Шпаргалка по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:09, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

Среди основ конституционного строя  имеются также федерализм, суверенитет  Российского государства и республиканская  форма правления.

Каждый конституционный принцип  существует не сам по себе, а все  они в совокупности конституируют  государство. Эти принципы могут  дополнять и корректировать друг друга.

Являясь основами российской государственности, все они могут быть изменены только в особом порядке (ст. 16 Конституции  РФ).

Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ регулирует наиболее важные общественные отношения, характеризующие  российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «Основы конституционного строя  Российской Федерации».

Основы конституционного строя  Российской Федерации как конституционный  институт – это обладающие наивысшей  юридической силой, систематизированные  нормы Конституции, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях  и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского  общества и государства. По мнению Бутусовой Н.В., имеются основания для выделения и конституционно-правового института основ конституционного строя, который помимо норм главы 1 Конституции включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Говоря иначе, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы Главы 1 Конституции выполняют учредительную функцию, закрепляя устои общества и государства, а остальные нормы – функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов.5

Если сгруппировать статьи главы 1 Конституции по крупным рубрикам, то можно выделить четыре главных  составляющих: политические основы конституционного строя; экономические основы конституционного строя; социальные и духовные основы конституционного строя.

9. Понятие, источники  и принципы избирательного права

Избирательное право - достаточно сложное политико-правовое понятие, достаточно неоднозначно трактуемое в науке и практике.

Особенностью русскоязычной юридической  лексики является наличие у понятия  «право» всегда, как минимум, двух основных смыслов:

1. «объективного» - как одного из  видов регуляторов общественных  отношений - совокупности правил  поведения, определённым образом  формализованных и подкреплённых  силой государственного принуждения;

2. «субъективного» - индивидуальной  возможности субъекта общественного  отношения действовать по своему  усмотрению (в определённых рамках).

Эта особенность касается и понятия  «избирательное право». При большом  количестве существующих в общественных науках определений оно используется в двух основных смыслах, которые  раскрываются в первой главе под  названием понятие и значение избирательного права.

В первом смысле - как объективное избирательное право - это один из важнейших институтов (подотраслей) российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации.

Во втором смысле - как субъективное избирательное право - это право граждан Российской Федерации:

а) избирать (активное избирательное  право) в органы государственной власти и местного самоуправления;

б) быть избранными в органы государственной  власти и местного самоуправления (пассивное  избирательное право).

В этом смысле избирательное право - это свобода действий отдельного гражданина в определённых законом  рамках при участии в выборах (выше уже говорилось о том, что  для некоторых иностранцев в  законодательстве делается исключение в отношении возможности участвовать  в муниципальных выборах). Избирательное  право относится к числу политических конституционных прав российских граждан.

Принципы избирательного права - это  его основополагающие начала. 

Основные (конституционные) принципы избирательного права - это всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

1) Принцип всеобщности избирательного  права - означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции  РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

· наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором  подробнее - ниже);

· возраст не менее 18 лет (этого  возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);

· дееспособность (отсутствие признания  судом недееспособным);

· гражданин не должен содержаться  в местах лишения свободы по приговору  суда.

Следует также отметить, что своё активное избирательное право гражданин  реализует, как правило, в избирательном  округе, в пределах которого расположено  его место жительства.

К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным  правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это  связано с необходимостью обеспечения  отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.

Требования к кандидатам можно  разделить на общие (применяющиеся  на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах  выборов). При этом нельзя не отметить, что дополнительно к требованиям, установленным Конституцией РФ, довольно широкий их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.

Общие требования:

· наличие активного избирательного права;

· не имеют права быть избранными граждане РФ:

· имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные  граждане вправе быть избранными в  органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным  договором Российской Федерации;

· осужденные к лишению свободы  за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования  на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

· осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных  Уголовным кодексом РФ Уголовный  кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст.2954., и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные  преступления;

· подвергнутые административному  наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (Производство и распространение  экстремистских материалов) Кодекса  РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится  до окончания срока, в течение  которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

· в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого же Федерального закона (конституционно-правовые нарушения экстремистской направленности), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

· при наличии в отношении  гражданина Российской Федерации вступившего  в силу решения суда о лишении  его права занимать государственные  и (или) муниципальные должности  в течение определенного срока  этот гражданин не может быть зарегистрирован  в качестве кандидата, если голосование  на выборах в органы государственной  власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Специальные требования:

· более высокий, чем 18 лет возраст - например, на выборах депутатов  Государственной Думы Ставропольского  края и депутатов Государственной  Думы РФ - 21 год, на выборах Президента РФ - 35 лет;

· требования к продолжительности  и сроку проживания на определённой территории - могут устанавливаться  только Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;

· запрет занимать выборную должность  более определённого количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может занимать должность  Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);

· запрет совмещения некоторых выборных должностей с некоторыми другими  должностями и видами деятельности (предусматриваются Конституцией РФ и федеральным избирательным  законодательством).

2) Принцип равного избирательного  права - означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного - при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого избирательного  права - предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что  российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных  выборов, которые применяются в  некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных  выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому  законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение  данного понятия, цитировавшееся выше.

4) Принцип тайного голосования - означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое - оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно - сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме.

К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие:

· свободное и добровольное участие  гражданина Российской Федерации в  выборах;

· наличие у гражданина Российской Федерации, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти;

· проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти;

· открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов;

· запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе, лиц без гражданства, иностранных организаций в осуществлении  деятельности, способствующей либо препятствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах. При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах, а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации;

· обязательность проведения выборов (включая наличие установленных  сроков проведения и порядка назначения выборов, единых выборных дней - как  правило, второе воскресенье марта  или октября).

Таким образом, рассмотрев основные принципы избирательного права можно сделать  вывод о том, что благодаря  рассмотренным принципам выборы в нашей стране являются подлинными. Граждане могут в полной мере реализовать  свои избирательные права, а власть будет определена на основе воли большинства  избирателей.

 

10. Порядок организации  и проведения выборов в органы  власти

Избирательная система – это порядок проведения и организации выборов в органы государственной власти страны различных уровней власти.

Избирательная система РФ – это совокупность приемов и способов организации выборов органов государственной власти РФ и местного самоуправления.

Избирательная система РФ включает в себя: 1) порядок выборов Президента РФ (Главы государства); 2) порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (нижней палаты парламента РФ); 3) порядок выборов в другие государственные органы власти, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые на основе всеобщего и прямого избирательного права; 4) порядок выборов в органы государственной власти субъектов РФ; 5) порядок выборов в органы местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву