Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 00:42, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Вложенные файлы: 1 файл

лекции.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

  Независимость и верховенство государственной власти конкретно выражается в следующем: 1)в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны; 2)в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; 3)в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация. Верховенство государственной власти вовсе не исключает ее взаимодействия с негосударственными политическими организациями при решении разнообразных вопросов государственной и общественной жизни.

  Формы проявления суверенитета: сувер м реализовываться как однократное гос-е веление, суверенитет м принимать форму постоянной, нормативной, периодически воспроизводимой воли гос-ва. По объему госу суверенитет делится на два вида: полный и неполный. Полный предполагает абсолютную независимость государства извне и внутри. Неполный-суверенитет — координация действий государства с волеизъявлением других государств, граждан и их объединений внутри страны. Внутри страны ограниченность суверенитета государства проявляется в приоритете прав человека над государственным законодательством. В современном мире суверенитет любого государства носит ограниченный характер. Вариантом неполного суверенитета является номинальный суверенитет, при котором государство лишь на словах сохраняет независимость, озвучивая решения других государств.                       

8. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы государственного и общественного развития, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти.

  Понятие государственного cyверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся нации. В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

9. Суверенизация личности - это прежде всего ее духовное и нравственное раскрепощение, избавление от политической и идеологической закомплексованности, бесправия. Данный процесс означает восстановление у личности чувства самоуважения, достоинства, уве-ренности в надежной защищенности своих прав, чести, безопасности, охраняемого законом личного интереса, не поглощаемого общественным.

  Вместе с тем  суверенная личность - это правовая личность, понимающая и почитающая закон, обладающая необходимым минимумом юридической культуры. Суверенитет личности предполагает выведение ее из-под тотального контроля властей, экономической зависимости, политического давления, идеологического манипулирования. Суверенная личность - это свободная, материально и духовно независимая, но ответственная личность, находящаяся в гармонических отношениях с другими суверенными индивидами, а также с обществом и государством. Главное, чтобы над ней не было чуждого внешнего диктата.

  При  этом основой суверенитета индивида  является экономическая свобода.  Правом собственности называется  право каждого гражданина пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия».  

  Что  касается взаимоотношений личности  с окружающими со гражданами, коллективами, организациями, социальными  группами, институтами, обществом в целом, то здесь она не может быть полностью свободной и суверенной.

10. Политический  режим - совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Государственный режим - составная часть, элемент политического режима. Политический режим - более емкое, по сравнению с государственным, понятие, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.п.). Государственный режим опирается на право, а политический режим основывается не только на правовых, но и на социальных нормах (моральных, партийных, политических).

11. Форма есть внешнее выражение сущности и социального назначения, т.е. те внешние признаки, которые характеризуют государство как организацию публичной власти и населения. Государство в отличие от страны обладает вполне объективными признаками. Формы государства: 1)Форма правления. 2)Форма устройства. 3)Политический режим.

  Исторически  сложились три вопроса: - "Кто  правит и кем?" - "Какова территория  правления?" - "Как правит?"

  Форма  правления характеризуется структурой  высших органов государственной  власти, порядком их образования,  прекращения полномочий, сроком полномочий, распределением компетенции и связью с личностью и обществом.

  Если  обобщить эти признаки применительно  к существующим государствам, то  можно сгруппировать по общим  признакам различные формы правления. Монархия – это форма правления единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно, передающего ее по наследству, представляющего государство по своему усмотрению и юридически безответственного. Республика – это форма правления единоличного или коллегиальных органов государства, избираемых на определенный срок, имеющих определенную компетенцию, осуществляющих власть по мандату народа и юридически ответственных.

  Под формой устройства понимается  национальное, административно-территориальное строение государства, характеризуемое отношениями между его составными частями, а также центральными и территориальными органами государственной власти и управления, населением и личностью. Форма устройства рассматривается с точки зрения формального распределения государственной власти по уровням  и суверенитета. Виды: унитарную и федеративную. Унитарное гос.,признаки: а)полное территориальное единство гос; б)для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; в)единая структура государственного аппарата, единая судебная система; г)единая система законодательства. Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Признаки: а)существование общих высших органов гос власти и управления и одновременно высших органов гос власти и управления в субъектах федерации б)субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; в)двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

  Государственный  режим  по мере совершенствования приемов и средств делится на: а)государственный режим - совокупность приемов и средств осуществления государственной власти; б)политический режим - совокупность приемов и средств осуществления государственной власти; в)политико-правовой режим – это набор юридических приемов и средств осуществления власти.

