понять, какие дополнительные знания и навыки ему необходимы. Следовательно, более эффективным становится и формирование учебных программ. Главное при формировании программ обучения – четко сформулировать его цели. Иначе трудно избежать неоправданных затрат времени персонала и денег организации. Существует множество методик и форм обучения. Главным критерием выбора здесь является их соответствие поставленным ранее целям [20].

Каждый процесс в организации должен оцениваться с точки зрения его эффективности и управление карьерой не исключение. Последний этап управления деловой карьерой сотрудника – оценка эффективности процесса карьерного роста сотрудника.

Оценивать эффективность управления деловой карьерой сотрудника можно, используя следующие показатели:

  • повышение эффективности управления компанией;
  • повышение производительности;
  • снижение текучести персонала;
  • соотношение сотрудников, принятых на ключевые должности извне, с теми, кто «вырос» до такой должности в стенах организации;
  • работа над новыми проектами, как фактор создания инновационной атмосферы в организации [4, 15].

 

2 УПРАВЛЕНИЕ  ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ И ПРОДВИЖЕНИЕМ  ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1 Ротация кадров как элемент  системы управления деловой карьерой

 

Длительное пребывание работника в одной должности снижает его трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Поэтому при организации процессов карьерного роста необходимо перемещать людей по горизонтали или проводить так называемую ротацию кадров.

Информация о работе Источники и этапы процесса формирования резерва