Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

  В  настоящее время для разделения  права на частное и публичное применяется критерий, разработанный еще Ульпианом. Одновременно указывается, что для частного права характерны: а)равное, одинаковое правовое положение субъектов в правовых отношениях; б)диспозитивное содержание правового регулирования, иначе говоря, субъекты могут выбрать вариант действия или поведения; в)децентрализованность, так как субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в семейном праве, договор подряда в гражданском праве и др.); г)свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; д)ориентация ни удовлетворение личных или корпоративных интересов; е)самоответственность по своим обязательствам и действиям; ж)правовосстановительные санкции. Публичному же праву присущи следующие черты: 1)императивность установлений; 2)ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов; 3)одностороннее волеизъявление субъектов; 4)санкции преимущественно штрафного (карательного) характера; 5)большая степень централизованного урегулирования.

35. Вопрос о системе права — это вопрос о строении права, о том, как оно организовано изнутри, как вообще устроено. Следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система». Правовая система охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В нее входят все правовые явления, необходимые для процесса правового регулирования. Причем право (объективное право), которое в данном случае мы рассматриваем как систему, входит в правовую систему как элемент наряду с другими: правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосознанием, системой законодательства и т.д.

  Системность права предполагает следующие его характеристики: 1)единство, целостность; 2)внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие элементов; 3)наличие структуры — целесообразного способа связи элементов; 4)наличие цели (как системообразующего фактора).

  Любая система имеет две стороны: состав (набор необходимых элементов) и структуру (целесообразный способ связи этих элементов). Поэтому понятие «система права» охватывает как элементы права, так и его структуру. С точки зрения теории системного подхода некорректна формулировка — «система и структура права». Структура права как особый объект исследования, конечно, может рассматриваться отдельно, но не в качестве некоего дополнения к системе права, а как ее внутренняя сторона.

  Структура  права, так же как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов: 1)свойств элементов (они определяют структуру, ее характер); 2)взаимодействия элементов системы права. Социальная структура проявляет себя именно через взаимодействие элементов.         

  Система  вообще - это объект, функционирование  которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается (в определенных условиях среды) совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.

  Право  представляет собой сложную, многоуровневую, иерархически построенную систему. Это означает, что право построено по принципу того, что на одном уровне выступает как элемент, на другом уровне может быть рассмотрено как система (подсистема).

  Элементы в системе права могут быть выделены, как минимум, на четырех уровнях: отрасли права; института права; нормы права; элементов нормы права.

36. В литературе отмечают, что система права является объективным основанием системы законодательства, а система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В целом это верно. Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключаются не в том, чтобы все более копировать систему права, походить на нее. Развитие состоит в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т.д.

  Система  законодательства (под законодательством  в контексте данной проблемы  следует понимать всю совокупность нормативно-правовых актов вплоть до других официальных форм выражения права) — это результат специальной деятельности полномочных органов (имеющих «право на правотворчество»). В этом плане она может быть более совершенна или менее. В теории этот момент характеризуют как зависимость системы законодательства от субъективного фактора.

  Элементами  системы законодательства являются нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др.). Выделяют также отрасли законодательства.

  Структура  системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция. Для горизонтальной структуры характерна разветвленная система законодательных отраслей.

  Своеобразием  отличаются системы законодательства  в федеративных государствах. Примером  здесь может служить законодательство России, в состав которого входят как общефедеральное законодательство, так и законодательные подсистемы субъектов РФ.

37. Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Они вносят в правовую систему несогласованность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством.

  Можно  выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы "устаревают", другие же принимаются и действуют одновременно без отмены прежних) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и пр.).

  Коллизии могут возникать: 1)между конституцией и иными актами (разрешаются в пользу конституции); 2)между законами и подзаконными актами (разрешаются в пользу законов, как актов большей юридической силы); 3)между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: •если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с Конституцией РФ действует именно он; •если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт; 4)между актами одного и того же органа, но изданными в разное время (применяется позже принятый акт); 5)между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий большей юридической силой); 6)между общим и специальным актом: •если они приняты одним органом, то применяется последний; •если они приняты разными органами, то действует первый.

