Шпаргалка по "Теории Государства и Права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 10:49, шпаргалка

Краткое описание

Норма права - это исходящее от государства и охраняемое общеобязательное, формально определенное правило поведения (непосредственно или в сочетании с другими нормами права) предоставляет участникам общественного отношения данного вида субъективные юридические права и налагает на них субъективные юридические обязанности. Юридическая норма - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно властного предписания и регулирующее общественные отношения

Вложенные файлы: 1 файл

ответы по ТГП ГАК.doc

— 770.00 Кб (Скачать файл)
    1. Законность, понятие и содержание.

Законность - это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как обращенное ко всем требование, принцип; реализуется как метод деятельности субъектов права и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдают, исполняют правовые требования и предписания.

Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность

Таким образом, законность выступает в трёх значениях:

    1. как метод государственной власти;
    2. как принцип права;
    3. как общественно-политический режим.

Формы законности:

    1. Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.
    2. Верховенство основного закона - иерархия законов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции).
    3. Неукоснительное соблюдение нормативно-правовых актов всеми членами общества и государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь.
    4. Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов

Для применения принципа законности на практике должна быть обеспечена возможность эффективного судебного обжалования гражданами действий государства и его структур.

    1. Закономерности взаимосвязи государства и права.

Закономерность есть объективная, необходима, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями.

Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

  1. возникновение государства и права;
  2. смена их исторических типов;
  3. развитие их сущности;
  4. эволюция форм государства и права;
  5. построение системы органов государства и системы права;
  6. осуществление функций государства и права;
  7. пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;
  8. расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;
  9. укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;
  10. развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
  11. соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
  12. развитие юридической науки теории государства и права.
    1. Закономерности происхождения государства и права.

Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Закономерность есть объективная, необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь общего характера между определенными явлениями. Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

    1. возникновение государства и права;
    2. смена их исторических типов;
    3. развитие их сущности;
    4. эволюция форм государства и права;
    5. построение системы органов государства и системы права;
    6. осуществление функций государства и права;
    7. пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения;
    8. расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты;
    9. укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;
    10. развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;
    11. соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;
    12. развитие юридической науки теории государства и права.

Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.

К тому же словосочетание "наиболее общие закономерности" означает, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.

    1. Законы и категории правоведения.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.

Законы являются объектами правоведения.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением: 
1) конституционное право; 
2) гражданское право; 
3) наследственное право; 
4) семейное право; 
5) трудовое право; 
6) земельное право; 
7) налоговое право; 
8) административное право; 
9) гражданское процессуальное право; 
10) арбитражно-процессуальное право; 
11)уголовное право; 
12}экологическое право; 
13)международное право; 
14)адвокатура и нотариат.

 

    1. Индивидуально-правовое регулирование, его характерные черты и формы.

Реализация права - это применение норм права на практике путем правомерного поведения субъектов права

Способы реализации права определяются в зависимости от вида реализуемой нормы - запрещающей, обязывающей или дозволяющей:

-· соблюдение - это реализация  запрещающих норм права, заключающаяся в пассивном поведении, отказе от действий, определяемых правом как правонарушения;

-· исполнение - это реализация  обязывающих норм права, заключающаяся  в активном поведении по осуществлению  возложенных на лицо юридических  обязанностей;

-· использование - это  реализация дозволяющих норм  права, заключающаяся в осуществлении  предоставленных лицу субъективных  прав.

Индивидуально-правовой характер акта применения права. Акты применения права содержат конкретные предписания, рассчитанные на однократное применение в определенной, фактической ситуации. Они всегда обращены к конкретным адресатам и исчерпываются однократным применением. Этим они отличаются от нормативно-правовых актов.

Суд, например, часто приходит к выводу о необходимости ее конкретизировать и сформулировать в своем постановлении более конкретное правило поведения общего характера либо включить в такой акт индивидуальное правоконкретизирующее положение, созданное ранее правоприменительными органами при рассмотрении юридических дел, тем самым придав этому положению юридически общий характер. По своим регулятивным свойствам и механизму их образования нормативные правоконкретизирующие положения тождественны конкретизирующим правовым нормам, создаваемым в процессе правотворчества.

Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их осуществления.

 

    1. Инкорпорация как вид систематизации нормативно-правовых актов.

Инкорпорация - эта такая деятельность по систематизации, когда нормативные правовые акты обобщаются в различные сборники. Критерии, по которым в них подбирается материал, могут быть различными: предмет регулирования (труд, семья, молодежь), хронология, когда акты располагаются соответственно времени их принятия и т.п.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициальной инкорпорацией могут заниматься любые субъекты, результат этой деятельности не является обязательной для потребителя, т.е. на эти сборники нельзя ссылаться как на официальные источники (например, каждый студент-юрист в процессе подготовки к занятиям пользуется хрестоматиями по истории государства и права, по истории политических и правовых учений, по праву отдельных государств). В некоторых случаях инкорпорация может носить официальный характер, например, принятие законодательным органом Свода законов, или официозный - инкорпорация проведена неправотворческим государственным органом (например, Министерством юстиции РФ).

Разновидностью инкорпорации является консолидация. В этом случае происходит объединение множества нормативных правовых актов, связанных общим предметом регулирования, в единый укрупненный акт. Этот вид систематизации является, как правило, этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

 

    1. Институт гражданства.

Гражданство – элемент структуры правового статуса правовой личности. Институт гражданства пришел на смену институту подданства.

Состояние гражданства (подданства) также становится юридическим фактом, порождая определенные правоотношения между гражданином и государством (например, обязанность государства охранять граждан, защищать их даже за рубежом и т.д.).

Предпосылкой правового статуса гражданина является гражданство как определенное политико-правовое состояние человека. Оно отражает юридическую принадлежность индивида к государству, "выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства

Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства

Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.

    1. Исторические типы государства и права.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Формационная:

- . В зависимости от  типов экономического базиса  выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

По типу: Архаическая, эксплутационная и коммунистическая

- Достоинства формационной  типологии:

1) продуктивна сама идея  делить государства на основе  социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер  развития государства. Источник  развития государства заключен, по мнению представителей данной  теории, в самом обществе, а не  вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные  факторы (религиозные, национальные, культурные  и т.п.), которые подчас могут  весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные  факторы как существенные в  тех или иных конкретно-исторических  условиях (ведь не случайно выделяют  религиозный и национальный подходы  к сущности государства);

Информация о работе Шпаргалка по "Теории Государства и Права"