Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:19, шпаргалка

Краткое описание

Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции. Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Содержание

1. Предмет и метод теории государства и права
2. Функции теории государства и права
3. Соотношение и взаимосвязь государства и права
4. Причины и формы возникновения государства
5. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя
6. Соотношение общества и государства
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти
8. Понятие и определение государства
9. Признаки государства. Отличие его от других организаций и учреждений
10. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы
11. Правовое государство: понятие и принципы формирования
12. Разделение властей – принцип организации и деятельности правового государства
13. Понятие и элементы формы государства
14. Соотношение типа и формы государства
15. Форма государственного правления: понятие и виды
16. Форма государственного устройства: понятие и виды
17. Политический режим: понятие и виды
18. Место и роль государства в политической системе общества
19. Понятие и классификация функций российского государства
20. Характеристика основных внутренних функций российского государства
21. Характеристика основных внешних функций российского государства
22. Формы осуществления функций государства
23. Механизм государства: понятие и структура
24. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
25. Орган государства: понятие, признаки, виды
26. Понятие, сущность и определение права
27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
28. Принципы права: понятие и виды
29. Соотношение экономики, политики и права
30. Функции права: понятие и классификация
31. Понятие и структура правосознания
32. Правовая культура: понятие и структура
33. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы
34. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
35. Соотношение права и морали
36. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
37. Представительно-обязывающий характер правовых норм
38. Эффективность правовых норм
39. Структура нормы права
40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
41. Классификация норм права
42. Понятие и виды форм права. Источники права
43. Правотворчество: понятие, принципы, виды
44. Понятие и виды нормативно-правовых актов
45. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права
46. Закон в системе нормативно-правовых актов
47. Основные стадии законодательного процесса в РФ
48. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц
49. Систематизация нормативных актов: понятие, виды
50. Понятие и структурные элементы системы права
51. Частное и публичное право
52. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
53. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
54. Институт права: понятие и виды
55. Соотношение системы права и системы законодательства
56. Понятие и основные принципы законности
57. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
58. Гарантии законности: понятие и виды
59. Понятие и виды дисциплины. Соотношение дисциплины с правопорядком, общественным порядком, законностью
60. Стадии процесса применения норм права
61. Юридические коллизии и способы их разрешения
62. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
63. Толкование права: понятие и виды по субъектам
64. Акты официального толкования: понятие и виды
65. Способы и объем толкования правовых норм
66. Пробелы в праве и способы их преодоления
67. Юридическая практика
68. Правовое отношение: понятие и признаки
69. Предпосылки возникновения правоотношений
70. Взаимосвязь нормы права и правоотношения
71. Понятие и виды субъектов правоотношений
72. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность
73. Правовой статус личности: понятие и структура
74. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура
75. Объект правоотношения
76. Понятие и классификация юридических фактов
77. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
78. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация
79. Понятие, признаки и виды правонарушений
80. Юридический состав правонарушения
81. Понятие и признаки юридической ответственности
82. Презумпция невиновности
83. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы
84. Основные теории происхождения государства
85. Социологическая школа права
86. Естественно-правовая теория
87. Историческая школа права
88. Психологическая теория права
89. Нормативистская школа права
90. Юридическая техника

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалка по теории государства и права_Зубанова С.Г_2010 -64с.doc

— 753.00 Кб (Скачать файл)

2) относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

3) альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.

В соответствии со своим представительно-обязывающим характером нормы права имеют следующие признаки:

1) государственно-властный характер;

2) общеобязательность;

3) формальная определенность;

4) обеспеченность.

38. Эффективность правовых норм

 

Эффективность права – одна из узловых теоретико-правовых отраслевых проблем современного правоведения. Эффективность права не является его априорной особенностью, поскольку отраслевые правовые установления могут устаревать или не полностью отражать потребности, цели и задачи правового регулирования общественных отношений. На основании этого проблема эффективности права становится весьма важной, определяя уровень продуктивности созданных правовых норм.

Есть много разных подходов к  определению понятия эффективности  правовых норм. Одно из них, самое распространенное, следующее: эффективность правовых норм – это отношение между фактическим результатом их действия и той социальной целью, для достижения которой эти нормы были приняты. Это определение заключается в том, что оно рассматривает эффективность в качестве общенаучного понятия, которое выступает обобщенным выражением проблемы оптимальных способов достижения цели нормативно-правового регулирования общественных отношений.

В существующих определениях понятия  эффективности правовых норм не рассматривается вопрос о заключающихся в них правовых и социальных целях, которые не являются тождественными. При этом первые связаны с обеспечением конкретных вариантов поведения субъектов, а вторые – соответствующих изменений в регулируемых сферах общественных отношений. Следовательно, эффективность права – это способность правовых норм обеспечивать при минимальных затратах достижение заложенных в них социально-правовых целей, которые состоят в программируемых позитивных изменениях регулируемых сфер общественных отношений посредством формирования требуемых для этого моделей поведения их участников.