  Возможные способы разрешения коллизий: 1)принятие нового акта; 2)отмена старого акта; 3)внесение изменений в действующие акты; 4)систематизация законодательства; 5)референдумы; 6)переговорный процесс через согласительные комиссии; 7)толкование и др.

39. Акт применения нормы права – официальный правовой документ, содержащий индивидуальные предписания компетентного органа, которое выносится им при решении определенного юридического дела.

  Акт  применения нормы права имеет  властный характер и охраняется принудительной силой государству Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могу; быть реализованы принудительным путем.

  Акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго     определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на

сходные  случаи  не  распространяется.   Этим   он   отличается   от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев  и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных). Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к

источникам  права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

  Правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен. Акты применения норм права издаются а установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов.

  Структура правоприменительных актов: 1-вводная часть: наименование, название издавшего органа, время издания, конкретный адресат. 2-описательная часть. Здесь излагаются фактические обстоятельства дела. 3-мотивировочная часть. Здесь даются обоснования принимаемого решения. 4-резолютивная часть, в которой излагается содержание решения (удовлетворение иска, отказ в иске, оправдание и т.п.).

42. Систематизация законодательства – деятельность, направленная на упорядочение и усовершенствование правовых норм и актов. В результате систематизации, отмены, изменения, установления нормы, создаются новые нормы, отвечающие потребностям общего развития. В процессе систематизации нормы систематизируются по отдельным признакам, сводятся в кодексы  и т.п.

  Выделяются  три основные формы систематизации  правовых актов и норм: 1.Кодификация;

2.инкорпорация; 3.Консолидация.

  Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного нормативного правового акта путем внесения новых изменений и переработок существовавшего ранее. В России кодификация известна: соборное уложение, судебники.

  Инкорпорация – объединение в сборники или собрания в определенном порядке без существенного изменения содержания. В результате инкорпорации происходит только внешнее упорядочение в алфавитном, хронологическом, предметном порядке. Инкорпорацию производит специальный орган (министерство юстиции), который не изменяет нормы, а лишь приводит в определенное упорядочение. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.  Официальная инкорпорация отличается от кодификации меньшим уровнем систематизации. Неофициальная инкорпорация – внешнее упорядочение, которое проводится без специальных уполномоченных правотворческих органов.

  Консолидация – форма систематизации, при которой происходят нормативно правовые акты, действующие в одной и той же области.

 Считается,  что кодифицированный акт обладает  наивысшей юридической силой.  Хотя юридическая сила у них одинакова. Кодифицированные акты не рекомендуется менять, а лишь менять и вносить изменения. Виды кодификаций: 1)Основы законодательства; 2)кодексы; 3)уставы; 4)свод законов.

43. Процессы преемственности в праве связаны с закономерностями становления индивидуальных (национальных) правовых систем, с общим историческим движением права как социального феномена (правовым прогрессом, ростом правовой культуры, регрессивными явлениями в праве), с закономерностями связи и соотношения национальных и общечеловеческой правовых культур и др.

  Преемственность в праве означает связь между разными этапами (ступенями) в развитии права как социального явления, суть этой связи состоит в сохранении определенных элементов или сторон права (в его сущности, содержании, форме и др.) при соответствующих его изменения.

  Различают преемственность «по вертикали» (во времени) и «по горизонтали» (в пространстве). Преемственность по смыслу этого понятия предполагает исторически последовательный характер, и в этом плане «вертикальная» преемственность отличается от «горизонтальной» лишь тем, что означает сохранение элементов при переходе в новые качественные состояния одной и той же национальной правовой системы. «Горизонтальная» преемственность заключается в восприятии прошлого правового опыта других (территориально) государств.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"