Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
• изучить теоретический аспект по данной теме;
• исследовать внутреннюю и внешнюю среду организации;
• изучить краткую экономическую характеристику организации;
• проанализировать внутренние и внешние переменные организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность и значение анализа внутренней среды организации 6
1.2. Сущность и значение анализа внешней среды организации 8
2. АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Я.КУПАЛЫ» 19
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации 19
2.2. Анализ внутренней среды университета 20
2.3. Анализ внешней среды университета 26
2.4. SWOT-анализ деятельности университета 29
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГрГУ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Анализ вешней и внутренней среды.docx

— 161.19 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И  ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

 

 

Специальность  «Менеджмент»

 

Автор работы

Студентка 3 курса, 5 группы д/о                                И.Л.Войтко

Руководитель

Ст. преподаватель                С.В.Лешук

 

 

 

Гродно, 2014

 

РЕФЕРАТ

 

Анализ внешней и внутренней среды организации

 

Работа содержит: 32 страницы, 2 рисунка, 7 таблиц, 15 использованных источников литературы.

Ключевые слова: анализ, внешняя среда, внутренняя среда, факторы.

Объект исследования: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы.

Предмет исследования: внешняя и внутренняя среда университета.

Цель исследования данной курсовой работы: изучение внутренней и внешней среды организации.

В работе были использованы следующие методы: системный подход, анализ, синтез, сравнение, позволяющие представить наиболее существенные черты изучаемых явлений и процессов.

Основные результаты курсовой работы:

  • рассмотрены факторы внешней и внутренней среды организации;

  • проведен анализ внешней и внутренней среды университета;

  • намечены пути совершенствования деятельности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внутренняя среда организации объединяет все функциональные элементы внутри системы, взаимосвязанные между собой, для достижения общей цели. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.

С целью эффективного функционирования компании необходимо оценивать потенциал, перспективы развития и определять влияние внешней среды на ее деятельность. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Таким образом, цель курсовой работы -  изучение внутренней и внешней среды организации.

Для достижения поставленной цели, предполагается решение следующих задач:

·   изучить теоретический аспект по данной теме;

·   исследовать внутреннюю и внешнюю среду организации;

·   изучить краткую экономическую характеристику организации;

·   проанализировать внутренние и внешние переменные организации.

Исходя из поставленных цели и задач курсовой работы, следует, что предметом исследования является анализ внутренней и внешней среды предприятия. Объектом исследования является  УО «Гродненский государственный университет им.Я.Купалы».

Для компактного и наглядного представления данных в работе используются таблицы, рисунки.

Исследования и разработки: исследованы теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации, проанализированы факторы, влияющие на деятельность организации, внесены предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования.

Теоретической и методологической основой написания курсовой работы является материал следующих учебных пособий: «Стратегический менеджмент» Д.В.Арутюнова, «Менеджмент» И.Н. Герчиковой, «Практический менеджмент» И.Д. Ладанова  и др. Кроме того при написании работы использовались электронные ресурсы сети Интернет.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ  СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Сущность и  значение анализа внутренней  среды организации

 

В различных источниках даются разные определения понятия организации, но все они сводятся к одному. А именно, организация – социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в  ее  пределах.  Она  оказывает   постоянное   и   самое   непосредственное воздействие  на  функционирование  организации. Изучение  внутренней среды направлено на уяснение  того,  какими  сильными  и  слабыми  сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на  которую  организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять  и укреплять. Слабые стороны — это предмет  пристального  внимания  со  стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться  от  них [2, с.125].

С целью обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности: маркетинг; финансы; производство; персонал; культуру и имидж фирмы

1) Маркетинг. Данный анализ охватывает все процессы, связанные с

планированием производства и реализации продукции и включает следующее:

• стратегию продукта;

• стратегию ценообразования;

• стратегию продвижения продукта на рынке;

• выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.

При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:

• доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;

• разнообразие ассортимента и качество продукции.

• эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;

• прибыль от различных товаров и услуг;

• эффективность каналов сбора информации о рынке;

• жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж;

• каналы распределения: количество, охват, контроль;

• имидж и репутация товаров;

• ценовая политика, гибкость в установлении цен;

• возможность обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты;

• подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, в какой мере [17].

