Шпаргалка по "Конституционному правосудию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:17, шпаргалка

Краткое описание

1.Судебно-конституционное право и процесс как отрасль российского права: понятие, предмет правового регулирования, метод правового регулирования, структура.
Судебно-конституционное право и процесс (конституционное правосудие) как отрасль права — это система нормативных установлений, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования судебного конституционного контроля, осуществляемого специализированными судами в форме конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводств, в целях охраны и защиты конституции на всей территории государства.

Вложенные файлы: 1 файл

кое какие ОТВЕТЫ по к правосудию.doc

— 483.50 Кб (Скачать файл)

-Дагестан, - Саха(Якутия), - Кабардино-Балкария, Мордовия (проработал 1 год,потом был  упразднён президентом республики).

Обстоятельства, по которым появляются эти суды.

признание суверенитетов гос-ва – КС РФ

Формальную основу нашли в концепции судебной реформы от 24 окт. 1991 года (суть: советская судебная система преобразовалась в суд систему капиталистического гос-ва).

До 1993 (до принятия Конст) эти конст-уставн суды не упоминаются вообще.

3 этап.

Конст. РФ не предопределяла специальных норм к форме создания таких органов конституционного контроля. Форму определяли субъекты по своему усмотрению. На этом этапе создавались не только суды, но и квазисудебные органы (согласительная палата – Ставрополь, уставная палата иркутской области).

4 этап.

Связан с дейсвтием ФКЗ о суд. Ситеме.

Были споры? В конституции нет этих судов? Внедрение идеи о конституционных и уставных судах в закон о суд. Ситеме. После принятия этого закона все иные квазисудебные органы были упразднены.

Сейчас из 83 субъектов уставные и конституционные суды субъектов есть только в 18.Если же в субъекте нет такого суда, то компетентен осуществлять его полномочия суд общей юрисдикции.

В юридической литературе предлагается большое количество идей о том, как ускорить процесс создания таких судов субъектах: 1 идея: принять ФКЗ, 2 идея: в фкз о суд системе предусмотреть не право, а обязанность субъекта создать конституционный или уставной суд, 3 идея- чётко закрепить в нпа, что субъект федерации свободен в избрании форм защищать устав или конституцию субъекта.

51.    51Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

косвенно. Конституция РФ. Она не содержит норм об этих судах, но учёные говорят, что в К есть совокупность положений из которых выводятся общие возможности и направления.

(ст. 66, 71, 72, 73 – не отн. К сфере ведения РФ и совместного  ведения РФ, принцип ст. 5, ч.2ст.118).

Правовые позиции КС РФ

Опр-е КС РФ от 6 марта 2003года № 103-О (КС сказал, что в субъектах есть свои КС не означает , что в субъектах есть своя судебная инстанция)

3.ФКЗ «О судебной системе»  Он легализовал те уставные  суды, которые уже были созданы и явился базой для создания новых.

Ст. 4 – конст-уставны. Суды – часть судебной системы. (финансируются из бюджета субъекта и создаются субъектом).

Ст. 13, 17 – создаются и упраздняются законами субъектов

Ст. 27 – Закреплено право субъекта создать эти суды, плюс функции конституционных (уставных) судов – проверка не соответствующих конституции или уставу законов и иных актов, толкование конституции.

Ни один орган не впрае пересмотреть решение Конституционного (уставного) суда субъекта, даже КС РФ.

Закон РФ «о статусе судей» от 28 июня 1992 г. – положения о правовом положении судей данных судов (устанавливаются минимальнеы требования к судьям)

НК РФ ст. 333.23 – размер госпошлины

Конституционные или уставные суды субъектов учреждаются уставами субъектов РФ т сейчас 83 субъекта – в 51 имеется учреждённый конституционны (уставной) суд – т.е. только закон есть.

Основной нпа в субъекте, который регулирует их деятельность – закон субъекта РФ о соответствующем конституционном или уставном суде (однотипны с ФКЗ о КС РФ)

52.    52Состав, порядок формирования и структура конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации самостоятельны в выборе модели организации своих конституционных (уставных) судов: состава, способа и порядка формирования, структуры, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судей. При этом учитываются принципы правового государства, традиции, кадровые, финансово-материальные возможности, опыт политико-правовой культуры, а также другие факторы и обстоятельства. Численный состав конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации определяется в пределах от пяти (Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Тыва) до девяти (Адыгея) судей. Судьи конституционных (уставных) судов выполняют свои обязанности на постоянной профессиональной основе. В отдельных случаях судейские полномочия осуществляются по совместительству либо на общественных началах (Адыгея, Ханты-Мансийский автономный округ). При работе по совместительству судьи освобождаются от выполнения основной работы на срок, необходимый для участия в судебном заседании, получают суточные и возмещение всех расходов (транспортных, телефонных и др.), связанных с судебной деятельностью. Конституционные (уставные) суды формируются законодательными органами власти (парламентами) по представлению глав субъектов Федерации (президента, губернатора) либо на основе равного представительства кандидатов на должность судей в соответствии с принципом разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти (Адыгея, Тыва), либо на основе равного количества кандидатов, выдвигаемых президентом республики и верховным советом (Татарстан). Право выдвижения кандидатов на должность судей конституционных (уставных) судов может быть предоставлено более широкому кругу субъектов. Так, в Башкортостане право выдвижения кандидатов на должность судей Конституционного суда предоставлено депутатам Государственного собрания,, высшим судебным органам Республики, Министерству юстиции, республиканским юридическим сообществам, юридическим научным и учебным заведениям. Кандидатами на должность судей конституционных (уставных) судов могут быть: граждане Российской Федерации; лица, достигшие установленного возраста — от 30 до 65 лет; обладающие обширными знаниями в области права (наличие высшего юридического образования, ученой степени по

