Законность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.
Проблема законности должна рассматриваться, начиная с самых верхних эшелонов власти государства, именно поэтому в данной работе мы затронули тему рассмотрения обеспечения законности и дисциплины в органах государственного управления.

Содержание

Введение 3
Глава І. Законность как важнейший принцип функционирования органов государственного управления 5
§1. Понятие и содержание законности 5
§2. Принципы законности 9
§3. Гарантии законности 15
Глава ІІ. Способы обеспечения законности в сфере
государственного управления 20
§1. Понятие и виды способов обеспечения законности
в сфере государственного управления 20
§2. Государственный контроль 24
Заключение 33
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Законность в государственном управлении курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие конституционного механизма ответственности должностных  лиц всех ветвей власти за принимаемые решения слишком очевидно для юристов, его создание напрашивается само собой. В этой связи являются прогрессивными принимаемые законодателем меры по персонификации ответственности должностных лиц за исполнение незаконных актов, приказов и распоряжений. "Законность" тоталитарной системы, которая строилась на известной формуле: "приказ начальника — закон для подчиненных" и поныне, к сожалению, служит должностным лицам оправданием в принятии решений, унижающих человеческое достоинство, влекущих невосполнимые потери экономического, политического, нравственного и социального характера15.

 

Глава II. Способы обеспечения законности в сфере государственного управления

§1. Понятие и виды способов обеспечения законности в сфере государственного управления

Обеспечение законности и дисциплины в сфере государственного управления предполагает деятельность соответствующих государственных формирований, направленную на:

а) недопущение нарушений  в деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах, и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

б) своевременное и оперативное  выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

в) установление причин и условий, им способствующих;

г) привлечение к соответствующей  ответственности виновных в нарушении  законности и дисциплины;

д) разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений  законности и дисциплины;

е) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушения.

Обеспечение законности и дисциплины достигается при  помощи организационно-правовых средств. В своей совокупности они представляют собой способы обеспечения законности и дисциплины, а также систему этих способов.

Данная система включает в себя значительное число различных  государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением законности и дисциплины. 16

Для одних органов  обеспечение законности и дисциплины является лишь одной из многочисленных функций по руководству, управлению отраслью, сферой, комплексом (например, машиностроительный, топливно-энергетический и др.). В данном случае деятельность по обеспечению законности и дисциплины осуществляется этими органами в границах их основной деятельности, не связанной в целом с институтом законности и дисциплины.

Наряду с этим государством образуются и такие органы, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение законности и дисциплины в государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере управления (например, суды, прокуратура, государственные инспекции, федеральные надзоры и др.).

Все органы, занимающиеся вопросами обеспечения законности и дисциплины, наделены для этого юридически-властными полномочиями, что придает их деятельности государственно-правовой характер. Такая деятельность понимается в качестве способа обеспечения законности и дисциплины. Она осуществляется различными органами государственной власти, а также местного самоуправления.

Особая роль в обеспечении  законности и дисциплины принадлежит Президенту Российской Федерации как гаранту Конституции Российской федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В процессе деятельности по обеспечению законности и дисциплины в сфере управления названные органы используют в пределах предоставленной компетенции контроль и его разновидности — проверку исполнения и надзор.

Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией. Сущность и назначение контроля состоит:

а) в наблюдении за функционированием  соответствующего подконтрольного объекта;

б) в получении объективной  и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на нем;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений

законности и дисциплины;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Иначе говоря, посредством контроля его субъекты выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц установлениям правовых норм. Вместе с тем, контролю подлежат те действия граждан и их общественных объединений, которые «замыкаются» на сфере управления.17

 Существуют различные  виды контроля. Так, в зависимости  от объема обследуемой деятельности  выделяют общий и специальный контроль. Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта. Назначение специального контроля состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу (например, соблюдение ветеринарных правил).

По стадиям проведения контроля выделяют предварительный, текущий и последующий контроль.

Цель предварительного контроля состоит в предупреждении, профилактике нарушений. Цель текущего контроля — выяснение состояния законности и дисциплины, вынесение оценки правильности совершаемых действий объектами.

Контроль, таким образом, призван обеспечивать строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения (например, вышестоящего органа управления).

Проверка исполнения является также необходимым и  неотъемлемым элементом повседневной, оперативной управленческой деятельности руководителей различного ранга (уровня), поскольку одной из их обязанностей является наблюдение за своевременным и правильным исполнением возглавляемыми ими или подведомственными им органами, предприятиями, организациями, работниками различных решений, указаний, распоряжений, мероприятий, служебных и трудовых обязанностей.

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида.

Первый вид связан с деятельностью органов прокуратуры  по надзору за соблюдением законов в сфере управления (общий надзор).

Другой вид надзора — административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные  черты надзора сводятся к следующему:

а) органы надзора (в том  числе и прокурорского) осуществляют свои функции и полномочия в отношении  тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении не подчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного  воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

в) по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

 

§2. Государственный контроль

Государственный контроль осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей.

Различают контроль:

- внешний (со стороны Президента, органов законодательной и судебной властей)

- внутренний, когда проверка осуществляется собственными силами министерств, ведомств и т. д.

Виды контроля:

 Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным статусом как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных контрольных полномочиях.

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации;

б) президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

Непосредственный контроль Президент Российской Федерации  осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров. Например, по предложению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов.

Президент Российской Федерации, решая вопросы о назначении на должность, одновременно контролирует деятельность должностных лиц, осуществляющих подбор кандидатур на соответствующие должности.

В области осуществления  кадровой политики, в контроле за подбором и расстановкой кадров ему оказывает помощь Управление Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам Основными задачами данного Управления является осуществление в пределах своей компетенции контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации), указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и вопросам, касающимся государственных наград а также подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам осуществления кадровой политики.

В соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Правительством Российской Федерации по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Осуществляя контроль за деятельностью Правительства Российской Федерации, Президент Российской федерации имеет право, в частности, отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, принимать решения об отставке Правительства Российской Федерации.

Другой формой президентского контроля является президентский контроль через соответствующие президентские структуры.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» 18 Президенту Российской Федерации подчинен и подотчетен ряд федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство иностранных дел Российской Федерации и др.). Его контрольные полномочия в отношении этих органов закреплены в нормативных актах, регулирующих их деятельность.

Значительную роль в  осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента Российской Федерации (далее - Администрация). В соответствии с Положением об Администрации Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года она является государственным органом, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации. 19

Администрация в своей  деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. 

Важные функции и  полномочия по обеспечению конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации осуществляет Контрольное управление Президента Российской Федерации (далее - Управление). Положение о нем утверждено Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 года. 20

При осуществлении своих  функций и полномочий Управление тесно взаимодействует с различными федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Законность в государственном управлении