2) Производство. Важным элементом анализа достоинств и недостатков фирмы является производство. Сюда входят: изготовление продукции; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; исследования и разработки. В западной литературе данный анализ получил название "анализ управления операциями". С этой целью анализируются все стадии производственного процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, выявляются неиспользованные возможности и резервы снижения издержек производства. Особое внимание при этом уделяется: затратам на приобретение сырья; эффективности использования производственных мощностей; эффективности цикла “научные разработки - проектирование - производство”; рациональности использования патентов, торговых марок; защите коммерческой тайны.

3) Финансы. Анализ финансового состояния является важнейшим этапом стратегического планирования. Постоянный финансовый контроль имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют его место в стратегическом планировании. В процессе финансового анализа кроме выявления резервов изучается следующее:

• возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов;

• возможность использования альтернативных финансовых стратегий;

• величина капитала фирмы, его структура в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;

• структура и величина налогов;

• работа с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;

• эффективность контроля за издержками;

• эффективность эккаунтинга [2, с.125].

4) Персонал. Кадровый анализ предусматривает выявление резервов в

использовании кадрового потенциала фирмы. Изучение опыта работы, как процветающих фирм, так и фирм-банкротов показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях.

Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования. Анализ должен дать ответ на следующие вопросы:

• Какова подготовка и компетентность руководства фирмы?

• Насколько эффективна и конкурентоспособна система стимулирования труда в фирме?

• Как обеспечивается преемственность руководящих кадров?

• Насколько эффективна система подготовки, переподготовки и повышения

квалификации кадров?

• Есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов?

• Какова эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров?

• Можно ли улучшить работу фирмы путем участия работников предприятия в управлении?

• Насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники?

5) Культура и имидж фирмы. Сюда входят слабоформализуемые факторы, которые создают образ фирмы. Климат в фирме называется культурой фирмы, которая отражает преобладающие обычаи, нравы и верования. Высшее руководство должно использовать эту культуру в стратегическом планировании, чтобы привлечь в фирму работников определенного профиля, стимулировать определенный тип поведения, стимулировать клиентов к покупке товаров и т.п. Культура и имидж подкрепляются или ослабляются репутацией фирмы [16].

Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.

 

1.2. Сущность и  значение анализа внешней среды  организации

 

Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для формирования и поддержания ее потенциала. Внешняя среда организации  очень изменчива. Меняются вкусы потребителей, вводятся новые законы, новые технологии, революционизируют процессы производства и т. п.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние [15, с.251].

Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы:

• выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегии.

Например, повышение цен на нефть и нефтепродукты может создать проблемы для предприятий, производящих автомобили.

• определить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для фирмы. Например, контроль деятельности конкурентов позволяет руководству фирмы постоянно быть готовым к любым действиям конкурентов, их потенциальным угрозам;

• оценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.

Макроокружение создает общие условия существования фирмы. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера применительно к отдельно взятому субъекту хозяйствования, оно оказывает общее влияние на все субъекты. Тем не менее, степень влияния макроокружения на различные организации неодинакова, что обусловлено спецификой бизнеса, в котором действует фирма, внутренним потенциалом организации. Рассмотрим эти факторы.

1) Экономические факторы. Текущее и прогнозируемое состояние экономики оказывает решающее влияние на деятельность субъектов хозяйствования. Поэтому важнейшие параметры экономики должны постоянно отслеживаться и прогнозироваться. Среди них важнейшими являются следующие: темпы инфляции или дефляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика внутреннего валового продукта;  производительность труда и т.д.;

2) Социальные факторы. Изучение социальных факторов направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес следующих социальных явлений и процессов: отношение людей к работе и качеству жизни; существующие в обществе обычаи и традиции; разделяемые людьми ценности; менталитет общества; уровень образования; мобильность людей к перемене жизни и т.п..

3) При анализе политических факторов следует следить за соглашениями по тарифам и торговле между странами, таможенной политикой, нормативными актами местных органов власти и центрального правительства, уровнем развития правового регулирования экономики, отношением государства и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитной политикой местных властей, ограничениями на получение ссуд и наем рабочей силы.

4) Руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Анализ технологической среды должен учитывать изменения в технологии производства, конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новой продукции [15, с.253].

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации