Юридическая техника и ее значение для правотворчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Указанные способы и методы разработки законодательных актов впоследствии трансформировались в специальный научный инструмент нормотворчества - юридическую технику. Развитие указанной техники имеет свою историю и свои этапы развития. Об этом свидетельствуют известные правовые памятники, такие как Законы Хаммурапи, царя Вавилона (1750 гг. до н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.), Законы XII таблиц (V в. до н.э.), Кодекс Юстиниана (VI в. н.э.), Салическая правда (V - VI в. н.э.) «Каролина» (начало XVI в.), «Русская правда», русские Судебники и многие другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ПРАВОТВОРЧЕСТВА………….…………..6
1.1 Понятие, принципы, виды и структура правотворчества…………………….6
1.2 Признаки и стадии правотворчества…………………………………………...9
1.3 Системные нормативные правовые акты……………………………………..10

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ………………………………………………….14
2.1 Понятие, приемы, виды и классификация юридической техники………….14
2.2 Методология юридической техники………………….……………………….25
2.3 Значение юридической техники …………………………………………..…..26

ГЛАВА III. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРАВОТВОРЧЕСТВЕ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ……..….29
3.1 Актуальность муниципального правотворчества …………………………...29
3.2 Проблемы муниципального нормотворчества ……………………………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА 04..05.2014 +.docx

— 220.60 Кб (Скачать файл)

Признаки правотворчества, это:

- выражающая стратегию  развития общества особая управленческая  деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование  или ограничение) входящих в их  ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное  значение;

- государственно-властная  деятельность, составляющая монополию  государства, одно из проявлений  его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;

- интеллектуально-волевая (познавательная  и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность, связанная  с изменением существующего порядка  правового регулирования;

- процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только  перечень субъектов правотворчества  и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих  действий;

- содержание этой деятельности  выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических  норм, иногда — в изменении  сферы и объема действия уже  существующих норм.

Таким образом, правотворчество - это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Рассмотрим стадии правотворчества. Как правило их две: подготовки проекта нормативного акта и его официального принятия.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться.

 

1.3 Системные нормативные правовые акты

Воля законодателя не только должна быть выражена на «языке права», она нуждается и во внешнем, документальном изложении.

Средства юридической техники данного вида тоже связаны со структурностью права. Но они касаются не содержания нормативных актов (юридического выражения их содержания), а текста акта, его внешнего, документального построения, внешней архитектоники.

Средства юридической техники рассматриваемого вида – это формы, позволяющие закреплять, фиксировать надлежащим образом выраженную волю законодателя. К ним относятся составленный с помощью юридической терминологии текст документа (его реквизиты и структурное построение). С документальным изложением воли законодателя связан также стиль правовых актов (законодательная стилистика).

Текст документа как внешняя форма изложения содержания нормативного акта характеризуется: а) реквизитами, б) структурной организацией.

Реквизиты текста нормативного документа. Каждый нормативный документ должен иметь такие внешние реквизиты, которые свидетельствовали бы о его официальном характере, отражали его содержание, юридическую силу, место и дату издания. К внешним реквизитам относятся, в частности, наименование акта, его заголовок, обозначение даты. Все эти реквизиты подчиняются требованиям юридической техники, обеспечивающим надлежащее осуществление свойственных нормативному документу функций. Так, основные требования к заголовку нормативного документа – это точность и краткость. Слишком длинные, громоздкие заголовки создают известные трудности при применении актов и их систематизации, а также при их толковании. Следует вместе с тем заметить, что заголовки документов (частей, разделов, глав и статей) – это не чисто технико-юридический прием.

Заголовок представляет собой одно из средств выражения содержания данной группы юридических норм или одной нормы. Поэтому заголовки могут быть использованы при толковании актов.

Структурная организация текста нормативного документа. Необходимым средством юридической техники являются расположение нормативного материала в тексте акта в определенном порядке, его расчлененность и согласованность.

