Эволюция и модернизация государства Великобритании в новое и новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.
Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Содержание

Введение
Утверждение конституционной монархии и её эволюция в новое время
Совершенствование государственного строя в новейшее время
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

В 1931 г. был принят Вестминстарский статус, закрепивший объединение английских доминионов в "Британское содружество наций", согласно которому доминионы получили право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, участвовать в международных соглашениях, создавать законы. Акты парламента соединенного королевства перестали являться обязательными, а законы доминионов являлись действительными независимо от того, противоречили они праву Англии или нет. Генерал-губернатор стал назначаться только по рекомендации правительства доминиона.

После II-й мировой войны, хотя и ограниченную, получили независимость  Индийский Союз, Пакистан и Цейлон.

Чтобы открыть возможность  вступления в Содружество для  тех колоний, которые приняли  статус доминионов, не установили у  себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран  Содружества в апреле 1949 г. приняла  решение отменить формулу Вестминстарского статуса 1931 г., гласившего, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциаций независимых наций - членов Содружества и в качестве такового главой Содружества".

В 1948 г. провозглашена независимая  Ирландская республика, в 1957 г. независимость  приобрели Гана Малайская федерация, в 1960 г. Кипр и Нигерия.

К 80-м годам, кроме Великобритании, членами Содружества являются Австрия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия, Гана, Кения, Шри-Ланка и другие.

Великобритания (терр. - 244,1 тыс. кв. км, население - 57 млн. чел.) - унитарное государство. Исторически сложившиеся части соединенного королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Различно их административное деление: в Англии и Уэльсе - графства, которые делятся на округа. Самостоятельной административной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия на области.

Кризис Британской империи  в XX веке был вызван политико-экономическими причинами. Англия принадлежала к числу  держав-победительниц в I-й мировой  войне, но ее финансово-экономическое  положение серьезно ослабло, промышленное производство сократилось на 20%, было утрачено треть национального богатства, ухудшилось материальное положение  всех слоев населения, и, как следствие, возросла его активность.

Так, в результате избирательной  реформы в 1918-1919 гг. право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям  ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие  помещением для деловых занятий.

Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и  владели недвижимостью годовым  доходом не ниже 5 фунтов стерлингов, либо состояли в супружестве с  лицом, удовлетворяющем последнему условию. В 1929 году женщинам были предоставлены  равные с мужчинами права. Акт  о народном представительстве 1948 г. внес изменение в распределение избирательных округов отменил двойной вотум (возможность голосовать более чем в одном округе). В 1969 г. возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет. Лежащий в основе избирательной системы принцип избрания одного депутата от одного округа затрудняет возможность представителям малых партий получить места в парламенте.

В XX веке в Англии сохраняется  двухпартийная система. До 1923 г. это  были консерваторы и либералы, с 1923 г. (после провала либералов на выборах) - консерваторы и лейбористы. Лидеры двух основных политических партий практически безоговорочно приемной основой существующего общественного  строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели координальных изменений. Господство только двух политических партий оказало такое большое влияние на развитие английского права, что двухпартийная система может считаться одним из неписаных конституционных обычаев.

По форме государственного правления Великобритания - конституционная  монархия. Королева (король) является главой государства. Формально сохраняются  многие королевские прерогативы:   назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных  лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих), созыв  и роспуск парламента, наложение  вето на законопроект, принятый парламентом.

Именно монарх обычно открывает  сессии парламента, выступает с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней  политики.

Монарх является главнокомандующим  вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает  и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять  войну и заключать мир, осуществляет право помилования.

Все эти полномочия считаются  простой формальностью, поскольку, согласно английской конституционной  доктрине, глава государства должен действовать по совету своих министров. Именно они подписывают акты, издаваемые монархом, и несут за них ответственность. Одновременно установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает "базис английской Конституции".

В связи с этим корона может отправить кабинет министров  в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д.  Правда, многие свои полномочия монархи  не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит  скрытый характер, и в случае необходимости, благодаря своим конституционным  правам, монархия может явиться серьезной  резервной силой господствующего  класса.

Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит  двухпалатному парламенту со сроком полномочий 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе  относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата же лордов не избирается, право заседать в ней приобретается  либо по наследству, либо по назначению монарха. В настоящее время в  палате более 1100 человек. Потомки старинной  земельной аристократии составляют меньшинство Примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX веке. Третья часть членов палаты лордов составляют директора компаний.

Среди наиболее важных функций  парламента - принятие законов и  контроль за деятельностью правительства. Правам законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, т.к. министры обязательно должны быть депутатами одной из палат.

Обсуждение законопроектов проходит, как правило, сначала в  нижней палате - Палате общин, а затем  в Палате Лордов. В ходе первого  чтения оглашается только наименование и цель билля, во втором - рассматриваются  в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения, внесения поправок и дополнений, в третьем чтении законопроект обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через один месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается монархом без одобрения Палаты лордов. Нефинансовые билли отсылаются на подпись монарху только после одобрения их верхней палаты. Депутаты направляют вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи монарха.

Исполнительная власть

Правительство формируется  после парламентских выборов. Премьер-министром  назначается лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин. Если же лидер партии большинства  не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет  решающее значение.

Так в 1931г. лейбористский  кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит  Болдуину (лидеру консерваторов) сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства. По совету премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства.

В Великобритании различают  понятие "правительство" и "кабинет". Кабинет действует внутри правительства, в его состав входит премьер-министр, основные министры и лица, занимающие т.н. традиционные должности - лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, главный  казначей и др.

Состав правительства  гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 чел., то в правительстве  около 100 чел.). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседании, и фактически все вопросы  внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который  на деле осуществляет высшую исполнительную власть.

Английская армия

Строится на добровольных началах, хотя в мае 1916 г. и в апреле 1939 г. были изданы (затем отменены) законы, сводившие всеобщую воинскую повинность.

Полицейские силы

Англии состоят из местных  формирований. Как правило, начальник  полиции (главный констебль) назначается  городским советом (советом графства). Затем они набирают полицейский  персонал и управляют им. Общее  управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

В результате буржуазной революции  ХVII в. в Англии оформилась конституционная монархия. Конституционные акты (Билль о правах и Акт об устроении) закрепили лидирующее положение парламента в системе органов власти, вручив ему широкие полномочия в законодательной области. На протяжении ХVIII - начале ХIХ вв. происходит дальнейшее ограничение королевской власти и возвышение парламента. Этому способствует становление кабинета министров. В течение ХVIII в. этот высший орган государственного управления обособляется от королевской власти и становится ответственным лишь перед парламентом.

Избирательные реформы ХIХ  в. привели к демократизации избирательной системы в стране и обеспечили буржуазии лидирующее положение в парламенте. Усиление власти буржуазии повлекло за собой ограничение полномочий палаты лордов, которая была оплотом аристократии в английском парламенте.

Развитие капиталистических  отношений также диктовало необходимость  изменений и в английском праве. Однако здесь феодальные нормы изживают себя очень медленно. Наряду с новым  буржуазным законодательством, и в  ХIХ в., и в начале ХХ в. еще действуют средневековые законы, особенно в гражданском и уголовном праве.

Таким образом, особенность  развития капиталистических отношений  в Великобритании является медленный, эволюционный процесс замены феодальных традиций и норм новыми буржуазными. В результате процесс этот растянулся на целых три столетия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Список используемой литературы

  1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для юридических

     вузов в 2-х ч. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М. 1998.

2) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1995.

3) Хрестоматия по истории государства и права зарубежных  стран.  М. 1984.


Информация о работе Эволюция и модернизация государства Великобритании в новое и новейшее время