Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:30, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"

Вложенные файлы: 1 файл

конституциооное право ответы на вопросы.doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

68.Взаимоотношения муниципальных органов с центральной властью. Контроль государства за деятельностью муниципальных органов, их ответственность.

1)отн.с центр.властью- )Не смотря  на то, что местным органам  власти предоставлена право на  самоуправление, центральная власть  стремится контролировать местные  власти. В унитарных государствах  за местными органами наблюдают  представители органов центральной власти. Определенные надзорные функции выполняют министерства финансов. Центральная власть всегда имеет влияние на мун органы: 1) прямое регулирование деятельности местных органов осущ путем принятия законов и подзаконных актов 2) существует постоянный контроль за работой мун органов. 3) используется фин заинтересованность.В случае конфликтов или неподчинения местных органов применяются различные санкции (принудительная отставка служащих, отмены субсидий)

По мимо адм может осущ судебный надзор ( В Англии центральная власть может обратиться в суд, если она недовольна действиями местных органов).

Механизмы образования местных исполнительных органов:

Избранная гражданами представительная собрание (мун собрание) самостоятельно избирает должностных лиц, которые образуют исполнительный орган, деятельность таких исполнительных органах в разных странах различна

Раздельное избрание мун собрания и исполнительного органа. Характерно для Японии

Возложение функции исп власти на избранное лицо.

69.Основные модели местного самоуправления и управления в зарубежных странах.

Различаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.

В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые муниципальные органы обладают равным статусом.При неунифицированной системе однопорядковые муниципальные органы обладают разным правовым статусом. Отличие моделей подобного типа заключается в том, что каждая система содержит крупные подсистемы с собственными центрами регулирования и контроля муниципальной деятельности, занимающими промежуточное положение между общегосударственными органами и местностями. Существуют прямые административные отношения этих органов с соответствующими правительственными учреждениями.По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют «парламентскую» и «президентскую» модели.«Парламентская» характеризуется избранием местных исполнительных органов представительными органами из своего состава. Во многих случаях глава местной администрации одновременно может являться председателем местного представительного органа. При этом представительный орган является вышестоящим по отношению к главе администрации.«Президентская» модель – прямые выборы населением как представительного органа, так и главы местной администрации и даже некоторых должностных лиц исполнительной и судебной власти (казначея, прокурора, мирового судьи). Имея один общий источник власти, данные выборные органы осуществляют свою деятельность на паритетных началах. Зачастую в одном государстве могут существовать обеэти модели.Особая сложность в организации местного самоуправления отличает федеративные государства (США, Канада). Каждый субъект федерации имеет здесь свое административно-территориальное деление, которое складывалось в процессе исторического развития. В Конституции Канады статус местных органов вообще четко не регламентирован. В п. 8 ст. 92 Конституционного Акта 1867 г. говорится лишь о том, что законодательные органы провинций имеют право принимать законы, касающиеся своих муниципальных учреждений. В силу этого, а также особенностей каждого субъекта федерации, административно-территориальное деление в канадских провинциях не одинаково. Даже в пределах одной провинции муниципальные органы часто имеют разные формы (в зависимости от целей, которые перед ними ставятся, от количества населения).В унитарных государствах общий контроль за местными органами осуществляется центральным правительством (в лице одного или нескольких министерств). В федеративных государствах деятельность местных органов контролируется, как правило, субъектами федерации.Для системы муниципальных органов США характерны отсутствие четкого разграничения правового статуса муниципалитетов различных видов, несовпадение классификации этих органов с делением на городские и сельские территории.Муниципальные органы призваны решать только местные дела, касающиеся обеспечения жизнедеятельности местного сообщества. К таковым относятся: руководство развитием коммунального хозяйства, муниципальной собственностью, решение социальных вопросов, пожарная безопасность, санитарный контроль и т. д.Формами осуществления местного самоуправления являются местные референдумы, народная правотворческая инициатива, создаются территориальные органы общественного самоуправления, избираются советы, созываются сельские сходы. На низовом уровне может быть избран староста. Собрание деревни может избрать главу сельской администрации или коллективный орган (совет, комитет, правление).

70.Формирование, структура, компетенция органов местного самоуправления и управления в зарубежных странах.

Порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправленияРазличаются унифицированные и неунифицированные модели местного управления.В унифицированной модели действует единая система управления на местах, однопорядковые муниципальные органы обладают равным статусом.При неунифицированной системе однопорядковые муниципальные органы обладают разным правовым статусом. Отличие моделей подобного типа заключается в том, что каждая система содержит крупные подсистемы с собственными центрами регулирования и контроля муниципальной деятельности, занимающими промежуточное положение между общегосударственными органами и местностями. Существуют прямые административные отношения этих органов с соответствующими правительственными учреждениями.По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют «парламентскую» и «президентскую» модели.«Парламентская» характеризуется избранием местных исполнительных органов представительными органами из своего состава. Во многих случаях глава местной администрации одновременно может являться председателем местного представительного органа. При этом представительный орган является вышестоящим по отношению к главе администрации.«Президентская» модель – прямые выборы населением как представительного органа, так и главы местной администрации и даже некоторых должностных лиц исполнительной и судебной власти (казначея, прокурора, мирового судьи). Имея один общий источник власти, данные выборные органы осуществляют свою деятельность на паритетных началах. Зачастую в одном государстве могут существовать обеэти модели.27. Компетенция органов местного самоуправленияК ведению органов местного управления относятся дела, связанные главным образом со сферой обслуживания и охраной порядка.Полномочия органов местного управления обычно устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления (просвещение, здравоохранение и т. п.). В федеративных государствах определение прав и обязанностей муниципалитетов относится к ведению законодательных органов субъектов федерации. В США часть городов и незначительное число графств имеют особые хартии самоуправления (home rule), которыми регулируются структура и компетенция их муниципальных органов. Эти хартии утверждаются законодательным органом штата или принимаются на основе разработанной штатом модели. В современных условиях распространенным явлением становится регулирование полномочий органов местного управления не парламентскими актами, а правительственными постановлениями, инструкциями министерств.Полномочия муниципальных органов делятся на:– обязательные;– необязательные.К обязательным относятся полномочия по вопросам, которым придается общегосударственное значение. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в порядке дороги, обеспечивать санитарное состояние населенных пунктов, противопожарную службу, содержать школы.Необязательными являются полномочия, реализуемые по собственному усмотрению муниципальных властей. В их число входит осуществление различных видов обслуживания населения: создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий, жилищное строительство, организация муниципального транспорта, газо– и электроснабжения, муниципальных больниц, библиотек, театров.Основными методами муниципальной деятельности являются:1) регулирование;2) контроль;3) непосредственное управление муниципальным имуществом, предприятиями и учреждениями.1)компетенция: Объем полномочий и способ предоставления им прав в разных странах разный. Во Франции законодательство очень подробно регламентирует компетенцию местных выборных органов. Компетенцию органов самоупр подразделяют на первичную (местные дела: чистота улиц, правильность застроек, сист школьного образования, органы здравоохранения и т.д),  вторичную (круг вопросов которые прямо не относятся к местным делам и в которых заинтересована центральная власть: учет избирателей, призывников и т.д.Основные методы муниципальной деятельности явл – регулирование и управление.Управл деятельность – руководство предприятиями, организациями, которые составляют муниципальную собственность. Нормотворческая деятельность ограничена. Часто для издания какого-то акта требуется его утверждение вышестоящим органом или представителем правительства.Осн полномочия муниципальных органов:В сфере финн-эк деятельности (принятие местного бюджета, сбор различных денежных средств, установление местных налогов и т.д)В области охраны общественного порядка.В области коммунального обслуживания, благоустройства и охраны окружающей среды.Структура : По структуре органы местного самоуправления, как правило, однопалатные. Двухпалатное построение этих органов чрезвычайно редко (муниципальный совет Нью-Йорка, например).По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют «парламентскую» и «президентскую» модели.Первая характеризуется избранием местных исполнительных органов представительными органами из своего состава. Во многих случаях глава местной администрации одновременно может являться председателем местного представительного органа. При этом представительный орган является вышестоящим по отношению к главе администрации, что подразумевает подотчетность последнего.Вторая модель -- прямые выборы населением, как представительного органа, так и главы местной администрации и даже некоторых должностных лиц исполнительной и судебной власти (казначея, прокурора, мирового судьи, шерифа -- начальника полиции). Имея один общий источник власти, данные выборные органы осуществляют свою деятельность на паритетных началах.Зачастую в одном государстве могут существовать обе эти модели. Например, для северо-германских земель ФРГ характерна «парламентская» модель, тогда как на юге преобладает «президентская».

 

71.История разработки и принятия Конституции США, ее концептуальные основы. Поправки к Конституции США.