праву) и опытом практической работы по юридической специальности(не менее 5, чаще 10 лет); постоянно проживающие либо проживающие не менее

пяти лет на территории субъекта Российской Федерации (Свердловская область, Кемеровская область); имеющие безупречную репутацию. Процесс избрания (назначения) судьи конституционного (уставного) суда заканчивается принятием присяги. Срок пребывания судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, согласно законам субъектов Российской Федерации, составляет от пяти лет в г. Санкт-Петербурге до 15 лет в Республике Саха (Якутия). Предельный возраст пребывания в должности судьи в республиках Дагестан, Северная Осетия — Алания, Саха (Якутия) установлен в 70 лет, в ряде других субъектов Российской Федерации — в 65 лет, а в республиках Карелия, Коми, Тыва, в г. Санкт-Петербурге он не установлен (в этом случае действует установленный Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. предельный возраст пребывания в должности — 70 лет). Конституционные суды субъектов осуществляют свою деятельность как единый коллегиальный орган. Они правомочны принимать решения при наличии в их составе квалифицированного большинства судей; например, в Башкортостане их должно быть четверо из пяти, в Карелии, Тыве и Марий Эл — трое из пяти, в Якутии — не менее 2/3 из семи. Конституционная палата Республики Адыгея в зависимости от характера вопросов разрешает дела в полном (девять членов) и неполном (пять членов) составах. В Республике Саха (Якутия) кроме пленарных заседаний Конституционного суда предусмотрено формирование коллегий из трех судей, которые предварительно рассматривают обращения и в случае необходимости уведомляют заявителей о неподведомственности им обращений и об их несоответствии требованиям закона. Организационные и представительские функции в конституционных (уставных) судах выполняют их должностные лица — председатель, заместитель председателя и секретарь (где он

предусмотрен). Они избираются разными способами: судьями из своего состава (республики Адыгея, Дагестан,тМарий Эл, Саха (Якутия); Свердловская область); парламентом: по представлению президента (главы) республики (Башкортостан, Бурятия, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми); по предложению судей суда (Татарстан); по предложению судей суда и с согласия президента (Тыва). Полномочия этих лиц, как правило, ограничены определенным сроком; при недобросовестном исполнении обязанностей,

злоупотреблении своими правами они могут быть прекращены досрочно. В Тыве Председатель и другие должностные лица Конституционного суда слагают свои полномочия перед вновь избранным Верховным Хуралом Республики без прекращения полномочий судьи Конституционного суда.

В структуре конституционного (уставного) суда для обеспечения его деятельности предусматривается создание аппарата (секретариата).

53.    53Правовой статус судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В конституциях и уставах, а также в законах о конституционных (уставных) судах сроки полномочий судей ограничены сроками пребывания в должности и возрастным порогом. Срокпребывания в должности судьи предусмотрен от пяти, чаще от 10 лет (Башкортостан, Дагестан, Тыва) до 12 лет (Адыгея, Марий Эл) без права быть избранным на второй срок (в Тыве такое ограничение отсутствует); в Бурятии, Кабардино-Балкарии, Карелии, Коми, Саха (Якутии) и Татарстане судьи избираются на неограниченный срок. Предельный возраст пребывания судей в должности — от 60 до 70 лет. По общему правилу судьи конституционных (уставных) судов выполняют свои обязанности на профессиональной основе.Возможно и исключение из общего правила. Так, в Конституционной палате Республики Адыгея из девяти судей только Председатель, его заместитель и секретарь работают на постоянной основе. Статус судей конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации характеризуется определенным комплексом прав и обязанностей, ихравенством, позволяющим судье осуществлять правосудие беспрепятственно и независимо. Существуют дополнительные права, например право присутствовать на заседаниях государственных органов (Башкортостан, Кабардино-Балкария, Карелия, Татарстан, Тыва). Материальное и социальное обеспечение судей конституционных (уставных) судов осуществляется различными способами 1: вопрос решается на уровне нормативов применительно к судьям федеральных судов (Бурятия, Карелия, Коми); закрепляется фиксированный размер жалованья (не менее 10-кратной минимальной заработной платы с надбавкой за стаж работы, ученую степень, звание (Тыва, Саха (Якутия)); материальное и социальное положение соотносится с тем,

