Шпаргалка по конституционному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 18:09, шпаргалка

Краткое описание

Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 108.64 Кб (Скачать файл)

временные;

ж) по уровню конституционного регулирования:

конституции федеративного государства (США, ФРГ);

конституции субъектов федерации (конституция Гамбурга).

5. Особенности Конституции  как юридического акта.

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции  РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить  любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической  силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией  в конституции». Другие нормы Конституции  РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию  положений ст. 2 Конституции РФ о  человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности  государства признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина направлены нормы  гл. 2 «Права и свободы человека и  гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции  РФ — особый порядок ее охраны. Все  государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля —  Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности  действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных  институтов; приоритетное регулирование  прав и свобод людей по сравнению  с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В  первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные  и переходные положения» состоит  из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции  могут быть квалифицированы как  реальные (например, нормы о статусе  Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).

 

6. Общая характеристика  Конституции РФ 1993 года, ее отличия  от ранее действующей.

Конституция России состоит из преамбулы  и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер. 
Преамбула, т.е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, т.к. в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции 
Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства: 
— утверждение прав и свобод человека, 
— утверждение гражданского мира и согласия в РФ, 
— сохранение исторически сложившегося государственного единства, 
— возрождение суверенной государственности России, 
— утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, 
— обеспечение благополучия и процветания России. 
В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие. 
Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции. 
 
В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Остальные главы посвящены организации государственной власти.

7. Порядок внесения поправок  в Конституцию РФ и ее пересмотра.

Конституция РФ является постоянно  действующей, однако современная жизнь  подвижна, в результате чего может  возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные  нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в гл. 9 Конституции РФ. Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума по проекту  Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура  изменения Конституции названа  усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный  выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может  быть изменена путем издания Федеральным  Собранием РФ федеральных законов  о внесении изменений в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к Конституции  должны быть одобрены не менее 3/4 голосов  от общего числа членов Совета Федерации  и не менее 2/3 голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения  в гл. 3–8 Конституции РФ, которые  посвящены организации государственной  власти (порядок формирования и компетенция  органов власти), поэтому не затрагивают  первооснов конституционного строя  России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

8. Понятие и содержание  основ конституционного строя  РФ.

Понятие «основы конституционного строя» является новым для конституционного права не только нашего государства, но и конституционного права зарубежных стран. Принятие государством конституции  само по себе означает, что оно берет  на себя обязанность следовать конституционным  порядкам. Однако в понятие «конституционный строй» включается не только формальное соблюдение конституции, но государством надежно охраняются права и свободы  человека и гражданина, а само государство  подчиняется праву.

Конституционный строй не сводится к факту существования конституции, а становится реальным, если основополагающий закон, то есть конституция, соблюдается, и если она демократична. Для того чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными  гарантиями. Они в своей совокупности обеспечивают такой способ организации  государства, который может быть назван конституционным строем. Таким  образом, конституционный строй  – это форма, или способ, организации  государства, обеспечивающая подчинение его праву и характеризующая  его как конституционное государство. Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества. Что такое  гражданское общество.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные  положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической  литературе нет единого, общепризнанного  определения конституционного строя. Так, Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство».1 Ограничение государственной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства.

В годы советской власти в нашей  стране понятие «гражданское общество»  не использовалось. Это было обусловлено, прежде всего, тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строительства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество, занимаясь решением всех, до самых мельчайших, вопросов.2

Ранее предполагалось, что конституция  должна устанавливать такие пределы  государственной власти, которые  вообще исключили бы возможность  ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования  в рамках гражданского общества настолько  усложнился, что вмешательство государства  в эту сферу облегчает саморегулирование. Задача конституции всякого конституционного государства состоит в том, чтобы  установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного  саморегулирования для того, чтобы  это вмешательство не смогло нанести  вред институтам и механизмам саморегулирования.

Именно в результате подобного  ограничения государственной власти правом современное конституционное  государство функционирует таким  образом, что оно постоянно стремится  к усилению своего вмешательства  в дела гражданского общества. Дойдя  до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы  саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство, тем  сильнее, чем дальше идет государственное  регулирование.

Таким образом, в демократическом  конституционном государстве общество функционирует одновременно и как  управляемая государством, и как  саморегулирующаяся система, а конституционное  государство – как управляющая  система, которая в то же время  находится в зависимости от саморегулирующегося  гражданского общества и его потребностей.

В основу концепции конституционного строя Российской Федерации в  действующей Конституции РФ 1993 г. положены гуманистические идеи, исходящие  из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. В ней государство рассматривается как официальный представитель общества, правомочный решать только те вопросы, которые за ним закреплены Конституцией РФ. И хотя большинство этих идей не реализовано на практике, сам факт закрепления этих идей в действующей Конституции РФ играет важную положительную роль, так как указывает тот путь, следуя которому Российская Федерация может стать подлинно конституционным государством.3

Правовые нормы Конституции  РФ закрепляют основные устои российской Конституции. В качестве устоев выступают  основы конституционного строя. Под  основами конституционного строя Российской Федерации понимают главные устои  государства, его основные принципы, призванные придать Российской Федерации  характер конституционного

В Конституции РФ содержится отдельная  глава (1), посвященная основам конституционного строя Российской Федерации. В их число входят демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, в признании местного самоуправления, а также правовое государство, воплощением  которого и является конституционное  государство.4 Его основу составляет признание государством человека, его  прав и свобод высшей ценностью. Такой  основой представляется и социальное – рыночное хозяйство.

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву