Эвтаназия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Эвтаназия буквально означает "хорошая, легкая смерть". В литературе можно встретить другие варианты написания этого слова: эйтаназия, эутаназия, евтаназия. Мы будем использовать слово "эвтаназия" как наиболее часто употребляемое в медицинской, философской и юридической литературе.

Содержание

Введение 3
1. История эвтаназии 4
2. Вопрос востребования эвтаназии в современном обществе 7
3. Уголовно - правовая оценка эвтаназии 10
4. Социально - правовые аспекты эвтаназии 13
5. Правовые проблемы эвтаназии в России 16
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

ит.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

КУРГАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Второе  высшее образование 

Направление подготовки – Юриспруденция 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: Теория Государства и права

    Тема: «Эвтаназия» 
     
     
     
     

Студентка Осипова  Ю.Г.

Группа ЮЗ- 3811вв

Номер зачетной книжки 318183 

Преподаватель жайкбаев ж..С. 
 
 
 

Курган 2012

 

Содержание

     Введение 3

1. История эвтаназии 4

2. Вопрос востребования эвтаназии в современном обществе 7

3. Уголовно - правовая оценка эвтаназии 10

4. Социально - правовые аспекты эвтаназии 13

5. Правовые проблемы эвтаназии в России 16

     Заключение 20

Список использованной литературы 22

 

      Введение

     Эвтаназия буквально означает "хорошая, легкая смерть". В литературе можно встретить  другие варианты написания этого  слова: эйтаназия, эутаназия, евтаназия. Мы будем использовать слово "эвтаназия" как наиболее часто употребляемое в медицинской, философской и юридической литературе.

     Эвтаназия - это умышленные действия или бездействие  медицинского работника, осуществляемые в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося в угрожающем жизни состоянии, в результате которых наступает его смерть. Понятие "информированный больной", употребляемое в международно-правовых документах в области здравоохранения, означает пациента, который осведомлен о состоянии своего здоровья, диагнозе, прогнозе развития заболевания и последствиях того или иного лечения либо отказа от него.

     Сторонники  эвтаназии нередко обосновывают свою позицию ссылками на "естественные", "неотчуждаемые", "конституционные", субъективные права, "основные права  и свободы человека" и т.д. Так, исследователи эвтаназии Ю.А. Дмитриев и Е.В. Шленева приходят к выводу, что "конституционное установление права на жизнь логически означает юридическое закрепление права человека на смерть" Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Гос-во и право. 2000. N 11. С. 52.. Авторы пишут, что "раз право на жизнь относится к числу личных прав человека, его реализация осуществляется им индивидуально и самостоятельно, независимо от воли других", "вопрос жизни и смерти юридически должен решаться человеком индивидуально, без участия иных лиц..."

 

1. История эвтаназии

     Боль  нередко является следствием болезни, имеющей смертельный исход. Медицина всегда задумывалась над тем, как облегчить страдания больного. Нередко, когда исход предрешен - только смерть, - врачи задаются вопросом: зачем продолжать муки пациента искусственным поддержанием жизни'?1 Нелегче ли облегчить его участь, сделав смертельную инъекцию, дав тем самым облегчение? В медицине, философии, юриспруденции такое деяние получило название "эвтаназия". Подобные вопросы задавались в истории человечества издавна. Решались они по-разному.

     Античность  предъявляла высокие требования к качеству жизни, ставя превыше  всего доблесть, красоту, здоровье. Жизнь, лишенная таких достоинств, не воспринималась как самоценность. Подобные установки способствовали воспеванию добровольного прекращения жизни. Известна история Геракла, которая была полна подвигов, но омрачена страшным концом Месть, коварство, неверие сыграли с ним злую шутку. Собственная супруга дала ему отравленную одежду, которая стала приносить ему мучительные страдания. Геракл, предвидя неминуемую смерть, обращается к своему сыну Гиллу:

- Исполни же  мою последнюю волю Гилл! Отнеси  с моими верными друзьями меня на высокую Оэту, на ее вершине сложи погребальный костер и подожги его. О, сделай это скорей, прекрати мои страдания!

- О, сжалься,  отец, неужели ты заставляешь  меня быть твоим убийцей! - умоляет Гилл отца.

- Нет, не убийцей  будешь ты, а целителем моих  страданий! (Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М., 1988. С. 191)

      Обычай  умерщвления новорожденных с  врожденными недостатками был характерен для многих первобытных обществ и не считался убийством вообще. Младенец, отличавшийся исключительным уродством, с легкостью лишался жизни по Законам XII таблиц Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 6.

     Ограничения, которые были установлены еще  легендарным Ромулом, касались лишь недопущения злоупотреблений родительской властью: ребенка необходимо показать пятерым ближайшим соседям . (Монтескье Ш.Л. О духе законов.)

       Многие древние общества знают свои "скалы предков", с которых сбрасывали немощных стариков (либо они сбрасывались сами). Дети относили в горы своих родителей, достигших преклонного возраста. Причем общественные правила не интересовало, каково здоровье этих людей. Как только человеку исполнялось некое количество лет, община списывала с себя обязанность по его содержанию. Его отправляли в установленное место, где он мог прожить уже только то время, которое позволяли собственные силы. Аналогичные обычаи существовали у кельтов, готов, викингов, у некоторых северных народов.

     Сенека, известный как родоначальник  позднеримского гуманизма, практически впервые гласно осудивший рабство, признает в "Нравственных письмах к Луцилию" за добровольным уходом из жизни из-за болезни право на существование: «Ведь все дело в том, что продлевать - жизнь или смерть. Но если тело не годится для своей службы, то почему бы не вывести на волю измученную душу? И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать. И поскольку жалкая жизнь куда страшнее скорой смерти, глуп тот, кто не отказывается от короткой отсрочки, чтобы этой ценой откупиться от большой опасности».

     Христианство стало первой жизнеутверждающей религией во всех ее проявлениях. Следствием стало бескомпромиссное осуждение самоубийства. "Жесткость христианского отношения к самоубийству вообще и к эвтаназии в частности связана с жизнеобеспечивающими основаниями социального бытия человека. Даже такой противник христианства, как Ф. Ницше, признавал, что одна из причин социального признания христианства коренилась именно в его бескомпромиссной борьбе с "неуемной жаждой самоубийства, ставшей столь распространенной ко времени его возникновения". Однако Библия не содержит прямого указания на запрет эвтаназии. В то же время исследователи приводят два примера, которые можно отчасти отнести к аналогичным случаям.

     Некоторые авторы, ссылаясь на приведенные примеры, считают, что они не осуждают эвтаназию и самоубийство. Между тем такое мнение выглядит в корне неверным. Поэтому зачем озвучивать специальное осуждение частного случая, если есть общая отрицательная оценка. Впоследствии Христос взошел на крест, претерпев невыносимые страдания, которые стали символом борьбы за веру. Папа Римский в Послании к X Всемирному дню больных и работников здравоохранения в 2001 г. отмечал: "Последние достижения в области медицины накладывают на всех нас огромную ответственность перед жизнью, которая неизменно является даром Божиим, несмотря на этапы и условия своего развития. Мы должны быть бдительными перед лицом любых форм насилия и преступлений против жизни".

 

      2. Вопрос востребования эвтаназии в современном обществе

     В настоящее время практически во всех странах мира, как светским обществом, так и религиозными конфессиями жизнь человека декларируется как наивысшая ценность, и всякая возможность покушения на нее как на законодательном, так и на духовном уровне выводит за рамки общества и религии того, кто попытается на нее посягнуть. Закон, регламентирующий на территории Российской Федерации отношения врача и пациента (Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан), ст. 45 прямо запрещает эвтаназию: "медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии - удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни". В ст. 60 "Клятва врача" еще раз подчеркивается это требование Закона к врачу: "никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии". Тем не менее в последние годы на страницах периодической печати постоянно публикуются научные труды, в которых авторы обсуждают различные аспекты проблемы: предлагаются разного рода классификации и определения "приятной смерти", которые разносторонне характеризуют эвтаназию. Частота данных публикаций свидетельствует о достаточно высоком интересе общества к данной проблеме и о том, что окончательной и единой позиции в современном светском мире относительно эвтаназии пока еще нет. Следует, очевидно, напомнить, что наряду с всеобщим отрицанием эвтаназии существует ряд государств, где "помощь в самоубийстве" выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении. Примером тому может служить Голландия, где еще в 2002 г. был принят Закон "О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве".

     Отношение к эвтаназии Православной Церкви в отличие от светского общества определено четко и жестко. Православие резко негативно относится к возможности разрешения эвтаназии в любой стране, в том числе и в России. Мотивировка такой позиции очень убедительна: каждая жизнь и каждая смерть имеет значение для семьи, общества, государства, мира, и мы не имеем права вмешиваться в план мироздания. Эвтаназия же - это отречение больного от любви Бога, вечное отчаяние, на которое обрекает себя человек. В православном понимании эвтаназия -порождение безрелигиозной морали, не имеющей ничего общего с милосердием и справедливостью. Только циничное и жестокое общество не решает проблемы облегчения физических страданий и духовной поддержки смертельно больных. Трагедия общества состоит в том, что в больном перестают видеть человека, с которым можно общаться на равных, он превращается в несчастного, лишенного будущего, которого надо только жалеть и опекать, и выходом из такой ситуации многие считают эвтаназию. Кроме того, данная проблема непосредственно затрагивает совесть врача, обеспечивающего смерть тяжелобольного Врач тоже смертен, за чертой смерти каждого ждет нравственный суд. Таким образом, выступая против эвтаназии, Церковь заботится также и о душах врачей.