Конституционное развитие США начинается с принятия 13 штатами декларации независимости 1776г. В данном документе были закреплены права человека на жизнь, свободу, стремления к счастью, а также равенству всех людей. В 1781г. штаты объединились и приняли конституционный документ – «Статьи о Конфедерации». Первоначально целью конституции было создание органов гос власти, федерального государства, в следствии чего в конституции отсутствовало закрепление права и свобод человека. Конституция США – жесткая. Поправки к ней принимаются либо 2/3 голосами членов обеих палат конгресса, либо конвентом, созываемым по требованию законодательных собраний штатов. Преамбула конституция указывает на основные цели: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благосостоянию. Основная часть  конституция состоит из 7 частей. Статья 1 посвящена законодательной власти, ст2 – исполнительной, ст3 – судебной, ст4 – основам федерализма, ст5, 6, 7 – короткие статьи о порядке принятия поправок конституции, о характере верховного права данного документа, о порядке вступления в силу конституции. 3часть конституции – 27 поправок (первые 10 – Билль о правах)2. Характеристика Конституции СШАСтруктурно Конституция США включает сегодня преам¬булу, 7 статей и 27 поправок и представляет собой весьма лаконичный документ. При этом преамбула ни судами, ни док¬триной в качестве составной части Конституции не признается. В ней обозначены источник, от которого исходит Конституция ("Мы, народ..."), а также цели принятия последней (образование более совершенного Союза, утверждение правосудия, обеспе¬чение внутреннего спокойствия, организация совместной обо-роны, содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы).Именно с целью обеспечения благ свободы "отцы-основа¬тели", как в 1918 г. назвал разработчиков Конституции сена¬тор, а затем Президент США Уоррен Гардинг, стремились организовать власть в новом государстве таким образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как "по горизонтали", так и "по вертикали". Особая заслуга "отцов-основателей" состоит в том, что они существенно развили содержание упомянутого конституци¬онного принципа по сравнению со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л. Монтескье, дополнив его доктриной, получившей название системы сдержек и противовесов (checks and balances). Юри¬дической моделью реализации идеи разделения властей с ис¬пользованием системы сдержек и противовесов явилась уста¬новленная Конституцией США впервые в истории президент¬ская республика. Наряду с разделением властей ключевыми, концептуальными идеями Конституции явились федерализм и судебный контроль, включивший вскоре и проверку конститу¬ционности правовых актов. Как утверждают американские исследователи, перечисленные принципы представлялись "от¬цам-основателям" настолько самоочевидными и бесспорными, что они не получили прямого словесного закрепления в тек¬сте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание*.Поправки : 1)Формула расчёта количества представителей в палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет.2) Гражданин США, принявший титул от другого государства, лишается гражданства. Иногда называется «Пропавшей тринадцатой поправкой.

 

72.Конгресс США: правовое положение, полномочия палат.

Конгресс СШАЭто парламент — представительный орган, осуществляю¬щий на федеральном уровне законодательные функции. Консти¬туция признает за ним юридически первое место в системе федеральных органов государственной власти. Именно Конгресс в доктрине, политической и юридической практике признает¬ся органом, олицетворяющим США. Об этом свидетельствует то, что его полномочия являются определяющими для разгра¬ничения компетенции между Союзом и штатами, а при рас¬смотрении Верховным судом дел, в которых стороной высту¬пает Конгресс, эта сторона именуется "Соединенные Штаты".Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым всеобщим голосованием.Полномочия членов Конгресса США:1) право на внесение поправок в конституцию и принятие резолюций;2) право объявления войны, формирования вооруженных сил, полиции для отражения вторжения в страну иностранных военных сил;

 

3) формирование федеральных судов, контролирование и регулирование  процесса оформления гражданства, прав (патентное и авторское), контроль  и регулирование торговых отношений  с иностранными государствами и т. д.Органом законодательной власти США является Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются 2 кандидата: от демократической и республиканской партий), в состав палаты входят также 3 представителя от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по 2 от каждого штата, но действует принцип ротации: 1/3 сенаторов обновляется каждые 2 года.Члены Палаты представителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями. Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в Сенате председательствует Вице-президент.В обеих палатах Конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.Главной формой деятельности Конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палатСогласно Конституции США, Конгресс имеет следующие полномочия:устанавливать и взимать налоги, сборы, пошлины и акцизы, для того чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие Соединённых Штатов; причём все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразны повсеместно в Соединённых Штатах;занимать деньги в кредит Соединённых Штатов;регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами;устанавливать повсеместно в Соединённых Штатах единообразные правила натурализации и принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;чеканить монету, регулировать ценность оной и ценность иностранной монеты, устанавливать единицы весов и мер;предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединённых Штатов;создавать почтовые службы и почтовые пути;содействовать развитию науки и полезных ремёсел, закрепляя на определённый срок за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду;определять и карать акты пиратства, тяжкие преступления, совершаемые в открытом море, и преступления против права наций;объявлять войну, выдавать свидетельства на каперство и репрессалии и устанавливать правила относительно захватов трофеев на суше и на воде;формировать и обеспечивать армии, но ассигнования на эти цели не должны выделяться более чем на двухлетний срок;создавать и содержать военно-морской флот;издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими;

предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;предусматривать меры по организации, вооружению и обучению полиции и руководству той её частью, которая может быть использована на службе Соединённых Штатов, сохраняя за штатами право назначения должностных лиц и организации подготовки полиции в соответствии с требованиями, предписанными Конгрессом;

 

73.Президент США и его исполнительный аппарат.

