Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

На деятельность фирмы оказывают влияние различные факторы внешней среды. При чем действие этих факторов неоднозначно: одни из них оказывают положительное влияние, то есть представляют для компании определенные возможности, другие - отрицательное, то есть являются угрозами. Для изучения состояния внешней среды применяется STEP – анализ, который отражает все компоненты макроокружения фирмы.
Целью проведения данного анализа является выявление всех процессов, происходящих во внешней среде, которые каким - то образом могут повлиять как на корпорацию в целом, так и на отдельные ее бизнесы. Поэтому при планировании своей дальнейшей деятельности необходимо учитывать влияние всех выявленных факторов, приспосабливаясь и участвуя в данных процессах, так как предприятие в свою очередь не может оказывать непосредственного влияния на происходящие явления.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя среда организации.docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

1. Внешняя среда организации.

Организация

1) Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением.

2) Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого.

3) Объединение людей, совместно реализующих  некоторую программу или цель  и действующих на основе определённых  процедур и правил.

Организация – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, – ответы на эти вопросы призвана дать теория организации.  
 
Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения деятельности по упорядоченности всех элементов определенного объекта во времени и пространстве [8, с. 33]. Такое истолкование близко к понятию «организовывать». Во многих других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой, как результат организационного процесса [8, с.33]. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Здесь возможно множество значений, для которых слово «организация» всегда применимо, но имеет ряд смысловых синонимов и близких понятий. Например, существует организация информационных макромолекул, образующих тело частицы вируса, или организация миллиардов нервных клеток, из которых строится центральная нервная система, мозг человека. Существуют различные организации людей (семья, племя, шайка, армия, секта, партия, профсоюз, «идущие вместе» и т. п.). Существуют организованные последовательности соподчинения – иерархии идей, вещей, людей, уровней организации, бюрократические и государственные структуры, «вертикали власти». Есть организация верований – религия или организация рациональных знаний – наука; есть организованные последовательности управляющих сигналов – алгоритмы; есть организации процессов, операций – приемы, технологии, режимы. Есть, наконец, конторы, банки, производственные предприятия, торговые фирмы, акционерные общества, банко-прачечные тресты и т. п. Все это организации. 
 
Организация как объект – это относительно законченный результат организации как процесса [15, с.16]. Она представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешней окружающей средой. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Организация – это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание заложено в основу теории организации. 
 
Многообразие трактовок термина «организация» подвигает к необходимости их осмысления, анализа, обобщения. 
 
Определяя семантическое значение слова «организация», основоположник организационной науки А.А. Богданов в своем фундаментальном произведении «Тектология. Всеобщая организационная наука» писал: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей и дезорганизующей. Это значит: всякую человеческую деятельность – техническую, общественную, познавательную, художественную – можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения. В обыденной речи словами «организовывать», «организация», «организаторская деятельность» придается смысл более узкий, более специальный. Всего чаще термин «организовывать» – значит сгруппировать людей для какой-нибудь цели, координировать и регулировать их действия в духе «целесообразного единства» [12, с. 8]. 
 
Все это говорит о том, что организация может рассматриваться в статике и динамике. В статике – это некоторое целостное образование, которое имеет вполне определенное предназначение. В динамике она представляет собой разнообразные процессы по упорядочению элементов, формированию и поддержанию целостности вновь создаваемых или функционирующих природных объектов. Эти процессы могут состоять из целенаправленных действий людей, и тогда можно говорить об организации как функции управления, либо состоять из естественных физических процессов, т. е. иметь самоорганизующееся начало.

Организация - группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей. 
Группа должна соответствовать требованиям:

  • наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы;
  • наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации;
  • наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей.

Организации бывают формальные и неформальные. Формальные организации - это организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленных регламентов. 
Неформальные организации - организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют в каждой формальной организации. 
Общие характеристики организации:

  1. Ресурсы организации. К ним относятся: кадры организации, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. Цель каждой организации предполагает преобразование различных ресурсов для достижения установленной цели.
  2. Зависимость организации от внешней среды. Организация полностью зависит от окружающего мира, то есть внешней среды как в отношении ресурсов, так и в отношении своих клиентов или потребителей. Внешняя среда включает экономические условия в данной стране, правительственные акты, профсоюзы, конкурирующие организации, потребителей, а также общественные взгляды, технику и технологию в целом.
  3. Разделение труда в организации. Различают горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда - это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. Сложные большие организации осуществляют горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающиеся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называют отделами или службами. Вертикальное разделение труда - это координация работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.
  4. Необходимость управления в организации. Чтобы организация могла добиться своих целей, задачи ее подразделений должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда, поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В связи с этим организация должна назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.

