Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 00:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 86 вопросов по "Теории государства и права"

Вложенные файлы: 1 файл

Нормативный подход к пониманию права_otredakt.docx

— 224.06 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространённой и социально  значимой является классификация правонарушений в зависимости от степени их социальной опасности (вредности) на преступления и проступки.

Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Объектами преступного деяния являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. В связи с повышенной общественной опасностью преступлений закон устанавливает за их совершение наиболее суровые меры наказания. В отличие от иных видов правонарушений перечень правонарушений, определяемых как преступления, предусмотрен уголовным законом. Он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, т.е. никакие другие противоправные деяния не могут квалифицироваться как преступления.

Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия. В этой связи они классифицируются на гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения. Иногда выделяются также процессуальные правонарушения (неявка свидетеля в суд).

Гражданские правонарушения (проступки) отличаются от иных проступков специфическим объектом посягательства. Это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторым нормами трудового, семейного, земельного права. Своё вешнее выражение данная разновидность правонарушения получает, как правило, в форме неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств, в причинении какого-либо имущественного вреда. Санкции за подобные правонарушения носят правовосстановительный характер и заключаются в возмещении нанесённого имущественного ущерба, отмене незаконных сделок, в восстановлении нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Административные  правонарушения (проступки) представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права, и законные интересы граждан. Сюда относятся и мелко хищение, и нарушение правил уличного движения, правил финансовой отчётности, правил противопожарной безопасности и др. Содержание данной разновидности противоправного поведения выражается в нарушении общественных правил, устанавливаемых административными органами, в дезорганизации порядка государственного управления. Специфика посягательства предопределяет и характер наказания за совершённое деяние. Это предупреждение, штраф, лишение водительских прав и другие меры государственного правового воздействия, налагаемые специальными органами государства.

Дисциплинарные  правонарушения (проступки) представляют собой противоправные деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций. Совершая дисциплинарный проступок, правонарушитель дезорганизует нормальную деятельность трудовых коллективов, нарушает трудовую, учебную, служебную, производственную, воинскую дисциплину (прогулы, опоздания на работу, пропуски учебных занятий, невыполнение распоряжений администрации и т.д.). Меры ответственности фиксируются в санкциях правовых норм и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчисление из учебного заведения и т.д.

Следует заметить, что все  виды правонарушений находятся в  тесной взаимосвязи.

 

91. Правонарушение: понятие, признаки, виды 

Одной из разновидностей неправомерного поведения является правонарушение. Следует иметь в виду, что не всякое противоправное поведение образует правонарушение: необходимо, чтобы  последнее было результатом свободного волеизъявления индивида, т.е. осознанным и, следовательно, виновным. Например, противоправное поведение недееспособного  лица или лица, не достигшего возраста юридической ответственности, не является правонарушением. Кроме того, противоправное поведение, содержащее признаки правонарушения в силу определенных обстоятельств (необходимая оборона, крайняя необходимость) не рассматривается как таковое  и не влечет ответственности.

Под правонарушением принято  понимать общественно вредное, противоправное, виновное деяние вменяемого лица, влекущее юридическую ответственность.

Правонарушение обладает специфическими признаками, отличающими его от нарушений иных социальных норм (норм морали, религиозных норм, обычаев).

Во-первых, правонарушение представляет собой определенное деяние (действие или бездействие) субъекта права, акт  его поведения. Правонарушением  может быть признано только объективно выраженное поведение людей. Нельзя считать правонарушением не проявленные  через поступки взгляды, мысли, убеждения, чувства, намерения. Не является деянием  событие. Событие, как, например: землетрясение, наводнение, эпидемия, - не контролируется сознанием человека либо не зависит  от его деятельности.

Во-вторых, правонарушение - это общественно вредное деяние. Общественная вредность заключается  в том, что все правонарушения наносят вред общественным отношениям, охраняемым правом, препятствуют их развитию и совершенствованию.

В-третьих, правонарушение - это противоправное деяние. Оно выражается либо в нарушении запретов, установленных  правом, либо в невыполнении обязанностей, вытекающих из нормативного правового  акта или договора.

В-четвертых, правонарушением  является только виновно совершенное  деяние, то есть совершенное при  наличии определенного психического отношения правонарушителя к  своему противоправному поведению  и наступившим последствиям.

В-пятых, признаком правонарушения является его наказуемость. Это означает, что совершенное противоправное деяние влечет за собой применение установленных законом мер государственного принуждения.

Только наличие всех названных  юридических признаков позволяет  рассматривать конкретное деяние как  правонарушение.

Все правонарушения подлежат классификации в зависимости от характера противоправных посягательств и применяемых за их совершение мер государственного принуждения и делятся на преступления и проступки.

Преступление - это виновно  совершенное общественно опасное  деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ. Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значимые общественные ценности: жизнь, здоровье граждан, конституционные  права и свободы личности, экономическая  основа общества и государства, государственная  власть, правосудие и порядок государственного управления. По степени общественной опасности все преступления подразделяются на четыре категории - небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения - уголовные наказания. Их перечень предусмотрен Уголовным кодексом РФ и является закрытым и исчерпывающим. Его изменение возможно только путем внесения изменений в сам Уголовный кодекс.

Все другие правонарушения, не предусмотренные уголовным законодательством, относятся к категории проступков. Они не являются общественно опасными деяниями, хотя, безусловно, наносят  вред охраняемым правом общественным отношениям.