Эффективность правовых норм обусловливается комплексом разнообразных условий, которые связаны с качеством самих норм и социальным механизмом их действия. Качества содержания правовых норм: их социальная ценность, адекватность социальным реалиям и потребностям, уровень юридико-технического изложения содержащихся в них предписаний.

К социальным (внешним) факторам, которые  обусловливают эффективность правовых норм, относят:

1) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы;

2) макросоциальные условия (состояние общественного сознания, реальные возможности общества, и др.);

3) личностные условия субъектов, реализующих правовые нормы;

4) микросоциальные условия (трудовые коллективы, малые группы и др.).

Экономичность является качеством  правовых норм, которые обусловливают  эффективность права. В одних  случаях это качество связывается  с проблемой избыточности правовой информации. Таким образом, для эффективности правового регулирования общественных отношений требуется, чтобы воля законодателя, выраженная в праве, была полностью доведена до адресатов правовых норм, верно понята и воплощена в жизнь. Достижение этой цели зависит от характеристик правовой информации: объема и содержательности сообщений, их понятности, соотношения числа сигналов – носителей информации и ее смысла, помехоустойчивости сообщений. Все эти характеристики имеют место в категории избыточности информации. Все сказанное относится и к правовой информации.

Другие же авторы сосредоточивают  основное внимание на юридико-технической проблематике: языке изложения правовых предписаний, стиле, их согласованности между собой. При этом важнейшее требование законодательного языка – краткость. Таким образом, закон не является повествованием или описанием, он должен быть лаконичным.

39. Структура нормы права

 

Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Юридическая структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.

Эти элементы раскрывают условия для  соответствующего поведения, правило  поведения и последствия, которые  наступают за нарушение данного  правила.

Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Гипотеза является частью юридической нормы, которая указывает на фактические жизненные обстоятельства, при которых норма может быть осуществлена в конкретных правоотношениях. Она определяет время, место, субъектный состав и др., при наличии которых у лиц появляются юридические права и обязанности.

В простых гипотезах указывается какое-то одно обстоятельство, через которое осуществляется юридическая норма. В сложных гипотезах указываются два и более условий реализации нормы в конкретных отношениях. Абстрактная гипотеза концентрирует внимание на общих, родовых признаках условий действия норм, не указывая на частные конкретно-определенные жизненные обстоятельства. Казуистическая же гипотеза связывает реализацию правовой нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – основная регулирующая часть правовой нормы, которая включает само правило поведения, согласно которому должны действовать субъекты правоотношений. Диспозицией нормы права называются взаимные права и обязанности участников правоотношения. Диспозиция подразумевает под собой модель правомерного поведения. Диспозиции бывают: 1) управомочивающие; 2) обязывающие; 3) запрещающие.

Управомочивающие диспозиции определяют правовое положение субъектов, в рамках которого они вправе действовать по своему усмотрению. Участники общественных отношений используют операторы волевого поведения – слова «может», «имеет право», «вправе». Управомочивающие диспозиции характерны для норм гражданского права и предоставляют гражданам, иным лицам определенные права: право на материальное обеспечение по старости, на труд, на получение заработной платы и др.

Обязывающие диспозиции обязывают субъекты совершать необходимые действия по реализации предоставленных прав в конкретных отношениях. Здесь используются операторы волевого поведения в обязывающих диспозициях: «обязан», «должен», «подлежит». Эти диспозиции характерны для норм административного и уголовного права.

Запрещающие диспозиции обязывают воздерживаться от совершения определенных противоправных действий. Для этого пользуются операторами волевого поведения: «запрещается», «не допускается», «не может», «не вправе».

Санкцией называется такая часть правовой нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия физического, имущественного, морального, психологического характера, которые возникают в случае нарушения диспозиции данной нормы.

Существует следующая классификация  санкции правовых норм: 1) уголовно-правовые санкции; 2) административно-правовые санкции; 3) дисциплинарно-правовые санкции; 4) гражданско-правовые санкции.

Логическая структура нормы права дает возможность реконструировать норму права, раскрыть недостающие элементы правовой нормы в других статьях, разделах и нормативно-правовых актах. Эта структура включает три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Социологическая структура юридической нормы включает в себя элементы смысла, цели и назначения нормы. Социологическая структура находится в тесной взаимосвязи с юридической и логической структурой.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

 

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении  нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о  внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое  состоит из гипотезы, диспозиции и  санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения  нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

41. Классификация норм права

 

Существуют различные классификации  норм права.

По предмету правового  регулирования правовые нормы делят на нормы: 1) гражданского; 2) административного; 3) финансового; 4) конституционного; 5) семейного; 6) трудового; 7) уголовного права.

В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).

По методу правового  регулирования нормы права делят: 1) на императивные; 2) рекомендательные; 3) диспозитивные; 4) поощрительные.

Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.

Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.

Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.

Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.

Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения. Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.

В зависимости от социального назначения выделяют также: 1) общезакрепительные; 2) декларативные; 3) дефинитивные; 4) коллизионные; 5) оперативные нормы.

В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.

Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"