Внешняя среда орагнизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексное изучение внешней среды, её основных аспектов и составляющих, а также анализ ее влияния на функционирование организации.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1) определены основные характеристики внешней среды организации;
2) проанализированы и выявлены элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;
3) изучены методы анализа внешней среды ;
4) охарактеризовано влияние внешней среды на эффективность управления организацией.

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

 


                                                

СОДЕРЖАНИЕ

 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………46

  БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая организация  существует и функционирует во взаимодействии с множествами факторами. Они по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на её возможности, перспективы и стратегию. Совокупность факторов рассматривается в теории управления как среда организации. Внешняя среда организация – это определённые правила игры. Процесс перехода России к рыночным отношениям способствовал образованию большого количества предприятий. И приоритетным направлением для функционирования организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Чтобы выжить в таких условиях, организациям необходимо принимать во внимание все аспекты внешней среды, влияющие на эффективное развитие, качественную разработку и принятие управленческих решений.

Предпосылки внешней  среды могут носить экономический, научно-технический, политический, социальный или этический характер. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала, чтобы обеспечивался вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Организации необходимо эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Образ внешней  среды в сознании руководителя определяется его прошлым опытом, образованием, функциональными обязанностями и местом в структуре организации, которое он занимает. Прошлый опыт заставляет руководителей отмечать, прежде всего, те изменения в среде, которые когда-то, в его личной практике, приводили к значительным последствиям - успехам или провалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельности требуют от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим.

Современные менеджеры постоянно должны помнить, что все факторы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать изолированно. Питер Друкер описал в своих работах проблемы и задачи, связанные с менеджментом во времена бурных изменений. В начале XXI века в теории менеджмента появился термин «гипертурбулентность», используемый для описания внешней среды, характеризующейся очень стремительными изменениями и тесной взаимосвязью ее факторов. По словам Ф. Эмери и Е. Триста, «выживание организации все больше обусловлено тем, насколько хорошо организация знает свою внешнюю среду».

Внешняя среда  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничные. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Анализ внешней  среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы c целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что грамотное руководство организации должно суметь своевременно  спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Целью написания  курсовой работы является комплексное изучение внешней среды, её основных аспектов и составляющих, а также анализ ее влияния на функционирование организации.

Для реализации поставленной цели были решены следующие  задачи:

1) определены основные характеристики внешней среды организации;

2) проанализированы и выявлены элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;

3) изучены методы анализа внешней среды ;

4) охарактеризовано влияние внешней среды на эффективность управления организацией.

5) разработаны рекомендации по управлению внешней средой организации.

Объектом исследования в курсовой работе являются основные составляющие и механизм воздействия внешней среды на организацию.

 Предметом  исследования в работе выступают  принципы управления внешней  средой и характеристика методов их анализа.

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

ОРГАНИЗАЦИИ

 

     1.1.Понятие и основные элементы внешней среды организации

 

Внешняя среда  – окружение, охватывающее большое  количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном. Это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешняя среда  организации включает в себя микро- и макросреду. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Это те факторы (прямого воздействия), которые не только сами оказывают влияние на фирму, но и фирма в свою очередь может влиять на них (контролируемые факторы).  Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду и на саму фирму. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера (косвенного воздействия). Это так называемые неконтролируемые (неуправляемые) факторы, поскольку предприятие в свою очередь не может оказывать непосредственного влияния на происходящие явления. Поэтому при планировании своей дальнейшей деятельности необходимо учитывать влияние всех выявленных факторов, приспосабливаясь и участвуя в данных процессах [5].

Внешнюю среду  характеризуют следующие характеристики:

1) взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (пример: изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности;

  2) сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов. Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разнообразные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений;

  3) подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна (в фармацевтической, химической и электронной промышленности, в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций). Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство тары и упаковочных материалов, а также пищевых консервов. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других (отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов). В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды;

4) неопределенность внешней среды - относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (пример: политический прогноз, прогноз курса доллара). Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом хозяйстве в целом, непосредственным образом сказывается на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Из этого следует, что организации необходимо максимально быстро адаптироваться к изменениям, но это требует значительных усилий, временных и финансовых затрат [6].

Основной интегральной характеристикой внешней среды  организации является глобализация - важнейший современный трансграничный фактор, определяющий перспективы стратегического  управления на самых разных уровнях - человека, корпорации, страны. Глобализация - это общий термин, обозначающий все более сложный комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирование единого общемирового, интернационализированного товарного, финансового, информационного пространства, интегрирование самых разнообразных субъектов в общемировые процессы.

В управленческой мысли представление о значении внешнего  окружения  и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации,  появилось в конце 50-х годов 20 века. Это стало одним из важных вкладов системного  подхода  в науку управления, поскольку подчёркивалась  необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опубликованных  связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил  расширить  теорию  систем за счёт разработки  концепции,  согласно  которой  наиболее  подходящий  в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними  и  внешними  факторами, характеризующими организацию и влияющими на неё соответствующим образом.

Системный и  ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влияния на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили  обратить  на внешнюю среду ещё большее внимание, чем когда-либо. Внешнее окружение организации всё больше становится  источником проблем для современных руководителей.

 Таким образом, внешняя среда организации – это важный элемент, способствующий становлению хозяйственно-экономической деятельности любого предприятия.

 

 

1.2. Виды воздействия внешней среды на организацию

 

При рассмотрении внешнего окружения на организацию  важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и  неопределённости описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Классификация  факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы.  Но в менеджменте принята классификация факторов прямого и косвенного  воздействия. В среде прямого воздействия можно выделить такие как: поставщики, законы  и  государственные органы, потребители и конкуренты. В среде косвенного воздействия – технология, состояние экономики, социально-культурные, политические  факторы, отношение с местным население, международное сотрудничество. Рассмотрим все виды воздействия поподробнее.

Внешняя среда  прямого воздействия для организации  – это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач.  Как уже указывалось нами выше, к ней относятся:

1) Поставщики.

Поставщики  обеспечивают поступление необходимых  для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.

Традиционно отношения  между производителями (фирмой-потребителем сырья) и поставщиками напоминали отношения  между двумя соперниками, находящимися в вечном противостоянии. Однако постепенно взгляды изменились, многие фирмы осознают, что тесное сотрудничество с поставщиками приносит реальную экономию и повышение эффективности производства. Взаимоотношения  с поставщиками зачастую напрямую влияют на избираемую стратегию развития бизнеса.

Информация о работе Внешняя среда орагнизации