В зависимости от сферы  общественной жизни, в которой совершаются  противоправные проступки, характера  наносимого ими вреда и особенностей наказания за их совершение все проступки  подразделяются на три вида – административные правонарушения, дисциплинарные проступки  и гражданско-правовые деликты.

Административным правонарушением  признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством  установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Дисциплинарный проступок - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых, служебных, воинских обязанностей, возложенных на него трудовым договором, дисциплинарным уставом, правилами внутреннего трудового  распорядка.

Гражданско-правовой проступок (деликт) представляет собой нарушение  имущественных и связанных с  ними некоторых личных неимущественных  прав, определяемых гражданским законодательством. Это может быть невыполнение договорных обязательств, заключение противозаконных  сделок, нарушение прав собственности, авторских или изобретательских прав и др. Как и в отношении  дисциплинарных проступков, в законодательстве не содержится определения и исчерпывающего перечня гражданско-правовых проступков.

Наряду с общепринятой классификацией видов правонарушений специалисты отдельных отраслей права выделяют и ряд других правонарушений - издание незаконного акта, процессуальные нарушения, нарушения в конституционном  праве (например, подтасовка выборов) и  др.

 

92. Юридический  состав правонарушения.

Поскольку правонарушение является основанием юридической ответственности, решение вопроса о юридической  ответственности невозможно без  установления в действиях лица всех признаков и полного состава  правонарушения, то есть всех его обязательных элементов, при отсутствии хотя бы одного их которых противоправное деяние нельзя квалифицировать как правонарушение.

Состав правонарушения включает в себя следующие элементы: объект правонарушения; объективную сторону правонарушения; субъект правонарушения; субъективную сторону правонарушения.

Объектом правонарушения признается то, на что направлено посягательство и чему оно причиняет ущерб.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу  о том, что следует считать  объектом правонарушения. С точки  зрения большинства юристов, в качестве объекта выступают общественные отношения, нормальному развитию и  реализации которых правонарушения препятствуют. Но есть и другие мнения: 1) единственным объектом посягательства является нарушаемая норма права; 2) нарушаемая норма служит дополнительным к общественному отношению объектом правонарушения.

Объективную сторону правонарушения составляют общественно вредное деяние лица, отрицательные последствия, причиненные этим деянием, и причинная связь между совершенным деянием и результатом.

Деяние  представляет собой  конкретный, ограниченный во времени  и пространстве акт поведения  субъекта права, который может выражаться как в активном поведении (совершение действий, запрещенных правовой нормой), так и в пассивном поведении (воздержание от действий, которые  были предписаны правовой нормой как  необходимые для сохранения и  укрепления общественных отношений). Само деяние, однако, нельзя исследовать  в отрыве от конкретных условий, в  которых оно осуществлено (место, время и способ его совершения). Правовая оценка этих обстоятельств может быть различна. В отдельных случаях законодатель включает указанные признаки непосредственно в состав объективной стороны правонарушения при формулировании соответствующей статьи нормативно-правового акта, запрещая конкретное деяние не вообще, а лишь совершенное в определенном месте, в определенное время или определенным способом. В других случаях, характер совершения правонарушения, место и время могут служить дополнительными квалифицирующими признаками смягчающими или отягчающими ответственность.

Кроме того, в зависимости  от характера вредных последствий, наступающих в результате совершения правонарушения и от закрепления  их в объективной стороне правонарушения, законодатель различает формальные и материальные составы. Материальный состав конструируется законодателем  таким образом, что правонарушение считается законченным лишь при  наличии последствий, которые перечислены  в диспозиции самой нормы. В формальном составе правонарушения последствия  не включаются в объективную сторону  правонарушения, и для квалификации поведения субъекта как правонарушения достаточно установления факта совершения им самого деяния независимо от его  последствий.

Характер наступивших  последствий, их тяжесть, размер часто  служат квалифицирующими признаками при  разграничении различных правонарушений, в первую очередь преступлений и  административных правонарушений.

Для признания лица виновным в совершении правонарушения недостаточно лишь факта совершения деяния и наступления  вредных последствий; необходимо также  установление причинной связи наступивших  вредных последствий с поведением субъекта.

Субъект правонарушения - это лицо (физическое или юридическое), совершившее правонарушение.

Важнейшей характеристикой  субъекта правонарушения является его  деликтоспособность, т.е. способность осознавать значение своих действий, предвидеть их последствия, нести за них юридическую ответственность.

Деликтоспособность физических лиц наступает при достижении определенного, установленного в законе возраста. Это связано с тем, что способность лица отвечать за свои действия и нести юридическую ответственность напрямую зависит от определенного уровня сознания. По общему правилу субъектом преступления и административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста (ст. 20 УК РФ; ст. 2.3 КоАП РФ). За некоторые преступления возрастной ценз привлечения к уголовной ответственности снижен до 14 лет.  Полная деликтоспособность физического лица в отношении его материальной (гражданско-правовой) ответственности возникает с наступлением у лица полной гражданской дееспособности, то есть с 18 лет, однако частично материальную ответственность физические лица несут с 16 лет.

Кроме того, физическое лицо может быть признано должным субъектом  правонарушения только при наличии  такого признака как вменяемость, то есть способность осознавать фактическое  значение своих действий и руководить ими.

В отдельных случаях законодатель конкретизирует круг субъектов отдельных  правонарушений указанием на определенные признаки, относящимися к их служебному положению либо к профессии. Таким  образом, отдельную группу субъектов  правонарушений образуют специальные  субъекты - должностные лица, военнослужащие, члены избирательных комиссий.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"