Государство и предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема становления гражданского общества - это, в первую очередь, проблема создания инфраструктуры взаимодействия государства, бизнеса и общества в решении задач социально - экономического роста. Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие государства и предприятия.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

 

* Прогнозирование, планирование  и регулирование. Прогнозирование,  планирование и регулирование  являются важнейшими рычагами  государства в управлении экономикой  страны. С переходом к рыночным  отношениям роль прогнозирования  и регулирования управления не  снижается, а методы планирования  существенно изменяются. На смену  директивному планированию, когда  каждому предприятию устанавливалось  заранее заданная производственная  программа и потребители, приходит  индикативное планирование. Суть его в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период и исходя из имеющихся ресурсов устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план также макроэкономические показатели, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения. То есть заранее предопределяется фискальная, научно-техническая, кредитно-финансовая, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

 

Государственное планирование должно быть непрерывным, обеспечиваться наличием краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных перспективных планов.

 

Перспективное прогнозирование  и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства  на ближайшие 5-20 лет и тем самым  осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие  экономической и научно-технической  стратегии позволяет государству  с меньшими ресурсами достигать  намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

 

С планированием тесно  связано регулирование. Государство  осуществляет регулирование только в том случае, если запланированные  макроэкономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

 

Во многих развитых странах  планирование на уровне государства  принимает форму разработки и  реалязации определенных программ.

 

* Ценообразование -- это один из действенных рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

 

Государство должно проводить  политику в области ценообразования прежде всего с целью обеспечения стабильности цен, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

 

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство  товаров свободные, т.е. определяются спросом и предложением. На часть  важнейших товаров и услуг  первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Это практика почти всех стран мира с развитой рыночной экономикой. Хотя доля товаров  и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна -- всего 10-15% от общей товарной массы, но для поддержания минимального прожиточного уровня населения это имеет большое значение.

 

Во многих развитыы странах государство регулирует цены и на продукцию предприятий-монополистов. В России также государство регулирует цены на продукцию (товары, услуги) объединений предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включенных в государственный реестр предприятий-монополистов, -- устанавливая предельные цены (тарифы), фиксированные цены (тарифы), предельные коэффициенты изменения цен, предельные уровни рентабельности, декларируя повышение свободных цен на продукцию.

 

Административный контроль государства над ценами порой  необходим, чтобы устранить издержки рыночной экономики, особенно в тех  случаях, когда экономические методы не дакут желаемого результата.

 

Существенное влияние  на предпринимательскую деятельность государство может оказать проводя соответствующую внешнеэкономическую и социальную политику.

 

Осуществляя внешнеэкономиччскую политику (таможенные тарифы, протекционизм; принятие законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и другие меры), государство может существенно расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда.


Информация о работе Государство и предприятие