Экономические функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель этой работы - отразить сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства.
Основные задачи данной работы:
- описать основные функции государства;
- раскрыть сущность экономической функции государства;
- описать виды экономических функций государства;

Содержание

Введение - 3 -
Глава 1 Понятие функций государства - 4 -
Глава 2. Экономические функции государства - 7 -
2.1 Стабилизационная функция - 8 -
2.2 Распределительная функция - 11-
2.3 Аллокационная функция - 13-
2.4 Формирование конкурентной среды и обеспечение правовой
базы ее функционирования - 14-
2.5 Регулирующая функция - 18-
2.6 Внешнеэкономическая функция - 21-

Заключение - 22-

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая функция государства курсовая работа..doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала. На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10 процентов. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночным ценам.

Государственное регулирование ограничивает как дискредитацию, так и излишнюю свободу потребителя законодательным путём. Общественное регулирование ведёт к внедрению свода правил административным агентством, которое функционирует в соответствии с законодательством. Это контрастирует с системой саморегулирования, в которой существуют внегласные законы, которые добровольно исполняются и контролируются.

Контролирование и ограничения разработаны, чтобы увеличить благосостояние некоторых групп внутри общества, защищая их интересы. Государство, следовательно, вмешивается и регулирует аллокативную функцию рынка посредством антимонопольного законодательства и законодательства по защите прав потребителя (защита потребителя от обмана, защита здоровья потребителя), создания условий труда, а также управления коммерческим радио- и телевещанием.

Кроме того, государство регулирует денежные запасы, цены на коммунальные услуги и национализированные отрасли промышленности и, через политику цен и доходов, многие из аллокативных решений в экономике.

Действительно ли регулирование эффективно? Это спорный вопрос, который зависит от многих факторов:

  1. Регулируемые фирмы могут получить более низкую прибыль.
  2. Регулирующие инструменты часто должны быть разнообразными, чтобы иметь дело со сложными промышленными структурами. Использование этих инструментов требует больших расходов и не приносит желаемых результатов из-за несоответствия инструментов проблемам.
  3. Надзор становится обычным и предсказуемым.

Поэтому, в итоге, ресурсы распределяются, уклоняясь от регулирования.

Общий уровень расходов в частном секторе может быть слишком низким для реализации полной занятости. В этом случае правительство обязано так дополнить частные расходы, чтобы общий объем расходов - частных и государственных - был достаточен для создания полной занятости. Каким образом правительство может это осуществить? Один ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы использовать тот же метод - правительственные расходы и налогообложение, - какой оно использует для перераспределения ресурсов и производства общественных благ. Конкретно, правительству надлежит, с одной стороны, увеличить собственные доходы на общественные блага и услуги, а с другой - сократить налоги с целью стимулирования расходов частного сектора.

Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов носит инфляционный характер. В этом случае правительство обязано ликвидировать чрезмерные расходы. Оно может этого достигнуть главным образом сокращением собственных расходов, а также повышением налогов с целью сокращения расходов частного сектора.

 

2.6 Внешнеэкономическая  функция

 

Внешнеэкономическая функция государства направлена на регулирование внешних связей страны и оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, а также на укрепление стабильности национальной валюты.

В качестве одной из целей внешнеэкономических связей выступает поддержание равновесия платежного баланса страны. Платежный баланс представляет собой соотношение фактических платежей и поступлений данной страны и всех других стран за определенный период времени (обычно за год) или на определенную дату.

Состояние платежного баланса оказывает воздействие на курс национальной валюты. Активный платежный баланс, в котором доходы выше расходов, повышает спрос на национальную валюту и укрепляет ее стабильность на мировом валютном рынке. Поддерживая равновесие платежного баланса, государство тем самым создает лучшие условия для экспорта продукции на мировой рынок <8>.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из анализа различной литературы, можно прийти к выводу, что государство и экономика не должны идти врозь. Во-первых, размещение ресурсов, а также распределение доходов и благ обязаны производиться с наибольшей пользой для общества. Во-вторых, в одиночку рынку сложно справиться с фиаско (выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о рыночном фиаско: монополия, несовершенная информация, внешние эффекты, общественные блага). Ему на помощь приходит государство. Оно осуществляет антимонопольную и антиинфляционную политику, социальное страхование, ограничивает производство опасных для потребителя товаров, стимулирует научно-технический прогресс.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

Предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, с другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение, которое должно формироваться по прогрессивной шкале. Структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары.

В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает рыночное равновесие. Оно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несет не учтенный рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывали внешние эффекты.

Выход государства за отчерченные максимальные границы делает необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий. Следует помнить, однако, что этот процесс во многом зависит от самого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Научная и учебная литература

 

  1. Курс лекций по теории государства и права. В.М. Шафиров, И.Д.Мишина,  А.А. Рудаков, В.Ю. Панченко, А.А. Петров, Е.М. Шайхутдинов. Красноярск: СибФУ, 2001 - 253 с.
  2. Безрядин, Д. Н. Теория государства и права: методич. рекомендации по подготовке к семинарским занятиям /Д. Н. Безрядин, В. А. Слепцов.— Новосибирск : СибАГС.— 2007.— 170 с.
  3. Безрядин, Д. Н. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для дистанционного обучения и самостоятельной работы студентов / Д.Н. Безрядин, В.А. Слепцов ; СибАГС.- Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2009, 200с.
  4. Теория государства и права: Учебное пособие дистанционной формы обучения / Сост. Н.В.Шишкина. — Новосибирск: СибАГС, 2001. — 160 с.
  5. Шишкина, Н.В. Теория государства и права: Хрестоматия для дистанционного обучения / Н.В.Шишкина. — Новосибирск: СибАГС, 2006. — 277 с.
  6. А.В. Сидорович. Курс экономической теории. Москва. 2004 г.
  7. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие- М.: Финансы и статистика, 2003 г.
  8. Феликс Шамхалов. Государство и экономика. Основы взаимодействия. Москва, 2001г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономические функции государства