Законность в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.
Проблема законности должна рассматриваться, начиная с самых верхних эшелонов власти государства, именно поэтому в данной работе мы затронули тему рассмотрения обеспечения законности и дисциплины в органах государственного управления.

Содержание

Введение 3
Глава І. Законность как важнейший принцип функционирования органов государственного управления 5
§1. Понятие и содержание законности 5
§2. Принципы законности 9
§3. Гарантии законности 15
Глава ІІ. Способы обеспечения законности в сфере
государственного управления 20
§1. Понятие и виды способов обеспечения законности
в сфере государственного управления 20
§2. Государственный контроль 24
Заключение 33
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Законность в государственном управлении курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)


Законность в государственном  управлении

Оглавление

Введение                                                                                                                   3

Глава І. Законность как  важнейший принцип  функционирования органов государственного управления                                                                                5

§1. Понятие и содержание законности                                                                  5

§2. Принципы законности                                                                                      9

§3. Гарантии законности                                                                                      15

Глава ІІ. Способы обеспечения законности в сфере 

государственного управления                                                                              20

§1. Понятие и виды способов обеспечения  законности

в сфере государственного управления                                                                20

§2. Государственный контроль                                                                           24

Заключение                                                                                                             33

Список использованной литературы                                                                   35

 

Введение

Законность – один из основополагающих  принципов  государственного руководства  общества в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения  охраны и развития экономической  базы государства, необходимое условие демократической системы государства.

 Проблема законности  должна рассматриваться, начиная  с самых верхних эшелонов власти  государства, именно поэтому в   данной работе мы затронули  тему рассмотрения обеспечения  законности и дисциплины в органах государственного управления.

Итак, законность является фундаментальной категорией юридической  науки, раскрывающей содержание правовой действительности под углом зрения практического осуществления права. Она появляется вместе с государством, законодательством и правосудием. Очевидно, что право без законности реально не осуществимо.

Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние  годы интерес к этой проблеме в  теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права таких авторов как, В. П. Казимирчук, В. Н. Кудрявцев, нет разделов законности.

Не исключено, что проблема законности “оттеснена” вниманием  к другим острым проблемам переходного периода. Так, например, в нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества.

Объект исследования: государственное управление. Предметом  исследования выступает принцип  законности как элемент кправления государством.

Таким образом, цель данной работы – выявить, что законность является  важнейшим принципом  функционирования органов государственного управления, а также какими способами и методами мы можем достичь законности в органах государственного управления  в современном российском обществе.

Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи: 

- рассмотреть понятие и содержание законности и дисциплины в правовом обществе,

- раскрыть основные принципы законности

- рассмотреть гарантии  законности

- исследовать понятие  и виды способов обеспечения законности в органах государственного управления.

- раскрыть понятие  государственного контроля.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованной литературы.

 

Глава I. Законность как важнейший принцип функционирования органов государственного управления

§1. Понятие и содержание законности

В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства  обществом, состоящий в издании  и проведении в жизнь законов  и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом1.

В соответствии с этим определением законность состоит из двух элементов: законотворчества (издание  законов и основанных на них правовых актов) и осуществления нормативно-правовых актов. Однако представляется весьма спорным включение в понятие законности правотворческого процесса, т. е. особой формы или особого вида деятельности соответствующих органов, призванных устанавливать новые нормы, изменять или отменять старые. Ведь если нормы права изменяются, то, следуя логике, нельзя сказать, что законность — величина постоянная; она меняется всякий раз, как только происходит корректировка законодательства.

Правотворческий процесс— это деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами, она подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной деятельности, например, от правоприменения, следовательно, нет необходимости включать ее в понятие законности. Законность связана с законами, но они выступают не как ее составная часть, а прежде всего,  как предпосылка и условие ее осуществления2.

Разногласия в юридической  литературе по поводу определения законности порождены не столько сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. Термин "законность" обозначает положительное отношение к законам в практической деятельности и повседневной жизни3.