которое занимают судьи верховного суда республики (Марий Эл); размер должностных окладов заместителя Председателя суда, судьи-секретаря и судей устанавливается в соответствии с их должностью в процентном отношении (95, 93, 90%) к должностному окладу Председателя конституционного суда, должностной оклад которого не может быть менее 85% должностного оклада Председателя Конституционного Суда РФ (Башкортостан); размер жалованья Председателя конституционного суда не

может быть ниже жалованья высших должностных лиц законодательной

и исполнительной власти республики (Татарстан) и более конкретно — Председателя парламента и Президента республики (Кабардино-Балкария); в г. Санкт-Петербурге оклад Председателя Уставного суда устанавливается в размере, равном должностному окладу губернатора г. Санкт-Петербурга. В Татарстане на судей Конституционного суда распространяются основные гарантии, установленные для народных депутатов Республики, а в Республике Саха (Якутия) — льготы, действующие для народных депутатов Республики. Статус судей конституционных (уставных) судов характеризуется не только правами и обязанностями, но и принципами (наряду с равенством прав): несменяемостью,независимостью и неприкосновенностью судей. В целях обеспечения независимости судей конституционных (уставных) судов устанавливаются ограничения и запреты в связи с занятием должности судьи. Судья не вправе быть депутатом любого представительного органа, принадлежать к политическим партиям и движениям, заниматься политической деятельностью, совмещать работу судьи с другой оплачиваемой работой (за некоторым исключением),

кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседаниях. Судья не имеет права публично высказывать свое мнение по вопросу, который может стать предметом рассмотрения в суде. Судья конституционного (уставного) суда не вправе осуществлять защиту или представительство, давать консультации, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

54.    54Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их классификация.

Юрисдикция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации представляет собой комплекс полномочий указанных судов, установленных конституциями (уставами)и законами субъектов Российской Федерации. Предмет ведения конституционных (уставных) судов в общем виде определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. Согласно его положениям указанные суды создаются для рассмотрения соответствия конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, актов органов местного самоуправления, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 27). Указанный перечень полномочий не является исчерпывающим, закрытым. Субъекты Российской Федерации вправе расширить указанную компетенцию, но вопреки существующему мнению не могут сузить ее. Полномочия конституционных (уставных) судов можно классифицировать на два вида: закрепленные в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и закрепленные в законах субъектов Российской Федерации. По распространенности и социально-правовой значимости полномочия конституционных (уставных) судов, как и полномочия Конституционного Суда РФ, следует разделить на основные и дополнительные. Конституционные (уставные) суды обладают следующими основными полномочиями: дают толкование конституции или устава (республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Коми, Марий Эл, Хакасия, Саха (Якутия); Свердловская, Воронежская, Амурская, Кемеровская области, г. Санкт-Петербург). В Республике Алтай Конституционный суд толкует также республиканские законы;проверяют на соответствие конституции (уставу) субъекта

Российской Федерации: законы, нормативные акты президента (губернатора), законодательного органа, правительства (республики Бурятия, Карелия, Тыва, Саха (Якутия), Марий Эл, Адыгея); нормативные акты органов местного самоуправления (республики Карелия, Дагестан; Свердловская и Воронежская области). законы субъектов Российской Федерации, примененные или подлежащие применению в конкретном деле по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод и по запросам судов (в Бурятии, Дагестане, Кабардино- Балкарии дополнительно — и иных нормативных актов, а в Карелии и Коми запросы судов исключаются); международные договоры субъектов Федерации (республики Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Татарстан, Тыва), договоры и соглашения с другими субъектами Федерации (республики Адыгея, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Коми, Бурятия, Марий Эл, Тыва), между субъектом Федерации и Российской Федерацией (республики Башкортостан, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Карелия). разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта Федерации; между органами государственной власти и органами местного самоуправления субъекта; между органами местного самоуправления. Конституционные (уставные) суды в ряде субъектов Российской Федерации наделены дополнительными (неосновными) полномочиями. В обобщенном виде они включают: проверку конституционности и законности: правоприменительной практики; ненормативных актов органов государственной власти; решений общественных объединений (Республика Тыва); участие в процессе отрешения от должности главы субъекта Федерации (в Республике Саха (Якутия), кроме того, глав органов местного самоуправления и судей); разрешение споров между государственными органами и общественными объединениями (Республика Тыва); участие в законодательном процессе путем: предоставления права законодательной инициативы по предметам ведения; права на внесение предложений об изменениях и дополнениях в конституцию (устав); дачи заключений о конституционности предложений о пересмотре определенных положений конституции (устава); права направлять послания парламенту (республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия)). В Бурятии, Кабардино-Балкарии и Тыве конституционный суд обязан воспользоваться правом законодательной инициативы, если от принятия закона зависит соблюдение конституции; участие в процедуре принятия присяги главой, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации; участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности главы субъекта Российской Федерации по состоянию здоровья выполнять свои функции;проверку конституционности организации и деятельности политических партий и общественных объединений (республики Башкортостан, Ингушетия, Саха (Якутия)); проверку конституционности назначения региональным парламентом референдума, об условиях и результатах его проведения (республики Кабардино-Балкария, Марий Эл), избрания

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному правосудию"