К основным требованиям юридической техники здесь относятся:

1) Последовательная дифференцированность  нормативного материала в тексте  нормативного документа. Подавляющее  большинство нормативных актов  нуждается во внутреннем распределении  нормативного материала в тексте  документа, отражающем структуру  отрасли, подотрасли, института. Наиболее  существенную роль дифференциация  нормативного материала играет  в кодифицированных актах –  Основах, кодексах.

Структура текста нормативных актов (в особенности кодифицированных) должна обеспечить максимальные возможности для формулирования нормативных обобщений. Это достигается прежде всего при помощи выделения общей части (общих положений). Выделение общей части позволяет сконцентрировать в одном месте текста документа общие нормы, избежать повторений, с надлежащей четкостью сформулировать наиболее принципиальные нормативные положения, ведущие юридические принципы.

В кодифицированных актах конкретный нормативный материал распределяется по разделам и главам текста документа. Каждое из этих подразделений охватывает определенный институт или группу институтов. Распределение нормативного материала по разделам и главам – такое технико-юридическое средство, которое неразрывно связано с содержанием правового регулирования. Первичной структурной единицей текста нормативных актов является норма права  (конкретная статья или даже, что характерно для развитых, специализированных правовых систем, подразделения статьи-абзацы, пункты, части, иногда фразы текста статьи).

2) Единство и внутренняя  логика в тексте нормативного  документа. Материал в тексте  нормативного документа должен  быть согласован во всех своих  частях и расположен в логической  последовательности.

Нормативный документ нуждается также во внешнем единстве. Одним из выражений этого единства является сквозная и стабильная нумерация статей. На практике с определенным номером статьи или ее подразделением связывается представление о содержании соответствующих юридических норм в кодифицированном акте. Поэтому важное требование юридической техники состоит в том, чтобы при последующих изменениях, вносимых в нормативный акт, не перестраивать каждый раз нумерацию, а менять редакцию статей; новые же нормативные положения вносить в качестве дополнительных статей (с добавлением букв или цифр к основной нумерации);

3) Обеспечение необходимых  удобств в пользовании нормативными  документами.  В тексте нормативных  документов следует избегать  примечаний к статьям. Наоборот, дополнения и приложения постатейно-система-тизированного материала к кодифицированным актам в ряде случаев оказываются необходимыми. Облегчают пользование кодифицированными нормативными документами алфавитно-предметные указатели.

Достижением кодификационной техники последнего времени является снабжение заголовками не только разделов и глав, но и статей кодифицированных актов. Заголовки в нормативном акте имеют не только техническое значение, но и являются своего рода официальным резюме о содержании нормативного акта, его части или статьи. Облегчая правильное понимание содержания нормативного акта, заголовки содействуют точному применению его нормативных положений.

В кодифицированных актах целесообразно обозначать (номерами, помещенными в скобках, или буквами) части статей.

Иными словами юридическая техника – это инструментарий юридического выражения и внешнего изложения воли законодателя.

Для упорядочения и рационального использования указанного инструментария применяются технико-юридические приемы и способы (юридическая технология). В конечном счете последовательная цепочка элементов юридической техники такова: средства техники – технико-юридические приемы – правила техники.

Технико-юридические приемы, относящиеся к обеим разновидностям юридической техники, – и приемы юридического выражения и приемы внешнего изложения воли законодателя – во многом совпадают: все они связаны с терминологией, так или иначе затрагивают внешнюю документальную форму нормативного акта, его текст и в то же время нередко касаются нормативного построения воли законодателя, юридических конструкций, системного изложения правовых предписаний.

В большинстве случаев приемы юридической техники, отражая накопленный опыт правотворчества и уровень юридической культуры, способствуют полному, точному, экономному, строго юридическому изложению содержания нормативных предписаний, их четкой словесной фиксации в нормативном документе.