12. Функциями государства называются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства классифицируются на: 1)внутренние и внешние; 2)охранительные и регулятивные; 3)постоянные и временные; 4)основные и неосновные.

  Внутренние функции - это направления деятельности государства по решению задач внутри государства. Они делятся на охранительные и регулятивные. К охранительным относится функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка. К регулятивным: экономическая; социальная; налоговая и финансовая; культурная; экологическая. Внешними функциями называются основные направления деятельности государства по решению внешнеполитических задач. Ими являются: 1)функция обороны страны и поддержания мирового порядка; 2)внешнеполитическая деятельность и международное сотрудничество. Охранительная функция защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка является ключевой из внутренних функций.

  Формой государства называется совокупность систем организации государственной власти, которая включает: 1)форму правления; 2)форму государственного устройства; 3)политический режим.

  Форма правления, форма государственного устройства и политический режим являются элементами формы государства. Форма правления - система организации высших органов государственной власти, их компетенция, взаимоотношения между собой, порядок их образования. Форма государственного устройства - система территориальной организации государства. Политический режим - методы осуществления государственной власти.

  Структура государства – это совокупность следующих взаимосвязанных элементов: 1)государственный аппарат и работающие в нем на профессиональной основе специалисты, наделенные полномочиями, как составная часть аппарата. 2)рганизации, созданные государством и аппаратом для осуществления функций государства.

13. Государственный аппарат – это совокупность органов государства и работающих в нем людей, наделенных полномочиями, функционально и иерархически связанных между собой, обеспечивающих функционирование государственной власти и выполнение задач государства.

  Государственный аппарат часто отожествляют с государственным механизмом. В условиях единого сектора политики и экономики, единой государственной собственности, такое отожествление было допустимо, но являлось не вполне корректным. Т.к. главной отличительной чертой государственного аппарата является наделение его в целом и отдельных его элементов государственно-властными полномочиями для разрешения любого вопроса, отнесенного к его компетенции по существу.

  "Механизм" используется часто как наследство  материалистической теории государства  и права, согласно которой государство  воспринимается как механизм  или машина для обеспечения  господства правящих классов  над другими. "Механизм государства", "механизм государственного управления", "механизм реализации права и закона" и др.

  Механизм – совокупность отношений, организаций, приемов и средств для выполнения определенных задач и функций.

  В нынешних условиях под государственным механизмом понимают не только государственный аппарат, но и государственные организации, а также организации, создаваемые с участием государства и обеспечивающие основные функции государства. Государственный механизм придает государственному аппарату определенную функцию. Обусловленность и завершенность, обеспечивает реализацию функций аппарата непосредственно в общественных отношениях.

  Государственный механизм отличается от государственного аппарата и тем, что обеспечивает разделение власти на ветви внутри аппарата и систему сдерживания (противовес этих ветвей).

15. Государственные органы - создаваемые по воле государства обособленные функциональные институты (подразделения), наделенные определенным объемом властной компетенции и осуществляющие от имени государства правотворческую, управленческую, правоисполнительную и правоприменительную деятельность.

  Признаки государственных органов: 1)публично-правовой характер. Государственные органы создаются волевым решением государства, действуют от имени всего государства и распространяют свои властные предписания на всех субъектов права, подпадающих под юрисдикцию государства (публичный характер). При этом порядок формирования и функционирования государственных органов определяется действующим законодательством (правовой характер); 2)нормативный порядок формирования и функционирования. Нормативному закреплению подлежит порядок формирования органа, объем его властной компетенции, место в системе иерархии государственных органов, порядок взаимодействия с другими государственными органами; 3)объективность. Само существование государственного органа не зависит от воли лиц, данный орган составляющих; 4)обладание специальными правомочиями. Государственные органы реализуют монополию государства на законотворчество, правосудие, применение государственного принуждения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"