Президент США

Президент избирается сроком на четыре года. В качестве гарантии предотвращения узурпации власти, угрозу которой может создать длительное пребывание одного лица в данной должности, Конституция США (поправка XXII) устанавлива¬ет запрет на избрание одного и того же лица Президентом более двух раз. Упомянутая поправка была принята Конгрес¬сом в 1947 г. (вступила в силу в 1951 г.) после того, как Фран¬клин Делано Рузвельт избирался Президентом США четыре раза подряд. Это был беспрецедентный случай. Ранее действо¬вал рожденный первым Президентом Дж. Вашингтоном обычай избираться на эту должность не более двух раз. После того как обычай оказался нарушен, эта норма стала конституционной. Согласно той же XXII поправке, лицо, занимавшее дол-жность Президента или исполнявшее его обязанности свыше двух лет, не может быть избрано на эту должность более одного раза. Таким образом, предельный срок пребывания одного лица в должности Президента США составляет 10 лет.Президент США имеет право:потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей;даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против Соединённых Штатов, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней);по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов;заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии;в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них;в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.Президент США по совету и с согласия сената назначает Кабинет США, послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом (но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, президенту единолично, судам или главам департаментов)Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.Президент независим от Конгресса США, поскольку и тот, и другой получают власть напрямую от народа путём демократических всеобщих выборов. Президент не может распустить Конгресс, а Конгресс не может отправить в отставку правительство.Назначение высших должностных лиц исполнительной власти является исключительной прерогативой президента. Однако верхняя палата Конгресса (Сенат) имеет право утвердить или не утвердить предложенную президентом кандидатуру.Конгресс США обладает всей полнотой законодательной власти, принимая законы, которые обязательны для исполнения всеми должностными лицами, в том числе президентом. Однако законодательная власть Конгресса сдерживается правом президента наложить на закон вето, преодолеваемое 2/3 голосов Конгресса, а также правом Верховного суда США признать неконституционным любой закон.Вся система исполнительной власти подчинена президенту, а Кабинет министров выполняет лишь функции совещательного органа. При этом Конгресс США осуществляет контроль за соблюдением исполнительной властью законов и особенно за расходованием средств, которые выделены Конгрессом.Президенту предоставляется право издавать указы, связанные с осуществлением своих полномочий федеральными органами исполнительной власти. Отменить указ президента может только Верховный суд, признав его неконституционным, Конгрессу такие полномочия не предоставляются.Именно президент, и только он, предоставляет для утверждения Конгрессу проект государственного бюджета.Президент США является верховным главнокомандующим вооружёнными силами США. В то же время, финансовое обеспечение вооружённых сил, а также объявление войны и заключение мира, находятся в ведении Конгресса.Подписанные президентом международные договоры подлежат обязательному утверждению Сенатом Конгресса США.Внутренние войска и вооружённые силы подконтрольны президенту и могут использоваться для защиты общественного порядка, однако введение чрезвычайного положения в масштабах страны осуществляется только с разрешения Конгресса.Полномочия президента ограничены федеральными органами исполнительной власти. Он не может уволить высших должностных лиц штатов или муниципалитетов.Конгрессу предоставляется право путём импичмента отрешить президента и других должностных лиц (в том числе федеральных судей) от должности.Президент избирается на 4 года, он не может избираться более 2 раз. Сенат избирается на 6 лет, а конгресс на 2 года, без ограничения возможности переизбрания. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности пожизненно. Соответственно, сроки полномочий должностных лиц разных ветвей власти отличаются друг от друга.Понятие "исполнительный аппарат президента" (ИАП) позитивному российскому конституционному праву пока неизвестно. Оно принято в США, где имеет определенные правовые границы. Так, планом реорганизации № 1 1977 г. "Исполнительный аппарат Президента"1 определены структурные подразделения, функции и бюджет ИАП. Он состоит из службы Белого дома, службы вице-президента, административно-бюджетного управления и 14 других подразделений (совет экономических консультантов, национальный совет безопасности, совет по разведке, совет по стабилизации зарплаты и цен и др.). В штате ИАП насчитываются 1712 человек. Интересно подчеркнуть, что планы реорганизации исполнительного аппарата Президента США передаются на утверждение Конгрессу, который может в течение 60 дней их отменить.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Конституционное право зарубежных стран"