     На  основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что единой позиции в обществе в отношении эвтаназии в настоящее время, к сожалению, пока еще нет. Так, наряду с полной индифферентностью к обсуждаемой проблеме у одной части общества существует выраженная заинтересованность к поставленному вопросу, у другой части общества, причем как у жителей города, так и у жителей села, представляет интерес и по-разному может трактоваться тот факт, что по мере повышения образования, а значит, и расширения кругозора толерантность исследованного нами контингента к признанию эвтаназии как законной процедуры возрастает Считаем, что такая ситуация является следствием отсутствия (в отличие от Православной Церкви) четкой и единотрактуемой позиции в отношении данной проблемы как в научных кругах, в специальной литературе, так и в средствах массовой информации. По нашему мнению, вопрос признания законности эвтаназии в России на самом деле является значительно более глубокой проблемой, чем просто узаконивание "приятной смерти". В любом современном правовом государстве, к которым в настоящее время относится и Российская Федерация, право на жизнь является одним из главных неотъемлемых прав человека (ст. 20 Конституции РФ). Основной Закон нашего государства усиливает это право ст. ст. 7 и 2, в которых человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью, а государство - гарантом соблюдения этих прав: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства...". Признание законности эвтаназии на государственном уровне будет означать не что иное, как капитуляцию перед трудностями, связанными с реализацией законных прав наших сограждан на достойную жизнь, и "красивая смерть" фактически будет выглядеть как единственно возможный, законный выход из тяжелой жизненной ситуации, в которой оказались наши сограждане. В связи с этим считаем необходимым проведение широкомасштабной согласованной планомерной работы на государственном уровне совместно с Православной Церковью как в обществе в целом, так и с врачебным персоналом, направленной на формирование неприятия эвтаназии, т.е. отношения к ней в соответствии с Законом, действующим на территории нашего государства.

 

3. Уголовно - правовая оценка эвтаназии

     Право на жизнь - специфичное субъективное право; оно существенно отличается от таких прав, как, например, право  собственности, право на вступление в брак. Приобретать или не приобретать  имущество, вступать или не вступать в брак, действительно, волен решать сам человек. Хотя и в этих случаях его субъективные права не являются абсолютными, неограниченными, осуществляемыми независимо от других лиц К примеру, праву на получение вещи после оплаты ее стоимости корреспондирует обязанность продавца передать эту вещь и выполнить другие обязанности, связанные с этой сделкой.

     Жизнь и здоровье, относясь к категории  субъективных прав, одновременно представляют собой те блага, которые в правовом государстве всячески охраняются и поддерживаются, составляют общественную ценность. Все далеки от мысли, что жизнь и здоровье - это некая казенная собственность принадлежащая государству или обществу. Однако конституционное закрепление права на жизнь, как нам представляется, не означает автоматически закрепления права на свою "противоположность" - смерть. Статья 20 Конституции РФ о праве на жизнь преследует конкретную цель: запретить произвольное лишение жизни любого человека, к какой бы нации, расе, этнической группе он ни относился, к какому бы полу ни принадлежал, вне зависимости от каких бы то ни было признаков, качеств, свойств, поступков человека. Право на жизнь в равной степени принадлежит и младенцу, и старику, и здоровому человеку, и тяжело больному, и правопослушному гражданину, и преступнику. Эта же конституционная статья установила пределы применения смертной казни к лицам, совершившим преступления.

     В уголовно-правовой литературе можно  встретить различные оценки позиции, представленной Ю.А. Дмитриевым, Е.В. Шленевой и другими авторами, пишущими о естественном праве распоряжаться собственной жизнью. Так, профессор Г.Н. Борзенков хотя и признает юридически неоспоримым такое право человека, однако полагает, что ссылкой на него эвтаназию оправдывать нельзя. Данное право, по мнению профессора, не может быть делегировано ни врачу, ни близким родственникам, ни иным лицам. "Никто не вправе, - пишет Г.Н. Борзенков. - приводить в исполнение смертный приговор, вынесенный человеком самому себе... эвтаназия - тоже убийство. Смягчающие же обстоятельства такого убийства, включая мотивы, если они действительно имели место, могут быть учтены при выборе наказания".

     Лица, окончившие высшие медицинские образовательные  учреждения Российской Федерации, при  получении диплома врача дают клятву, текст которой установлен ст. 60 Основ. Будущие врачи торжественно клянутся проявлять уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии. Факт дачи клятвы врача удостоверяется его личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе с указанием даты. В той же статье Основ говорится об ответственности врачей за нарушение данной ими клятвы.

Информация о работе Эвтаназия