Эволюция и модернизация государства Великобритании в новое и новейшее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Среди основных принципов буржуазного права можно выделить принцип юридического равенства, поскольку именно юридическое равенство является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.
Не менее важное значение имел и принцип свободы, так как наряду с выражением общечеловеческого гуманистического идеала он выражает свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции, которые в свою очередь немыслимы без свободы политической.

Содержание

Введение
Утверждение конституционной монархии и её эволюция в новое время
Совершенствование государственного строя в новейшее время
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ИГиПЗС.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

 

 

     Российский  государственный социальный университет

                                  филиал в г. Минске

 

                                 кафедра публичного права

 

 

                                               РЕФЕРАТ

                                         по учебной дисциплине

                «история государства и права  зарубежных стран»

 

                 Тема: «Эволюция и модернизация государства Великобритании

                                              в новое и новейшее время»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 Студент 1 курса

                                                                                                 Специальности «юриспруденция»

                                                                                                 Дневного отделения, 1 группы,

                                                                                                 Сахарова Романа Валерьевича

 

 

                                           Содержание:

  1. Введение
  2. Утверждение конституционной монархии и её эволюция в новое время
  3. Совершенствование государственного строя в новейшее время
  4. Заключение
  5. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Введение

 

      Превращение  буржуазии в господствующий класс происходило в  результате политических   революций,   ликвидировавших  феодальные    производственные отношения и феодальное государство. Первой  буржуазной  революцией  мирового значения  была  английская  революция  XVII  века

      В результате революций политическая власть в Англии перешла в руки буржуазии.     В тесной зависимости от этого разрешался вопрос о  форме  государства, созданного революцией, о форме права и способах его кодификации.

      Окончательное  преодоление феодальных пережитков  в  государственном  и правовом устройстве проходило в течение всего XIX и начале  XX  века.  Лишь  к концу XIX  века  буржуазная  демократия  в  том  или  ином  виде  становится наиболее типичной формой выражения политической власти буржуазии.

      На новой исторической ступени права в нем появился ряд новых качеств и принципов. Во-первых, буржуазное право во  всех  странах  рождалось  в  виде национальных правовых систем в противовес партикуляризму феодального  права. Во-вторых, в центр  буржуазных  правовых  систем  была  поставлена  личность человека, а потому его права провозглашались как неотчуждаемые и  священные, подкреплявшиеся  целой  совокупностью  прав  гражданина   в   публичной   и частнособственнической сферах.

      Среди основных  принципов  буржуазного  права  можно  выделить  принцип юридического равенства,  поскольку  именно  юридическое  равенство  является одной из основ функционирования капиталистической системы хозяйствования.

      Не менее важное значение имел и принцип  свободы,  так как наряду  с выражением общечеловеческого гуманистического  идеала  он  выражает  свободу предпринимательской деятельности, свободу торговли, конкуренции,  которые  в свою очередь немыслимы без свободы политической.

      Заинтересованность   буржуазии   в    упорядоченности,    стабильности экономических и социальных отношений выдвинула в  число  основных  принципов права и принцип законности.

 

 

 

 

 

 

 

    Утверждение конституционной монархии и её эволюция

                                         в новое время

Личная власть представителя  индепендентов по своей сути и  форме не могла обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции  в ходе революции. Поскольку главным  противником буржуазии и джентри  стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения  к "законной власти". Это нашло  свое выражение в реставрации  в 1660 г. монархии Стюартов. Потеряв надежду  на активизацию роялистского подполья в Англии, а также на военное  вторжение в Англию армий «дружественных»  держав Европы, Карл в переговорах  с Монком оказался более чем сговорчивым. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции.

14 мая 1660 г. была опубликована  «Бредская декларация», в которой Карл обещал помилование участникам гражданской войны на стороне парламента (за исключением «цареубийц»—лиц, причастных к казни Карла I; признавал отмену так называемого рыцарского держания, т. е. превращение феодальной собственности лендлордов почти в полную буржуазную собственность, а также результаты распродажи земель делинквентов; наконец, была обещана веротерпимость. Этот минимум завоеваний вполне устраивал буржуазию и новое дворянство. И как следствие одним из первых актов вновь собравшегося парламента — Конвента — было официальное обращение к Карлу Стюарту с приглашением вернуться в Англию. 26 мая 1660 г.

Карл торжественно въехал в Уайтхолл и стал Карлом II, а Англия — монархией. Однако это была уже не прежняя монархия, в которой власть короля считалась «властью Божией милостью», это была монархия «милостью парламента». Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

Стремление Карла II и его  преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму  вызвали широкое недовольство в  стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.

Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители  придворной аристократии и часть  джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили  партию "тори". Оппозиция —  купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, — образовала партию "вигов". Обе группировки были еще не оформлены  в организационном отношении; и  виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежевании и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.

Определенным успехом  оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы  подданного и о предупреждении заточений  за морями (Habeas Corpus Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей.

Любой подданный, задержанный  за "уголовное или считаемое  уголовным" деяние (исключая государственную  измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через  представителей обратиться в суд  с письменной просьбой выдать приказ " Habeas Corpus ", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ " Habeas Corpus ", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела, по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, " Habeas Corpus " не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.

Лицо, освобожденное по приказу " Habeas Corpus ", нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до суда за то же преступление. Запрещалось также переводить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Закон предусматривал ответственность  должностных лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие штрафы в пользу заключенного и освобождение от должности.

Акт 1679 г. наряду с Великой  хартией приобрел значение одного из основных конституционных документов Англии, содержащих ряд принципов  справедливого и демократического правосудия: презумпции невиновности, соблюдения законности при задержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и по месту совершения проступка. В то же время можно отметить и  историческую ограниченность этого  закона. Во-первых, ущемлялись права  лиц, обвиненных в тяжких уголовных  преступлениях или соучастии  в них.

Во-вторых, для освобождения на поруки до суда требовался денежный залог, сумма которого могла быть очень значительной. В-третьих, действие закона могло быть приостановлено парламентом, что впоследствии неоднократно происходило  на практике.

Политика Стюартов, которая  грозила обратным перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов и тори. Произошел  дворцовый переворот 1688 г. с целью  замены Якова II более "удобным" монархом. Этот переворот получил название "Славная революция". Она, по существу, завершила оформление компромисса  между фактически господствующей в  важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной  аристократией. Политическая власть в  центре и на местах оставалась в  основном в руках знатных землевладельцев  в обмен ,на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного консенсуса между ведущими политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны, который стал важнейшей чертой английской политической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия между этими силами не должны были носить "принципиального" характера, способного нарушить такое соглашение и политическую стабильность в английском обществе.

Важнейшим политическим результатом  такого компромисса стало утверждение  в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах  парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1701 г.

Билль о правах определил  положение парламента в системе  государственных органов. Утверждая  верховенство парламента в области  законодательной власти и финансовой политики, Билль провозгласил незаконным: 1) приостановление действия законов или их исполнения без согласия парламента; 2) взимание налогов и сборов в пользу короны без согласия парламента. Кроме того, содержать постоянную армию в мирное время дозволялось только с его санкции.

Билль устанавливал свободу  слова и прений в парламенте, свободу  выборов в парламент, право обращения  подданных с петицией к королю. Он содержал специальное указание о  том, что парламент должен созываться достаточно часто. Впоследствии это  положение было уточнено, и срок полномочий парламента был определен  сначала в 3 года, а затем — 7 лет.

Акт об устроении, именуемый  также Законом о престолонаследии, устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения  прерогатив законодательной и исполнительной власти. Лица, вступившие на английский трон, обязаны были присоединиться к англиканской церкви.

Дальнейшее ограничение  королевской прерогативы выразилось в том, что судьи, назначаемые  короной, могли оставаться на своих  постах, "пока ведут себя хорошо", и отстранялись от должности только по представлению обеих палат  парламента. Чтобы уменьшить влияние  короны на деятельность палаты, запрещалось  совмещение членства в палате общин  с занятием должности королевского министра (это положение было вскоре отменено). Акт предусмотрел правило, согласно которому все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались  в подписи соответствующих королевских  министров (контрасигнатура), по совету и с согласия которых они приняты.

Важным установлением  было лишение короля права помилования  своих министров, осужденных парламентом  в порядке импичмента.

Таким образом, на рубеже XVII—XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие  институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области  законодательной власти, признание  за парламентом исключительного  права вотировать бюджет и определять военный контингент, а также принцип  несменяемости судей. Вместе с тем  законодательство XVII—XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал  сохраняться: не случайно государственный  строй Англии XVII—XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская  прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право  абсолютного вето в отношении  законопроектов, прошедших через  парламент, безраздельное право  на формирование своего правительства  и осуществление с его помощью  своей политики. Представление о  триедином парламенте (король и две  палаты) оставалось теоретически неизменным.

Никакой ответственности  перед парламентом король не нес, как не несли политической ответственности  ни Правительство Его Величества, ни так называемый кабинет, который  выделился из Тайного совета в  составе коллегии из 5—7 наиболее важных министров-советников короля.

Информация о работе Эволюция и модернизация государства Великобритании в новое и новейшее время