Виды и типологии организаций

Организации могут быть:

-  правительственные и неправительственные.

-  коммерческие и некоммерческие.

-  бюджетные и внебюджетные.

-  общественные и хозяйственные.

-  формальные и неформальные.

-  Производство – услуги

-  Частные – государственные

-  Основанные на техническом капитале или человеческом

-  Добровольные альянсы, ассоциации – военные подразделения

Кроме того, различают организации по:

-  отраслевой принадлежности (промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и т. д.).

-  самостоятельности принятия решения (головные, материнские, дочерние и зависимые).

-  по величине (по численности членов организации).

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Правительственные организации, статус которым дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – государственные чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)

Неправительственные организации – все другие организации, которые не имеют статуса правительственных.

Коммерческие организации – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.

Некоммерческие организации ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации (прибыль не облагается налогами).

Бюджетные организации – это организации, источником финансирования которых является государственный бюджет или бюджет государственного органа Они освобождаются от многих налогов, в том числе НДС.

Не бюджетные организации сами изыскивают источники финансирования.

Общественные организации строят свою деятельность на удовлетворении потребностей своих членов общества (во внутренней среде). Они отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).

Хозяйственные организации служат для удовлетворения потребностей отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности во внешней для организации среде.

Формальные организации - это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации (общества, товарищества и т. д.), которые выступают как юридические или неюридические лица.

Неформальные организации – это незарегистрированные в государственных органах власти организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.

Также организация может рассматриваться как рациональная, открытая и естественная система.

1) рационал. сист. (акцент на технич. отличиях от др. видов коллективности) – коллективности, ориентиров. на достиж-е относит. опред. целей и выражающие относит. высокоформализованную соц. структуру.

2) естеств. сист. (поведенческая структура, акцент на ценности орг-ции как таковой) – коллективности, участники кот. преследуют разл. интересы, личные и общие, но разделяют утверждение ценности орг-ции как важного ресурса. Неформал. структура отн-ий, развиваемая участниками, обеспечивает более информативное и точное понимание орг. повед-я, чем формал..

Организация как открытая система.

Организации взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, чтобы нормально функционировать, и в силу этого должна рассматриваться как "открытая система". Открытая система зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды. Любая организация является открытой системой, так как всегда зависит от внешней среды.  
С точки зрения системного подхода, организация как открытая система - это механизм преобразования входной информации или ресурсов в конечную продукцию (в соответствии со своими целями). Основные разновидности ресурсов входа: материалы, оборудование, капитал, рабочая сила. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой решение в любой ситуации определяется внешними и внутренними факторами и обстоятельствами. Таким образом, менеджер до принятия решения должен обязательно проанализировать все имеющиеся факторы, воздействующие на данную проблему, для успешного ее решения.

Внешние факторы подразделяются на факторы прямого воздействия и косвенного воздействия.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:

а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица. Чем лучше обстоят дела у данной организации, тем больше шансов получить кредит на льготных условиях у поставщиков капитала. 
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование. 
в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции. 
г) Потребители. Потребители решают, какие товары и услуги для них желательны, то есть они определяют направления и возможности роста организации. В рыночной экономике действует принцип: "Потребитель - король рынка".  
д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворенные нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.

Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на деятельность организации:

а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет свой товар, или с которой организация имеет деловые отношения. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги. Если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса доллара или других твердых валют.  
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров. Появление таких высоких технологий, как компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая, а также использование атомной энергии, синтетических материалов, миниатюризация приборов и производственного оборудования оказывают существенное влияние на развитие и деятельность организации. 
в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации. 
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, т.е. система налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты на безопасность продукции и стандарты по экологии. Для организации, осуществляющей международную деятельность, существенное значение имеет политическая стабильность данного государства, а также установка с его стороны специальных пошлин на импорт товаров, экспортных квот и т.д.  
д) Отношения с местным населением. Характер отношений с местной общиной является очень важным для учета и планирования в любой организации. Так, в каждой общине существуют свои специфические законы и установки по вопросам бизнеса и ведения деловых отношений с другими организациями и учреждениями. Иногда для поддержания хороших отношений с общиной необходимо финансирование и поддержка ее социальных программ, а также благотворительная деятельность по многим направлениям.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде организации. В некоторых отраслях, например, в фармацевтической, электронной, химической, космической и др. изменения происходят относительно быстро. В других отраслях процессы изменения среды более замедленные.

Информация о работе Внешняя среда организации