В настоящее время  в отечественном правоведении преобладают  тенденции максимально широкого понимания законности, при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

По другой широкой  трактовке законность означает идею, требование и систему (режим) реального  выражения права в законах  государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. Содержание законности составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. Законность рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (законность точнее было бы определить в данном случае как правозаконность); во-вторых, полное осуществление реализации Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов4.

Термин "законность" используется и зарубежными правоведами  и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что, например, западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие законность.

Не претендуя на истину в последней инстанции, понимая, что никакое краткое определение не может отразить все стороны предмета, хотелось предложить  следующее понимание законности: это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном  соблюдении, исполнении, использовании  и применении правовых норм, оно  предусматривает, прежде всего, активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.

Законность тесно связана  с государством и обусловлена  такими его специфическими характеристиками, как разделение граждан по территориальному признаку и наличие публичной власти.5

Разделение граждан  по государственно-территориальным единицам неизбежно ведет к тому, что их поведение подпадает под правовое регулирование, осуществляемое не только федеральными, но и органами власти субъектов федерации, местного самоуправления. Законность, рассматриваемая в этом аспекте, обозначает иерархию правовых норм (законов и подзаконных актов), известное соответствие и подчинение нормам права, установленным высшими и центральными органами государства.

Публичная власть - сложное  понятие. Прежде всего, это государственная  власть, основными формами реализации которой являются правотворчество, управление и правосудие; законность заключается в осуществлении всех функций в определенных границах и по определенным правилам.

Законность связана  и с государственным суверенитетом. Его законы обладают всеобщей обязательностью. Это значит, что их сила распространяется не только на государственные органы, должностных лиц и граждан, но и на все иные организации и их органы. В этой связи встает очень интересная проблема соотношения законности и политической системы в целях раскрытия особенностей складывающегося политического режима, т. е. рассмотрение законности как явления политико-правовой жизни, как принципа функционирования политической системы. В настоящее время ведется активный анализ нормативной основы функционирования последней.

Право как регулятор  общественных отношений выполняет  свои функции прежде всего в процессе соблюдения, исполнения, использования и применения юридических норм общественной практике, поэтому законность существует, пока существует право, является правовым режимом общественных отношений.

В западной литературе такое  состояние стали называть правозаконностью, что свойственно обществу с развитыми  гражданскими и демократическими институтами, считая, что соблюдение великих принципов правозаконности ярко свидетельствует об особенностях жизни в свободных странах, отличающихся от стран с авторитарным режимом. Концепция правозаконности сознательно разрабатывалась лишь в либеральную эпоху и стала одним из ее величайших достижений, послуживших не только щитом свободы, но и отлаженным юридическим механизмом ее реализации6.

Понятие законности как  режима вытекает из того факта, что  право объективно. Оно порождает  и столь же необходимое явление — законность, которое связано с осуществлением права. Поэтому понятие законности как режима нередко употребляется в качестве синонима понятия "право", что нельзя признать удачным, так как взаимодействие законности и права есть встречное влияние однопорядковых общественно-политических явлений.

Законность оказывает  на право обратное влияние, в нем, как в процессе его формирования, так и реализации, объективируются требования законности.

§2. Принципы законности

Для понимания природы  законности нужно выяснить ее основные принципы. Рассмотрим наиболее важные  из них:

1. Важнейшей чертой законности является её всеобщность.

Требование соблюдать  юридические нормы относится  ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться  от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так  же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования являются граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая  черта  законности,  в  одинаковой мере относится и к государству, и к его  гражданам.  Государство  ответственно перед гражданином, а  гражданин  перед  государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются  без  принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да  и  не  должно.

Однако посредством  законодательной деятельности оно  может и  должно предоставлять  своим гражданам возможность  самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить  режим законности в общественной жизни.

2. Равная возможность  всех граждан пользоваться защитой   закона и их равная обязанность  следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и судом).  Прочий  эффективный режим законности  в обществе возможен только в условиях равенства  всех  людей  перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны  в  полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство  должно  создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав и  интересов. Права и свободы других лиц. В условиях правовой  государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт  прав  других граждан государства7.

Информация о работе Законность в государственном управлении