 

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

 

2.1 Понятие, приемы, виды и классификация юридической техники

Авторство термина принадлежит немецкому правоведу Рудольфу фон Иерингу (1818-1892). «Юридическая техника» является частью его основного труда «Дух римского права на различных ступенях его развития», параграфы 37-41. В России издавалась дважды: в 1860 году в четвертом томе «Юридических записок», и в 1905 году отдельным изданием.

В России соображения технико-юридического характера высказывались Петром I в ряде его указов, Екатериной II в её Наказе Уложенной комиссии, М.М. Сперанским и др.

Начиная с конца XIX - начала XX столетий исследования по юридической технике бурно развиваются, чему способствовали как повышение значения парламентов в системе государственной власти большинства европейских государств и, как следствие, интенсификация законотворчества, так и распространение философских идей позитивизма, а позднее - неопозитивизма с их повышенным вниманием к проблемам точности языка. В настоящее время как отечественная, так и зарубежная юридическая наука насчитывает большое количество исследований в области юридической техники.

Для выяснения сущности юридической техники, прежде всего, должна быть решена проблема места исследуемого явления в системе юридического знания, иными словами, отнесения его к практической или теоретической области. Единого подхода к этой проблеме среди отечественных исследователей не существует.

Сугубо практический подход подразумевает рассмотрение юридической техники исключительно как практической деятельности, направленной на выработку текста нормативно-правового акта.

По мнению, например, А. А. Ушакова, юридическая техника, с одной стороны, должна рассматриваться как практическая деятельность по оптимизации законодательства, с другой стороны, как научная дисциплина, изучающая такую деятельность1. По мнению А. С. Пиголкина, «наука о юридической технике должна отпочковаться от общей теории права»2.

Описанный подход к проблеме сущности юридической техники наиболее близко стоит к подходу, который можно определить как методологический.

Суть этого подхода в том, что юридическую технику как правовое явление особого свойства нельзя сводить ни к исключительно практической деятельности по оформлению проектов правовых актов, ни к сугубо теоретической проблематике.

Юридическая техника представляет собой единство обоих элементов, то есть единство научного и практического (собственно технического).

Юридическую технику следует отграничивать от некоторых смежных явлений, таких, как принятие (подписание) документа, экспертиза документа, правоприменительная деятельность, толкование юридического документа, рассмотрение юридических коллизий, и т.п. Однако следует отметить, что знание правил юридической техники может помочь и в этой деятельности, особенно в правоприменительной практике.

Юридическая техника представляет собой систему правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов для их создания, оформления, упорядочения, придания им ясности, понятности и эффективности. основополагающее значение указанной системы это обеспечение эффективности регулятивного воздействия юридических документов

Наиболее общими приемами юридической техники являются:

а) юридическая терминология;

б) юридические конструкции;

в) форма нормативного акта, приемы и правила изложения его содержания.

Юридическая терминология - система юридических терминов, т.е. словесных обозначений понятий, используемых при изложении содержания закона, иного нормативного акта.

Она предполагает так называемую терминологическую унификацию: однозначность, общепризнанность, стабильность и доступность терминов, определенность и чёткость в изложении нормативно-правового материала, исключающих разное понимание мысли законодателя.

Однозначность - употребление термина в данном законе в одном и том же смысле.

Общепризнанность - употребление терминов известных, а не придуманных законодателем для данного закона.

Стабильность - устойчивость терминологии, а не изменение ее с каждым новым законом.

Доступность - простота и адекватность термина содержанию норм права.

Юридические конструкции - устойчивые построения нормативного материала по особым типам связей его элементов, их типовым схемам, моделям, в которые облекается «юридический материал». То есть юридические конструкции - это четкие, отработанные наукой и законодательной деятельностью, проверенные практикой, типовые схемы правоотношений. Особые юридические конструкции позволяют включать в действие, в зависимости от обстоятельств, разные юридические нормы. Отработанность конструкций - показатель совершенства законодательства. Такими юридическими конструкциями являются «уголовная неприкосновенность», «необходимая оборона», «субъективные права» и др.

Информация о работе Юридическая техника и ее значение для правотворчества